г. Нижний Новгород |
|
20 апреля 2017 г. |
Дело N А31-1356/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.04.2017.
Полный текст постановления изготовлен 20.04.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Чернышова Д.В.
при участии представителя
от истца: Глухарева А.В. (протокол от 31.03.2015 N 15,
приказ от 07.04.2015 N 16/лс, паспорт)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Департамента лесного хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2016, принятое судьей Денисенко Л.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016, принятое судьями Поляшовой Т.М., Барминым Д.Ю., Чернигиной Т.В., по делу N А31-1356/2016
по иску потребительского общества "Производственно-инвестиционная компания "Лесинвесттехнологии" (ИНН:4416003190, ОГРН: 1034434562282)
к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (ИНН: 4401071292, ОГРН: 1074401000112)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка
и установил:
потребительское общество "Производственно-инвестиционная компания "Лесинвесттехнологии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 01.11.2008 N 22 в части характеристик лесного участка и его насаждений, целей и объемов использования лесов, размера арендной платы, объемов и сроков исполнения лесохозяйственных мероприятий.
Исковое требование основано на статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано существенным изменением качественных и количественных характеристик лесного участка, подтвержденных лесохозяйственным регламентом.
Руководствуясь статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Костромской области решением от 21.10.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2016, удовлетворил иск. Суды исходили из доказанности факта существенного изменения количественных и качественных характеристик переданного в аренду лесного участка, а также из того, что разряды такс, зависимые от расстояния вывозки древесины, предусмотренные в ранее заключенном договоре аренды от 10.01.2006 и перенесенные в договор от 01.11.2008 N 22, не имели правового значения для внесения изменений в условие договора об арендной платы, которая являлась регулируемой и императивно подлежала определению в порядке, установленном в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства от 22.05.2007 N 310).
Не согласившись с данными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в части внесения изменений в условия договора о размере арендной платы в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Податель жалобы согласен с уменьшением цены лесопользования, определенной сторонами при переоформлении договора аренды от 01.11.2008 N 22 в порядке приведения правоотношений сторон в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, пропорционально вновь установленным качественным и количественным характеристикам лесного участка, однако считает недопустимым изменение дифференцированных ставок по разрядам такс в зависимости от расстояния от центра кварталов до погрузочных пунктов, исходя из которых определена окончательная цена по названному договору, имеющему ту же юридическую силу, что и договоры, заключенные после вступления в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель истца указал на ошибочность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Окружной суд удовлетворил ходатайство ответчика о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.04.2017 объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 14.04.2017.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав полномочного представителя истца, окружной суд пришел к следующему.
Как видно из документов и установил суд, в целях приведения заключенного на основании протокола лесного конкурса от 16.12.2005 N 90 договора аренды от 10.01.2006 в соответствие с действующим законодательством Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды от 01.11.2008 N 22 лесного участка общей площадью 26 307 гектаров, местоположение: Костромская область, Макарьевский муниципальный район, ОГУ "Макарьевское лесничество", кварталы N 17 - 19, 24 - 27, 37 - 42, 53 - 61, 69, 70, 76 и 77 Чернолуховского участкового лесничества, кварталы N 21 - 24, 37 - 42, 53 - 66, 72 - 83, 89 - 95, 104 - 110, 121 - 123 и 127 - 129 Юровского участкового лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 34:218:08:0150, сроком с 10.01.2006 по 09.01.2031. Договор зарегистрирован в установленном законном порядке 26.12.2008.
Схема расположения лесного участка и его характеристика указаны в приложениях N 1 и 2 к договору, лесной участок передан арендатору для видов использования и в объемах согласно приложению N 3 (пункты 3 и 4 договора).
Годовая арендная плата, определенная на момент подписания договора в размере 546 505 рублей, подлежала изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 5 и 11 договора).
С целью приведения договора в соответствие с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы (приказ Департамента от 11.12.2009 N 1732), стороны заключили дополнительное соглашение от 13.12.2009 к договору, в котором изменили объемы использования лесов на арендуемом лесном участке и порядок определения платы за лесопользование.
Приказом Департамента от 29.06.2045 N 199 с 01.07.2015 введены в действие материалы таксации лесов Макарьевского лесничества, а постановлением от 03.11.2015 N 10 утвержден новый лесохозяйственный регламент в связи с существенным изменением качественных и количественных характеристик лесов.
Отказ арендодателя от внесения в договор от 01.11.2008 N 22 изменений в части характеристик лесного участка и его насаждений, целей и объемов использования лесов, размера арендной платы и объемов и сроков исполнения лесохозяйственных мероприятий, послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе разрешения настоящего спора суды обеих инстанций установили и материалы дела подтверждают существенное отличие фактических количественных и качественных характеристик спорного лесного участка от указанных в договоре аренды от 01.11.2008 N 22, в том числе по объему рубок лесных насаждений, что не могло не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких, как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.
