г. Нижний Новгород |
|
27 апреля 2017 г. |
Дело N А11-2553/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Запрудского В.С. (доверенность от 30.12.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2016, принятое судьей Тимчуком Н.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., по делу N А11-2553/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ИНН: 3328415442, ОГРН: 1023301456903)
о признании частично незаконным решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Меленковского района,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Тепловая эксплуатационная служба" (ИНН: 3319008183, ОГРН: 1083334002465) и
акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир" (ИНН: 3328101380, ОГРН: 1023301461810),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным пункта 2 решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Меленковского района (далее - Администрация) от 01.03.2016 N 13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Тепловая эксплуатационная служба" (далее - ООО "ТЭС") и акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир" (далее - АО "Газпром газораспределение Владимир").
Арбитражный суд Владимирской области решением от 28.09.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с неправильным применением норм материального права - Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает, что в дело не представлены доказательства, подтверждающие, что прекращение поставки газа на котельную Администрации повлечет такие последствия как человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Невозможность выполнения Администрацией возложенных на нее функций и вероятность наступления риска возникновения чрезвычайной ситуации документально не подтверждены. Суды неправомерно расценили ситуацию, связанную с прекращением поставки газа на котельную, осуществляющей выработку тепловой энергии для Администрации, в качестве чрезвычайной.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
АО "Газпром газораспределение Владимир" в отзыве указало, что считает жалобу обоснованной, и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество уведомлением от 04.12.2015 N ЮЛ-01/4147 предупредило ООО "ТЭС" и Администрацию о наличии задолженности за поставленный газ и об уменьшении или прекращении поставки газа в случае ее неоплаты на котельную, обеспечивающую здание, расположенное по адресу: город Меленки, улица Красноармейская, дом 102, на основании статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункта 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, пункта 5 статьи 486, статьи 523, пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1.
Уведомлениями от 14.12.2015, от 17.12.2015 Общество предупредило ООО "ТЭС" и Администрацию об ограничении поставки газа с 21.12.2015 в случае неоплаты задолженности на этот момент.
ООО "ТЭС" и Администрация уведомлениями от 22.12.2015, от 23.12.2015, от 22.01.2016 предупреждены Обществом о переносе срока прекращения поставки газа.
Предупреждением от 25.02.2016 N ЮД-01/624 Общество уведомило о прекращении поставки газа на спорную котельную 01.03.2016.
В установленный срок Общество прекратило поставку газа, что повлекло прекращение подачи тепла в здание Администрации.
Решением от 01.03.2016 "О возобновлении подачи теплоснабжения" Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Администрации обязала ООО "ТЭС" возобновить подачу теплоснабжения с котельной Администрации, расположенной по адресу: город Меленки, улица Красноармейская, и с котельной центра N 2, расположенной по адресу: город Меленки, улица Красноармейская, на отапливаемые ими здания (пункт 1); Общество и АО "Газпром газораспределение Владимир" - возобновить подачу природного газа на котельные, указанные в пункте 1 решения (пункт 2).
Общество не согласилось с пунктом 2 указанного решения и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статьями 1, 2 и 7 Федерального закона N 68-ФЗ, Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Меленковского района, утвержденным постановлением главы Меленковского района от 06.02.2015 N 209, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Федеральный закон N 131-ФЗ определяет общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения населения (пункт 4 части 1); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1).
Согласно статье 1 Федерального закона N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В статье 7 Федерального закона N 68-ФЗ определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К ним, в том числе, относятся мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, которые проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 Федерального закона N 68-ФЗ).
Органы местного самоуправления содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты "ж" и "з" пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Во исполнение Федерального закона N 68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации утвердило Положение N 794.
В соответствии с пунктом 8 названного положения образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия ими решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Постановлением главы Меленковского района от 06.02.2015 N 209 утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Меленковского района (далее - Положение N 209).
Согласно разделу 1 Положения N 209 Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации является координационным органом районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Владимирской области в выполнении мероприятий по снижению риска, смягчению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Меленковского района.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации в пределах своей компетенции имеет право привлекать в установленном порядке при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций силы и средства, транспорт, материально-технические средства, независимо от их ведомственной принадлежности, для выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для администрации района и администраций муниципальных образований, организаций и предприятий района (пункты 3.1, 4.4 Положения N 209).
Как следует из материалов дела, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, рассмотрев ситуацию, связанную с ограничением режима подачи газа с 14 часов 48 минут 01.03.2016 на котельную, в результате чего было остановлено теплоснабжение здания Администрации, квалифицировала эти действия как предпосылку чрезвычайной ситуации. В целях недопущения срыва отопительного сезона, роста социального напряжения, вызванного невозможностью Администрацией выполнять возложенные на органы местного самоуправления функции, руководствуясь Положением N 209, Комиссия обязала Общество и АО "Газпром газораспределение Владимир" возобновить подачу природного газа.
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае оспариваемое решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принято в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в связи с прекращением подачи тепла в период отопительного сезона в здание Администрации, где работают люди, что исключает возможность выполнения функций Администрации, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, а также направлено на сохранение здоровья людей, работающих в здании Администрации, снижение размеров материальных потерь при возможном выходе из строя оборудования в случае отсутствия отопления.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования и оценки судов и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 по делу N А11-2553/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение Федерального закона N 68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации утвердило Положение N 794.
...
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае оспариваемое решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принято в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в связи с прекращением подачи тепла в период отопительного сезона в здание Администрации, где работают люди, что исключает возможность выполнения функций Администрации, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, а также направлено на сохранение здоровья людей, работающих в здании Администрации, снижение размеров материальных потерь при возможном выходе из строя оборудования в случае отсутствия отопления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф01-1418/17 по делу N А11-2553/2016