г. Нижний Новгород |
|
25 апреля 2017 г. |
Дело N А82-18073/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.04.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.08.2016, принятое судьей Мухиной Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В., по делу N А82-18073/2015
по заявлению департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (ИНН: 7610070185, ОГРН: 1067610046514) муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" (ИНН: 7610083593, ОГРН: 1097610001411)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - администрация городского округа город Рыбинск, муниципальный Совет городского округа город Рыбинск,
и установил:
департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент), муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" (далее - Учреждение, МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела") обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 14.10.2015 (изготовлено в полном объеме 28.10.2015) по делу N 06-03/20-15, а также выданного на основании данного решения обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа город Рыбинск (далее - Администрация), муниципальный Совет городского округа город Рыбинск.
Суд решением от 12.08.2016 удовлетворил заявленное требование частично.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016 решение оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, порядок расходования бюджетных средств определяется не Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а Бюджетным кодексом Российской Федерации, в котором предусмотрено предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям; у Департамента не было правовых оснований для отбора исполнителей муниципального задания; муниципальное задание не является гражданско-правовым договором; в действиях Департамента отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, антимонопольный орган на основании приказа от 11.06.2015 N 303 возбудил дело N 06-03/20-15 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в утверждении муниципального задания МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" на выполнение работ по содержанию и благоустройству мест погребения (городских кладбищ, воинских мемориальных захоронений) без применения установленной Федерального закона N 44-ФЗ процедуры торгов, и была создана комиссия по рассмотрению данного дела.
В ходе комиссионного рассмотрения дела N 06-03/20-15 Управление установило, что в пункте 36 решения муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 19.12.2013 N 301 "О бюджете городского округа город Рыбинск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" закреплено предоставление на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов муниципальным бюджетным и автономным учреждениям городского округа город Рыбинск субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, рассчитанной с учетом нормативных затрат на оказание муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального имущества. Согласно приложению N 6 "Ведомственная структура расходов бюджета городского округа город Рыбинск на 2014 год" к названному решению на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям в рамках расходов на организацию и содержание мест захоронения выделены бюджетные средства в размере 11 461 701,30 рубля.
Приказом Департамента от 10.01.2014 N 4 "Об утверждении муниципального задания на выполнение муниципальных работ МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" на 2014 год" утверждено муниципальное задание Учреждению на выполнение муниципальных работ на 2014 год согласно приложению N 1. Согласно заданию Учреждение обязано выполнить муниципальные работы, в том числе по содержанию и благоустройству мест погребения (городских кладбищ, воинских и мемориальных захоронений), а в пункте 2 "Характеристика работ" приложения N 1 определены наименование работ, содержание работ, планируемый результат выполнения работ.
Департамент (главный распорядитель) и Учреждение заключили соглашение от 10.01.2014 N 12 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2014 год. Предметом данного соглашения является определение порядка и условий предоставления главным распорядителем Учреждению субсидии из бюджета городского округа город Рыбинск на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2014 год (пункт 1.1).
Антимонопольный орган установил, что с учетом дополнительных соглашений на данные цели в 2014 году Учреждению предусмотрено выделение бюджетных средств на сумму 11 261 701 рубль. Согласно справке о выполнении работ по муниципальному заданию в 2014 году Учреждением самостоятельно (без привлечения подрядчиков) выполнило работы на общую сумму 5 828 777,82 рубля, в частности подметание территорий, дорог, аллей кладбищ в летний и зимний периоды; ручная уборка дорожек, остановочных площадок в летний и зимний периоды; сбор случайного мусора; выкашивание газонов мотокосой; уборка скошенной травы вручную; уход за газонами; корчевка отдельно стоящих кустарников и другое. Сторонними организациями, привлекаемыми Учреждением в рамках проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в рассматриваемый период на общую сумму 2 358 231,18 рубля выполнялись такие виды работ как: акарицидная (противоклещевая) обработка кладбищ; вывоз, прием и захоронение ТБО; охрана кладбищ.
В пункте 31 решения муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 24.12.2014 N 22 "О бюджете городского округа город Рыбинск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" закреплено предоставление на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов муниципальным бюджетным и автономным учреждениям городского округа город Рыбинск субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, рассчитанной с учетом нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание муниципального имущества. Согласно приложению N 6 "Ведомственная структура расходов бюджета городского округа город Рыбинск на 2015 год" к названному решению на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям в рамках расходов на организацию и содержание мест захоронения выделены бюджетные средства на сумму 21 195 451,22 рубля.