Стороны не оспорили, что при заключении названного договора размер арендной платы с использованием дифференцированных ставок по коэффициентам удаленности, соответствующих 1 и 2 разрядам такс, взят из переоформленного договора от 10.01.2006.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, справку от 21.07.2016 N 168, выданную филиалом акционерного общества "Верхневолжское аэрогеодезическое предприятие" "Волжский геодезический центр", суды обеих инстанций сочли необходимым внести испрашиваемые Обществом изменения в договор аренды, в том числе в условие договора о размере арендной платы не только исходя из новых качественных и количественных характеристик лесного участка, но и фактических расстояний от центра кварталов до погрузочных пунктов, отнесенных к 5 и 6 разрядам такс, применив правило о регулируемости платы за лесопользование.
Предметом кассационного обжалования явилось несогласие Департамента с перерасчетом платы в связи с изменением названных разрядов такс.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 10 Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 (пункт 11 Порядка).
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент переоформления договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
В рассмотренном случае первоначальный договор аренды лесного участка от 10.01.2006 заключен по результатам конкурса, итоги которого оформлены протоколом от 16.12.2005 N 90.
Таким образом, при переоформлении договора в связи со вступлением в силу Лесного кодекса условие о размере арендной платы, рассчитанной с учетом 1 и 2 разряда такс, правомерно воспроизведено сторонами в договоре от 01.11.2008 N 22, поскольку оно определено на торгах в результате согласованных действий Департамента и Общества, осуществленных в рассмотренных правоотношениях.
В силу изложенного данные коэффициенты, установленные по результатам торгов, являлись элементами цены, которая соответствовала статьям 447 (пункту 4) и 614 (пункту 2) Гражданского кодекса, статье 4 Закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ и статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации и явилась результатом добровольно принятых сторонами обязательств в соответствии со статьей 241 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем несправедливо расценена судами в качестве регулируемой (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Суды ошибочно приняли за основу расчет Общества и удовлетворили требование об изменении условия договора от 01.11.2008 N 22 об арендной плате путем применения иных, нежели установленных по результатам торгов коэффициентов.
По причине действующего императивного запрета на изменение по решению суда размера арендных платежей, определенного по результатам аукциона, не иначе как в связи с существенным изменением качественных и количественных характеристик лесного участка (часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации), суд округа находит, что новая величина платы по договору от 01.11.2008 N 22 должна быть исчислена с учетом окончательного размера платы, установленного на торгах, пропорционально вновь утвержденному объему изъятия лесных ресурсов.
В материалах делах имеется контррасчет Департамента, настаивающего на недопустимости применения при перерасчете платы за лесопользование пониженных разрядов такс, однако его проверка на соответствие части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации не может быть осуществлена в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, поэтому решение суда Костромской области от 21.10.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 подлежат отмене в полном объеме с направлением на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд округа исходит из невозможности отмены оспоренных судебных актов только в обжалуемой в части, ибо соглашения о размере этой платы и об объеме изъятия лесных ресурсов являются взаимосвязанными, кроме того, установление условий договора от 01.11.2008 N 22 относительно объемов лесопользования без пропорционального изменения платы приведет к нарушению баланса частных и публичных интересов в сфере лесопользования.
В ходе нового рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции должен правильно определить величину арендной платы по договору от 01.11.2008 N 22 в соответствии с действующим законодательством и вновь установленным объемом изъятия лесных ресурсов и принять законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы Общества не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 по делу N А31-1356/2016 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Костромской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассмотренном случае первоначальный договор аренды лесного участка от 10.01.2006 заключен по результатам конкурса, итоги которого оформлены протоколом от 16.12.2005 N 90.
Таким образом, при переоформлении договора в связи со вступлением в силу Лесного кодекса условие о размере арендной платы, рассчитанной с учетом 1 и 2 разряда такс, правомерно воспроизведено сторонами в договоре от 01.11.2008 N 22, поскольку оно определено на торгах в результате согласованных действий Департамента и Общества, осуществленных в рассмотренных правоотношениях.
В силу изложенного данные коэффициенты, установленные по результатам торгов, являлись элементами цены, которая соответствовала статьям 447 (пункту 4) и 614 (пункту 2) Гражданского кодекса, статье 4 Закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ и статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации и явилась результатом добровольно принятых сторонами обязательств в соответствии со статьей 241 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем несправедливо расценена судами в качестве регулируемой (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
...
По причине действующего императивного запрета на изменение по решению суда размера арендных платежей, определенного по результатам аукциона, не иначе как в связи с существенным изменением качественных и количественных характеристик лесного участка (часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации), суд округа находит, что новая величина платы по договору от 01.11.2008 N 22 должна быть исчислена с учетом окончательного размера платы, установленного на торгах, пропорционально вновь утвержденному объему изъятия лесных ресурсов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф01-796/17 по делу N А31-1356/2016