г. Нижний Новгород |
|
04 мая 2017 г. |
Дело N А39-1161/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.05.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.10.2016, принятое судьей Волковой Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017, принятое судьями Смирновой И.А.,Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., по делу N А39-1161/2016
по заявлению администрации городского округа Саранск
к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
о признании незаконными действий
и установил:
администрация городского округа Саранск (далее - Администрация) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Мордовия к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации перехода права собственности администрации на объект недвижимости: помещение в хозяйственном сарае, общей площадью 14,4 квадратного метра, с кадастровым номером 13:23:1101100:1946, расположенное по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Пуркаева, дом 40а, оформленному сообщением от 08.12.2015 N 13/001/118/2015-6858 (08-04/32067), и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости за Администрацией.
Требования основаны на статьях 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии с требованиями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Терешкина Любовь Викторовна, федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" в лице Саранского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ по Республике Мордовия".
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 12.10.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017, отказал в удовлетворении заявления.
Сославшись на статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 239.1, 279 и 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9, 13, 16, 18, 24 и 25.7 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122), главу VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, суд не усмотрел правовых оснований для признания оспоренного отказа незаконным.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к тому, что суд ошибочно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявления Администрации, поскольку она представила в регистрирующий орган все документы, необходимые для регистрации перехода права собственности на спорное имущество (в частности, соглашение о выкупе от 12.05.2015).
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства стороны и третье лицо не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.10.2016 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Администрация приняла постановление от 04.12.2012 N 3928 "Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Лихачева, Т. Бибиной, Гожувская, Косарева г. Саранска, включая проект межевания".
В целях реализации постановления N 3928 Администрация 13.04.2015 приняла постановление N 1117 "Об организации работ по выкупу объектов недвижимого имущества", в соответствии с которым администрация Октябрьского района городского округа Саранск обязана организовать в установленном порядке от имени администрации городского округа Саранск работы по выкупу объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 13:23:1101100:1951 и 13:23:1101100:1946, расположенных по адресу: город Саранск, улица Пуркаева, а именно: определению размера возмещения недвижимого имущества; подготовке проекта соглашения о выкупе недвижимого имущества; заключению с собственниками недвижимого имущества соглашения о выкупе недвижимого имущества; выплате размера возмещения собственникам недвижимого имущества; прекращению права собственности на указанные объекты (пункт 1 постановления).
Постановлением установлено, что финансирование расходов, предусмотренных в пункте 1 постановления, осуществляется за счет средств бюджета городского округа Саранск.
Во исполнение постановления от 13.04.2015 N 1117 администрацией Октябрьского района городского округа Саранск 12.05.2015 с гражданкой Терешкиной Л.В. заключено соглашение о выкупе недвижимого имущества в связи с прекращением права собственности - помещения в хозяйственном сарае, назначение нежилое, этаж 1, общей площадью 14,4 квадратного метра, с кадастровым номером 13:23:1101100:1946 расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Пуркаева, дом 40а, подлежащего сносу, для муниципальных нужд городского округа Саранск.
Помещение в хозяйственном сарае общей площадью 14,4 квадратного метра, этаж 1, с кадастровым номером 13:23:1101100:1946, расположенное по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Пуркаева, дом 40а, принадлежит Терешкиной Л.В. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 17.05.2013 серии 13 ГА 754467).
В соответствии с Отчетом об определении рыночной стоимости помещения в хозяйственном сарае от 23.03.2015 N 15/03/168-н/1 размер возмещения за снос недвижимого имущества составляет 251 000 рублей.
Оплата выкупаемого недвижимого имущества в сумме 251 000 рублей осуществлена Терешкиной Л.В. перечислением по платежному поручению от 17.07.2015 N 152504.
Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением от 23.09.2015 о регистрации перехода права собственности на помещение в хозяйственном сарае, назначение нежилое, этаж 1, общей площадью 14,4 квадратного метра, с кадастровым номером 13:23:1101100:1946, расположенное по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улиица Пуркаева, дом 40а.