Приказом Департамента от 12.01.2015 N 3 "Об утверждении муниципального задания на выполнение муниципальных работ МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" на 2015 год" утверждено муниципальное задание Учреждению на выполнение муниципальных работ на 2015 год согласно приложению N 1. В названном приложении указано, что Учреждение обязано выполнить муниципальные работы, в том числе по содержанию и благоустройству мест погребения (городских кладбищ, воинских и мемориальных захоронений). В пункте 2 "Характеристика работ" определены наименование работ, содержание работ, планируемый результат выполнения работ.
Департамент (главный распорядитель) и Учреждение заключили соглашение от 12.01.2015 N 14 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2015 год. Предметом данного соглашения является определение порядка и условий предоставления главным распорядителем Учреждению субсидии из бюджета городского округа город Рыбинск на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2015 год. На данные цели в 2015 году Учреждению предусмотрено выделение бюджетных средств в размере 14 170 300 рублей.
В ходе рассмотрения дела Управление установило, что согласно справке о выполнении работ по муниципальному заданию в 2015 году Учреждением самостоятельно (без привлечения подрядчиков) выполнило аналогичные с 2014 годом работы на общую сумму 5 767 855,98 рубля. Сторонними организациями, привлекаемыми Учреждением в рамках проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в рассматриваемый период на общую сумму 2 358 231,18 рубля выполнялись работы аналогичного с 2014 годом характера.
В соответствии с пунктами 1.9, 2.1, 2.2 Устава МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела", утвержденного постановлением Администрации от 27.12.2011 N 4534 (далее - Устав), Учреждение создано для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа город Рыбинск в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В пунктах 2.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4 Устава определены основные виды деятельности Учреждения, в частности организация погребения и предоставление связанных с ним ритуальных услуг, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего в морг, на кладбище, погребение; организация похоронного обслуживания, ведение и выдача гражданам (организациям) соответствующей документации, в том числе: оказание услуг, связанных с обустройством захоронения, оказание информационных и консультативных услуг по вопросам похоронного дела; учет и инвентаризация захоронений, учет и выделение земельных участков для захоронений, ведение и хранение книг регистрации захоронений; содержание мест погребения (городских кладбищ, воинских и мемориальных захоронений) и т.д.
В соответствии с пунктом 2.8 Устава Учреждение вправе осуществлять следующую приносящую доход деятельность, не относящуюся к его основной деятельности, а именно предоставление услуг похоронной службы или организация похорон; услуги по уходу за могилами и прочими местами захоронения; предоставление транспорта, в том числе пассажирского для сопровождения похорон; предоставление транспорта для перевозки тел умершего; торговля похоронными принадлежностями и сопутствующими товарами для организации похоронного ритуала; изготовление гробов, траурных венков, искусственных цветов, лент, гирлянд, каменных надгробных сооружений.
По мнению антимонопольного органа, работы по содержанию и благоустройству мест погребения относятся к муниципальным нуждам и финансируются за счет средств соответствующего бюджета, следовательно, они должны выполняться в условиях обеспечения конкуренции, отбор хозяйствующих субъектов для выполнения указанных работ должен осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ.
Антимонопольный орган принял решение от 14.10.2015 по делу N 06-03/20-15 (в полном объеме изготовлено 28.10.2015), в соответствии с которым в действиях Департамента установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившийся в доведении заказа до МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" на 2014 - 2015 годы по содержанию и благоустройству мест погребения без применения установленной Федеральным законом N 44-ФЗ процедуры торгов.
На основании указанного решения Департаменту выдано предписание об устранении нарушений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Департамент и Учреждение не согласились с решением и предписанием Управления, и обратились в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании их недействительными.
Руководствуясь статьей 4, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 15, статьями 23, 49, 50, частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции, частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 8, статьей 13 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 23 части 1 статьи 16, частью 2 статьи 18, частью 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктом 2 статьи 25, статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование частично: признал недействительным оспоренное предписание Управления в той части, в какой его действие распространяется на иные работы (услуги), кроме работ (услуг) по содержанию и благоустройству мест погребения; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаками ограничения конкуренции являются в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
В пункте 3 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд определена как совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно статье 13 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Понятие муниципальной нужды было определено в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшего до 01.01.2014) и понималось как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. По смыслу Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующего отношения в сфере закупок с 01.01.2014, понятие муниципальной нужды не изменилось и в настоящее время понимается аналогичным образом.
В соответствии частью 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
На основании части 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом аналогичные положения об отнесении вопросов по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения к ведению органов местного самоуправления закреплены соответствующими нормами Федерального закона N 8-ФЗ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
ГОСТ Р 53107-2008 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 516-ст, содержание мест захоронений относит к ритуальным услугам.
