г. Нижний Новгород |
|
27 апреля 2017 г. |
Дело N А11-12769/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от ответчика: Горячевой Ю.Г. (доверенность от 01.08.2016 N 83/16)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Центр Эко"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.09.2016, принятое судьей Смагиной Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016, принятое судьями Долговой Ж.А., Богуновой Е.А., Фединской Е.Н. по делу N А11-12769/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Центр Эко" (ИНН: 3327120284, ОГРН: 1143327000970)
к обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина" (ИНН: 7709028619, ОГРН: 1027806865481)
о взыскании 959 712 рублей 80 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (ИНН: 3329007728, ОГРН: 1023301463570),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр Эко" (далее - ООО "Центр Эко", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, к закрытому акционерному обществу "Капитал медицинское страхование" в лице филиала в городе Владимире (далее - ЗАО "Капитал медицинское страхование", Страховая компания) о взыскании 959 712 рублей 80 копеек задолженности за оказанные медицинские услуги застрахованным лицам в условиях дневного стационара в период с 08.06.2015 по 04.08.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - Фонд).
Определением Арбитражного суда Владимирской области от 14.09.2016 произведена процессуальная замена ответчика - ЗАО "Капитал медицинское страхование" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина" (далее - ООО "Росгосстрах-Медицина").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 21.09.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Центр Эко" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 71 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению ООО "Центр Эко", имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт оказания истцом медицинских услуг несмотря на отсутствие между истцом и ответчиком подписанного договора, следовательно, отношения между истцом и ответчиком следует рассматривать как договорные и подлежащие оплате; ответчик не обеспечил своевременное заключение договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, что свидетельствует о недобросовестном его поведении. Заявитель жалобы указывает, что процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) выполняется медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Подробно позиция ООО "Центр Эко" изложена в кассационной жалобе.
ООО "Росгосстрах-Медицина" и Фонд в отзывах на кассационную жалобу, представитель ООО "Росгосстрах-Медицина" в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Общество и Фонд, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр Эко" включено в Реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Владимирской области (реестровый номер 330361).
Общество (организация) и ЗАО "Капитал медицинское страхование" (страховая медицинская организация) заключили договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 14.08.2015 N 5/115, согласно пункту 1.1 которого организация обязалась оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязалась оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В пункте 4.1 договора определено, что страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 20-го числа каждого месяца включительно.
Договор вступает в силу с даты его подписания и действует по 31 декабря года, в котором он был заключен (пункт 9 договора).
В приложении N 1 к договору согласован объем медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования на 2015 год: 471 пациенто-дней в дневных стационарах на 2015 год.
Общество представило в Страховую компанию сведения об оказанной медицинской помощи застрахованным лицам (19 процедур экстракорпорального оплодотворения) на общую сумму 2 279 317 рублей 90 копеек.
По результатам медико-экономического контроля из оплаты исключена стоимость оказанной медицинской помощи застрахованным лицам по актам медико-экономического контроля от 13.10.2015 N 334, от 13.10.2015 N 335, от 13.10.2015 N 336, от 19.11.2015 N 373.
Общество, посчитав, что оно выполнило принятые на себя обязательства по договору, оказало застрахованным лицам необходимую помощь в рамках территориальной программы медицинского страхования, обратилось к ответчику с требованием об оплате оказанных услуг.
Отказ страховой организации от оплаты оказанных медицинских услуг послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 309, 310, 425, 430 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 14, 15, 20, 37 и 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьями 3 и 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, пунктом 2 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н, постановлением администрации Владимирской области от 24.12.2014 N 1330 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу об отсутствии оснований для оплаты оказанных услуг за счет средств обязательного медицинского страхования и отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В статье 9 Закона N 326-ФЗ определены субъекты обязательного медицинского страхования, которыми являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров (пункт 8 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Законом (подпункт 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (пункт 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 111 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), взаимодействие территориального фонда со страховыми медицинскими организациями и страховых медицинских организаций с медицинскими организациями осуществляется в соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 122 Правил N 158н страховая медицинская организация направляет средства на оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор на оказание и оплату медицинской помощи), заключаемым с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы и которым решением Комиссии установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой, а также средства для выплаты вознаграждения медицинской организации за выполнение целевых значений доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании), в пункте 3 которого установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно приложению к Положению о лицензировании в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены в том числе работы (услуги) по акушерству и гинекологии.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 11.03.2013 N 121н утвердило Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 которых акушерство и гинекология как вид работы (услуги) могут быть организованы и выполнены при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара.
В соответствии с разделом II Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрация Владимирской области от 24.12.2014 N 1330, населению Владимирской области бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная. Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной форме.
Таким образом, лицензированию подлежит медицинская деятельность, включая осуществление конкретных видов деятельности, в том числе работы (услуги) по акушерству и гинекологии, которые указываются в соответствующей лицензии. При этом оказание медицинской помощи амбулаторно и в дневном стационаре относятся к разным условиям оказания медицинских услуг по акушерству и гинекологии.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что на момент оказания спорных услуг ООО "Центр Эко" имело лицензию от 12.12.2014 N ЛО-33-01-001734 на осуществление деятельности по оказанию, в том числе, специализированной медико-санитарной помощи по генетике, акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов, акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях.
Департамент здравоохранения администрации Владимирской области 14.08.2015 выдал Обществу лицензию N ЛО-22-01-001938, в соответствии с которой ООО "Центр Эко" дополнительно получило право оказывать первичную специализированную медико-санитарную помощь по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в условиях дневного стационара.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что до 14.08.2015 истец не имел права осуществлять деятельность по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в условиях дневного стационара.
Основание возникновения обязанности ответчика по оплате услуг (договор или факт) не влияет на существо решения по настоящему делу, поскольку обязанность по оплате услуг за счет средств обязательного медицинского страхования корреспондируется праву на их оказание, отсутствие которого судами установлено и подтверждено имеющими в деле доказательствами.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.09.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 по делу N А11-12769/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Эко" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Центр Эко".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 11.03.2013 N 121н утвердило Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 которых акушерство и гинекология как вид работы (услуги) могут быть организованы и выполнены при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф01-1293/17 по делу N А11-12769/2015