Сообщением от 08.12.2015 N 13/001/118/2015-6858 (08-04/32067) Управление Росреестра со ссылкой на абзацы 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122 отказало Администрации в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, указав, что приобретение недвижимого имущества за счет средств муниципального образования возможно лишь в двух случаях, а именно при изъятии имущества для муниципальных нужд (статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации) или для приобретения товаров для муниципальных нужд (Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44).
Посчитав решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект несоответствующим действующему законодательству и нарушающим ее права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 122 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статьи 4 Закона N 122 государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (статья 9 Закона N 122).
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (пункт 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 13 Закона N 122 одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
В соответствии со статьей 16 Закона N 122 государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 1 статьи 17 Закона N 122).
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 122 документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.7 Закона N 122 основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Одновременно с документом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для государственной регистрации представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное (пункт 2 статьи 25.7 Закона N 122).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Закона N 122).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзацы 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122).
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (часть 3 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации)).
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд определен главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, которое осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что истец 23.09.2015 представил в регистрирующий орган документы для государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости, среди которых отсутствовало решение Администрации об изъятии объекта недвижимости - помещения в хозяйственном сарае для муниципальных нужд городского округа Саранск, изданного и принятого в установленном законом порядке.
Заявитель полагает, что для осуществления соответствующих регистрационных действий достаточно представленного соглашения о выкупе недвижимого имущества от 12.05.2015 относительно объекта с кадастровым номером 13:23:1101100:1946.
Суд округа правомерно не принял во внимание указанный довод заявителя в силу следующих обстоятельств.
В пункте 2 статьи 24 Закона N 44 установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В пункте 1 статьи 93 Закона N 44, на который ссылается Администрация, предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако, как верно отметил суд, приобретение Администрацией помещения в хозяйственном сарае к указанным в данной статье случаям не относится.
Каких-либо документов, свидетельствующих о соблюдении требований Закона N 44, Администрация на государственную регистрацию права собственности не представила.
В связи с указанными обстоятельствами суд пришел к верному выводу о том, что приобретение администрацией помещения в хозяйственном сарае не подпадает ни под изъятие имущества для муниципальных нужд, ни под приобретение для муниципальных нужд. Приобретение недвижимости за счет средств публичного образования для целей реализации документации по планировке территории и, в частности, для строительства многоквартирного дома действующим законодательством не предусмотрено.
Суд также установил, что объекта недвижимости - помещения в хозяйственном сарае не существует, так как был осуществлен снос данного объекта, в связи с чем у Управления Росреестра отсутствует обязанность осуществлять регистрацию отсутствующего объекта.
Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия 14.09.2016 произвело обследование помещения в хозяйственном сарае общей площадью 14,4 квадратного метрам, этаж 1, с кадастровым номером 13:23:1101100:1946, расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Пуркаева, дом 40а, и установило, что указанный объект снесен и на дату обследования не существует (письмо от 14.09.2016 N ф-13/5379).
В силу части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного право собственности на объект недвижимости, прекративший свое существование, не может возникнуть, а значит, и быть зарегистрировано.
В связи с изложенными обстоятельствами суд пришел к правильным выводам о соответствии действий Управления Росреестра требованиям Закона N 122 и правомерном отказе Администрации в регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости.
В силу изложенного суд округа отклонил доводы заявителя, как несостоятельные.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе суд округа не рассматривал, поскольку в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.10.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А39-1161/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 статьи 24 Закона N 44 установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В пункте 1 статьи 93 Закона N 44, на который ссылается Администрация, предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
...
Каких-либо документов, свидетельствующих о соблюдении требований Закона N 44, Администрация на государственную регистрацию права собственности не представила.
...
В силу части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 мая 2017 г. N Ф01-1326/17 по делу N А39-1161/2016