В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением запретов, установленных Законом о защите конкуренции.
Поскольку содержание и благоустройство мест погребения является потребностью органа местного самоуправления, выполнение данных работ обеспечивается за счет средств бюджета городского округа город Рыбинск (решения муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 19.12.2013 N 301 "О бюджете городского округа город Рыбинск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", от 24.12.2014 N 22 "О бюджете городского округа город Рыбинск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2014 и 2015 годы), данные работы следует признать муниципальной нуждой, в связи с чем при использовании бюджетных средств, направленных на оплату соответствующих работ обязательным условием является применение положений Федерального закона N 44-ФЗ.
Суды установили, что в рассматриваемом случае деятельность Учреждения по выполнению на основании утвержденного и выданного муниципального задания поименованных работ была направлена на обеспечение потребностей муниципального образования в работах, необходимых для решения Администрацией вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления, при этом финансирование таких работ осуществлялось за счет средств местного бюджета, что не соотносится с основными принципами и целями Федерального закона N 44-ФЗ, направленного на обеспечение конкуренции на товарных рынках.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что для Учреждения, осуществляющего деятельность на рынке услуг по содержанию и благоустройству мест погребения на территории Ярославской области, на которой в рассматриваемый период действовали и иные субъекты (в частности, Ритуальный центр "Альфа-Ярославль" (г. Ярославль), Компания "АБ-Рент" (г. Ярославль), ИП Татаринов С.Э. (г. Ярославль), Центр "Благодел" (г. Ярославль), в данном случае были созданы необоснованные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на том же товарном рынке, выраженные в возможности выполнения работ для муниципальных нужд без необходимости участия в конкурентных процедурах, регламентированных Федеральным законом N 44-ФЗ.
При наличии функционирующего товарного рынка и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении работ по содержанию и благоустройству мест погребения, Департамент не вправе был включать соответствующие работы в муниципальное задание Учреждения, а обязан был посредством конкурентных процедур на основании Федерального закона N 44-ФЗ выявить победителя и заключить с ним муниципальный контракт на выполнение данных работ. Расходование бюджетных средств на выполнение работ и оказание услуг в целях удовлетворения муниципальных нужд вопреки доводам заявителей не предполагает иного способа определения исполнителя таких работ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Конкурентный товарный рынок установлен антимонопольным органом в решении. Признаки ограничения конкуренции определены по тем основаниям, что иные хозяйствующие субъекты, имевшие возможность претендовать на заключение муниципальных контрактов, были лишены законной возможности претендовать на осуществление деятельности на рассматриваемом товарном рынке.
Департамент, установив безальтернативный порядок выполнения работ по содержанию и благоустройству мест погребения, направленных на удовлетворение муниципальной нужды, посредством выдачи муниципального задания на 2014 - 2015 годы Учреждению без проведения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, создал необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту (Учреждению). Управление установило, что Учреждение обладает признаками хозяйствующего субъекта, установленными пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, поскольку вправе осуществлять деятельность, приносящую ему доход на товарном рынке оказания ритуальных услуг по содержанию и благоустройству мест погребения в границах Ярославской области.
Указанное обстоятельство подчеркивает исключительное положение МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" на товарном рынке, что в свою очередь создает для него возможность определять условия осуществления предпринимательской деятельности на товарном рынке преимущественно перед своими непосредственными конкурентами.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Департаментом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Суды правомерно отклонили ссылку Департамента на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку их применение должно осуществляться в совокупности с нормами Федерального закона N 44-ФЗ и запретами, установленными Законом о защите конкуренции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку; они основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.08.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016 по делу N А82-18073/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Департамент, установив безальтернативный порядок выполнения работ по содержанию и благоустройству мест погребения, направленных на удовлетворение муниципальной нужды, посредством выдачи муниципального задания на 2014 - 2015 годы Учреждению без проведения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, создал необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту (Учреждению). Управление установило, что Учреждение обладает признаками хозяйствующего субъекта, установленными пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, поскольку вправе осуществлять деятельность, приносящую ему доход на товарном рынке оказания ритуальных услуг по содержанию и благоустройству мест погребения в границах Ярославской области.
Указанное обстоятельство подчеркивает исключительное положение МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" на товарном рынке, что в свою очередь создает для него возможность определять условия осуществления предпринимательской деятельности на товарном рынке преимущественно перед своими непосредственными конкурентами.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Департаментом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Суды правомерно отклонили ссылку Департамента на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку их применение должно осуществляться в совокупности с нормами Федерального закона N 44-ФЗ и запретами, установленными Законом о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 апреля 2017 г. N Ф01-1286/17 по делу N А82-18073/2015