г. Нижний Новгород |
|
19 мая 2017 г. |
Дело N А43-24061/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2017.
Полный текст постановления изготовлен 19.05.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей
от индивидуального предпринимателя Мамедова Джавида Гусейнали оглы:
Колесовой М.А. (доверенность от 12.11.2015),
от администрации города Нижнего Новгорода:
Лебедевой Е.А. (доверенность от 27.12.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2016, принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., по делу N А43-24061/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Мамедова Джавида Гусейнали оглы (ИНН: 526210990834, ОГРНИП: 315526200004050)
о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода, изложенного в письме от 18.08.2015 N 12-01-18-5432,
и установил:
индивидуальный предприниматель Мамедов Джавид Гусейналы оглы (далее - ИП Мамедов Д.Г.о., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), изложенного в письме от 18.08.2015 N 12-01-18-5432, об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду на 49 лет без проведения торгов земельного участка площадью 1320 квадратных метров, образованного путем раздела муниципального земельного участка с кадастровым номером 52:18:0000000:478, для размещения объектов придорожного сервиса по адресу: город Нижний Новгород, улица Слобода Печеры, у дома 112а, а также об обязании Администрации в двухнедельный срок с даты принятия арбитражным судом решения принять решение о предварительном согласовании предоставления Предпринимателю в аренду на 49 лет без проведения торгов испрашиваемого земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение 2 к заявлению от 28.07.2015) и направить решение Предпринимателю.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 26.10.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017, удовлетворил заявленные требования. Суды пришли к выводу, что Администрация необоснованно отказала Предпринимателю в предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению заявителя, суды при вынесении обжалованных судебных актов пришли к неверному выводу об отсутствии у Предпринимателя, как заявителя, обязанности представить в уполномоченный орган схему расположения земельного участка. Составление названной схемы, в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, является самостоятельной муниципальной услугой, оказываемой на основании отдельного заявления. Администрация настаивает, что схема расположения земельного участка, представленная ИП Мамедовым Д.Г.о. в уполномоченный орган, не соответствовала статьям 11.9 и 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и требованиям приказа Министерства экономического развития России от 27.11.2014 N 762, поскольку не содержала указания на все образуемые земельные участки и была разработана без учета утвержденного проекта планировки территории, по которому спорный участок попадает в границы "красных линий". При обращении в уполномоченный орган Предприниматель не обосновал площадь испрашиваемого земельного участка в 1320 квадратных метров, в то время как площадь принадлежащих ему сооружений составляет 298,2 квадратного метра.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Предприниматель в лице уполномоченного представителя устно в судебном заседании и в письменном отзыве просил оставить решение суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в силе, отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы кассационного производства, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов в силу следующего.
Предпринимателю на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: город Нижний Новгород, улица Слобода Печеры, у дома 112 А, а именно: сооружение фонтан для придорожного сервиса площадью 42,2 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:82; сооружение беседка N 10 для придорожного сервиса площадью 28,6 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:83; сооружение беседка N 12 для придорожного сервиса площадью 36,8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:84; сооружение беседка N 13 для придорожного сервиса площадью 36,8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:89; сооружение беседка N 1 для придорожного сервиса площадью 16,8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:85; сооружение беседка N 2 для придорожного сервиса площадью 16,8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:79; сооружение беседка N 3 для придорожного сервиса площадью 16,8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:77; сооружение беседка N 4 для придорожного сервиса площадью 16,8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:88; сооружение беседка N 5 для придорожного сервиса 3, площадью 16,8 квадратного метра с кадастровым номером 52:18:0060173:81; сооружение беседка N 6 для придорожного сервиса площадью 16.8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:78; сооружение беседка N 7 для придорожного сервиса площадью 16,8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:76; сооружение беседка N 8 для придорожного сервиса площадью 16,8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:80; сооружение беседка N 9 для придорожного сервиса площадью 9,7 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:86; сооружение беседка N 14 для придорожного сервиса площадью 9,7 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:94; сооружение беседка N 15 для придорожного сервиса площадью 16,8 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:77; сооружение беседка N 16 для придорожного сервиса площадью 9,7 квадратного метра, с кадастровым номером 52:18:0060173:90 (свидетельства о государственной регистрации права от 24.04.2015 серии 52 01 N 085611, серии 52 01 N 085615, серии 52 01 N 085616, серии 52 01 N 085609, серии 52 01 N 085617, серии 52 01 N 085607, серии 52 01 N 085605, серии 52 01 N 085608, серии 52 01 N 085613, серии 52 01 N 085606, серии 52 01 N 085604, серии 52 01 N 085612, серии 52 01 N 085614, серии 52 01 N 085619, серии 52 01 N 085618, серии 52 01 N 085610).
