г. Нижний Новгород |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А79-11261/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.08.2016, принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Рубис Е.А., по делу N А79-11261/2015
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети города Новочебоксарска"
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 30.09.2015 по делу N 44/04-АМЗ-2015,
третьи лица - акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания", Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, общество ограниченной ответственностью "Альфа-Строй",
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети города Новочебоксарска" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 30.09.2015 по делу N 44/04-АМЗ-2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - АО "Чувашская энергосбытовая компания"), Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приволжское управление), Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Государственная служба), общество ограниченной ответственностью "Альфа-Строй" (далее - ООО "Альфа-Строй").
Решением суда первой инстанции от 23.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.11.2016, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Федеральный закон N 35-ФЗ), Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, на момент обращения ООО "Альфа-строй" с заявкой к Предприятию у последнего имелась возможность технологического присоединения впервые вводимых энергопринимающих устройств. Включение дополнительных мероприятий по проектированию, строительству трансформаторной подстанции, кабельных линий при наличии технической возможности технологического присоединения противоречило Правилам N 861. Антимонопольный орган полагает, что материалами дела доказано нарушение Предприятием антимонопольного законодательства. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.05.2015 ООО "Альфа-Строй" получило от Предприятия проект договора N 551 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с приложенными техническими условиями N 3502 для присоединения к электрическим сетям и расчетом по технологическому присоединению энергопринимающих устройств - многоквартирный дом со встроенными нежилыми помещениями позиция 17, город Новочебоксарск, бульвар Зеленый, 2 А, к сетям Предприятия на уровне напряжения ниже 35 кВ. Согласно данному проекту договора и приложениям к нему стоимость технологического присоединения составляет 6 331 885,31 рубля.
При этом в стоимость платы за технологическое присоединение к электрическим сетям включена стоимость строительства новой двухтрансформаторной ТП 630-10/0,4кВ, строительство 2 КЛ-10кВ ААБл-10 3x120 кв.мм от места врезки КЛ-10 к РП-2-ТП-52 до проектируемой ТП-10/0,4; строительство КЛ-10 кВ ААБл-10 3x120 кв.мм от ИП-41 до проектируемой ТП 10/0,4 кВ.
Письмом от 08.06.2015 N 53 ООО "Альфа-Строй" предложило Предприятию исключить из проекта договора N 551 об осуществлении технологического присоединения и приложений к нему условие о необходимости строительства новой ТП-630-10/0,4кВ, строительство 2 КЛ-10кВ ААБл-10 3x120 кв.мм от места врезки КЛ-10 к РП-2-ТП-52 до проектируемой ТП-10/0,4; строительство КЛ-10 кВ ААБл-10 3x120 кв.мм от ИП-41 до проектируемой ТП 10/0,4 кВ.
Письмом от 08.06.2015 N 1231 Предприятие сообщило, что исключение из проекта договора об осуществлении технологического присоединения названных условий может привести к загрузке ТП-52 с превышением значений, определенных техническими регламентами.
В антимонопольный орган 26.06.2015 поступила жалоба ООО "Альфа-Строй" на действия Предприятия о нарушении антимонопольного законодательства, выраженном в навязывании невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В связи с выявлением признаков нарушения антимонопольного законодательства Управление выдало Предприятию предупреждение от 26.06.2015 N 04-06/5755, которым определило срок его исполнения до 13.07.2015.
Письмом от 13.07.2015 N 1238 Предприятие сообщило, что исключение из проекта договора платы за технологическое присоединение к электрическим сетям является нецелесообразным, так как расчет и весь перечень мероприятий разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Указанное предупреждение не было исполнено заявителем, поэтому Управление приказом от 15.07.2015 N 158 возбудило в отношении Предприятия дело N 44/04-АМЗ-2015 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела N 44/04-АМЗ-2015 Управление 30.09.2015 приняло решение, которым признало Предприятие нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, Обществу выдано предписание от 30.09.2015, в соответствии с которым ему предписано исключить из договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям платы за технологическое присоединение к электрическим сетям - строительство новой двухтрансформаторной ТП-630-10/0,4кВ, строительство 2 КЛ-10кВ ААБл-10 3x120 кв.мм от места врезки КЛ-10 к РП-2-ТП-52 до проектируемой ТП-10/0,4; строительство КЛ-10 кВ ААБл-10 3x120 кв.мм от ИП-41 до проектируемой ТП 10/0,4 кВ.
Предприятие не согласилось с решением и предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Законом об электроэнергетике, Правилами N 861, суд первой инстанции пришел к выводу том, что оспоренные решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Предприятия, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
В части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Суды установили, что Предприятие как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами N 861.
Из статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ следует, что территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Частью 2 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания услуг является публичным.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил N 861).
Согласно пункту 7 Правил N 861 названные Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"); г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 2, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 3, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Из пункта 9 Правил технологического присоединения следует, что в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения: а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации); б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; в) место нахождения заявителя; г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов; д) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств; е) заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств; ж) заявляемый характер нагрузки (для генераторов - возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения; з) величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии); з(1)) необходимость наличия технологической и (или) аварийной брони, определяемой в соответствии с требованиями пункта 14(2) настоящих Правил; и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям); к) планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям; л) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
В пункте 16 названных Правил указаны существенные условия, которые должен содержать соответствующий договор.
В силу пункта 16 Правил технологического присоединения для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, внесение платы за технологическое присоединение (за исключением случаев, урегулированных пунктом 16.2 настоящих Правил) осуществляется в следующем порядке: а) 10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня заключения договора; б) 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 60 дней со дня заключения договора; в) 20 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 180 дней со дня заключения договора; г) 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения; д) 10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 10 дней со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 861 в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: а) схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы); а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства; а(2)) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией); б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций (такое требование распространяется на лиц, технические условия для которых в соответствии с настоящими Правилами согласовывались с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей, обязательные для выполнения сетевой организацией в том числе путем урегулирования отношений с иными лицами; в) требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, к контролю и поддержанию качества электроэнергии, а также к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной); г) требования к присоединению энергопринимающих устройств к устройствам противоаварийной и режимной автоматики, требования к подключению всей мощности присоединяемых энергопринимающих устройств, но не ниже уровня аварийной или технологической брони, к устройствам автоматики отключения нагрузки энергопринимающих установок при снижении частоты электрического тока или напряжения в прилегающей электрической сети, требования к характеристикам генераторов; д) требования к оснащению энергопринимающих устройств устройствами релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая размещение устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения потребления с диспетчерских центров в соответствии с требованиями соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления; е) требования по установке автономного резервного источника питания в случаях присоединения энергопринимающих устройств по особой категории первой категории надежности, а также в случае временного технологического присоединения, если для его осуществления необходима установка таких источников в соответствии с пунктом 53 настоящих Правил.
Согласно пункту 28 Правил N 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются: а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций; б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил (пункт 29 Правил технологического присоединения).
В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом (пункт 30 Правил технологического присоединения).
В пункте 31 Правил технологического присоединения определено, что в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил, заявитель вправе обратиться в орган федерального государственного энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
Орган федерального государственного энергетического надзора направляет заявителю заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения в срок не позднее 30 дней со дня поступления соответствующего обращения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что действия Предприятия по включению в спорный договор об осуществления технологического присоединения к электрическим сетям платы за технологическое присоединение к электрическим сетям - строительство новой двухтрансформаторной ТП-630-10/0,4кВ, строительство 2 КЛ-10кВ ААБл-10 3x120 кв.мм от места врезки КЛ-10 к РП-2-ТП-52 до проектируемой ТП-10/0,4; строительство КЛ-10 кВ ААБл-10 3x120 кв.мм от ИП-41 до проектируемой ТП 10/0,4 кВ являлись законными ввиду отсутствия возможности технологического присоединения к энергопринимающему устройству.
В письме от 04.08.2015 Приволжское управление сообщило, что по центру питания ТП-52 2х400 кВт 10/0,0 кВ для электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Новочебоксарск, бульвар Зеленый, 2 А, с максимальной присоединяемой мощностью 437,7 кВт. - техническая возможность отсутствует.
При этом данное заключение Приволжского управления, являющегося органом федерального государственного энергетического надзора, антимонопольным органом не опровергнуто.
Кроме того, суд первой инстанции предлагал лицам, участвующим в деле, провести судебную экспертизу по установлению возможности технологического присоединения, однако участники процесса отказались от проведения экспертизы.
Суды установили, что ввиду подтвержденных фактов отсутствия технической возможности технологического присоединения по заявлению Предприятия от 30.10.2015 N 2220 об установлении размеров платы за технологическое присоединение Государственной службой был произведен расчет и постановлением от 22.12.2015 N 102-25/и "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Альфа-Строй" к электрическим сетям Предприятия по индивидуальному проекту" установлена плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Приложением к постановлению от 22.12.2015 N 102-25/и утвержден размер платы за проведение сетевой организацией следующих мероприятий: строительство кабельной линии 6 КЛ-0.4 кВ, строительство кабельной линии 2КЛ-10 кВ, строительство комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали ошибочным вывод антимонопольного органа о необходимости финансирования мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям за счет сетевой организации, поскольку Государственная служба утвердила размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Альфа-Строй".
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Управление не доказало нарушение Предприятием пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а соответственно, законность и обоснованность принятого им решения и выданного на основании этого решения предписания.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что на момент обращения ООО "Альфа-Строй" с заявкой к Предприятию у последнего имелась возможность технологического присоединения впервые вводимых энергопринимающих устройств, со ссылкой на письмо Предприятия от 21.12.2014 N 2011, отклоняется, так как названное письмо не принято судами в качестве доказательства, подтверждающего наличие возможности технологического присоединения, поскольку оно содержит в себе предварительную информацию о точках присоединения, наличии или отсутствии технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям 9-ти этажного 8 подъездного жилого дома по бульвару Зеленому, 2А.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и направленными на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.08.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 по делу N А79-11261/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приложением к постановлению от 22.12.2015 N 102-25/и утвержден размер платы за проведение сетевой организацией следующих мероприятий: строительство кабельной линии 6 КЛ-0.4 кВ, строительство кабельной линии 2КЛ-10 кВ, строительство комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали ошибочным вывод антимонопольного органа о необходимости финансирования мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям за счет сетевой организации, поскольку Государственная служба утвердила размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Альфа-Строй".
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Управление не доказало нарушение Предприятием пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а соответственно, законность и обоснованность принятого им решения и выданного на основании этого решения предписания."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2017 г. N Ф01-471/17 по делу N А79-11261/2015