Предприниматель 28.07.2015 обратился в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду на 49 лет без проведения торгов земельного участка, на котором расположены указанные сооружения, площадью 1320 квадратных метров.
Администрация в письме от 18.08.2015 N 12-01-18-5432 отказала ИП Мамедову Д.Г.о. в удовлетворении заявления в связи с тем, что общая площадь всех сооружений, находящихся в собственности заявителя, составляет 298,2 квадратного метра, а площадь испрашиваемого участка - 1320 квадратных метров; испрашиваемый участок расположен в границах "красных линий" существующей дороги местного значения (набережная Гребного канала); схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная вместе с другими документами, не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762.
Посчитав данное решение не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По правилам части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (статья 39.20 ЗК РФ).
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет. Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
В частности, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо 6 кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1). Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2).
Согласно пункту 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Согласно пункту 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Суды при удовлетворении заявления Предпринимателя исходили из положений пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ и из того, что заявитель имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка, который на момент обращения в уполномоченный орган не был сформирован.
Окружной суд признал обоснованным вывод судов нижестоящих инстанций об отсутствии оснований для отказа Предпринимателю в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункты 3, 4 статьи 11.10 ЗК РФ).
В свою очередь, в соответствии с пунктом 32 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предоставляются следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Названный перечень - исчерпывающий, что опровергает довод Администрации о предусмотренной приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 обязанности заявителя предоставить схему земельного участка, как основанный на неверном толковании закона.
Как верно отметил кассатор со ссылкой на подпункт 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, наличие утвержденного проекта планировки и межевания территории, в границах которой расположен образуемый земельный участок, исключает необходимость утверждения схемы расположения этого земельного участка. Однако применительно к рассмотренному спору названный проект не предусматривает образование земельного участка, необходимого заявителю для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости. Согласно этому проекту объекты расположены на земельном участке площадью 358 097 квадратных метров, с кадастровым номером 52:18:0000000:478, образованном для эксплуатации дороги местного значения, что при необходимом Предпринимателю землепользовании площадью 1320 квадратных метров требует раздела ранее сформированного земельного участка, а следовательно, и утверждения соответствующей схемы расположения земельного участка. Отказ в утверждении спорной схемы лишает заявителя как собственника объектов недвижимости возможности реализации имеющегося у него исключительного права на оформление арендных отношений.
Кассатор настаивал на невозможности утверждения схемы и предоставления спорного земельного участка в аренду в связи с прохождением по нему "красных линий", что, как верно указал апелляционный суд, также необоснованно по причине отсутствия законодательно установленных запретов на получение в аренду земельного участка при наличии на нем принадлежащих заявителю объектов недвижимости.
Согласно представленным в дело документам весь участок, запрошенный заявителем, попадает в границы "красных линий", поэтому сформировать его с их учетом не представляется возможным. В то же время Администрация с 2006 года не воспользовалась судебной защитой с целью восстановления границ земельного участка общего пользования путем сноса принадлежащих Предпринимателю объектов, взыскивала с него плату за землю, что, по мнению суда округа, в настоящее время лишает ее возможности отказать в оформлении спорного землепользования путем заключения договора аренды со ссылкой на размещение объектов за границами "красных линий".
При рассмотрении спора по существу суды двух инстанций установили соответствие представленной заявителем схемы требованиям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762. Довод кассатора об обратном свидетельствует о его несогласии с выводами судебных инстанций, ином толковании требований закона, что не может служить основанием для пересмотра обжалованных судебных актов в суде кассационной инстанции.
Суды нижестоящих инстанций оценили по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства и признали обоснованной испрошенную площадь земельного участка.
Правовых оснований для переоценки данного обстоятельства окружной суд не имеет. Участок сформирован для эксплуатации объектов недвижимости, находящихся на незначительном расстоянии друг от друга, поэтому необъективно сопоставлять общую площадь самих объектов с площадью объединяющего их земельного участка.
Отсутствие на момент рассмотрения уполномоченным органом заявления документов, подтверждающих размер землепользования, необходимого Предпринимателю для эксплуатации объектов недвижимости, не свидетельствует о правомерности обжалованного отказа, поскольку подобные документы не входят в перечень обязательных для представления на стадии обращения с заявлением. Администрация при возникновении соответствующих вопросов не лишена права затребовать данные документы для рассмотрения вопроса по существу, от чего она в данном случае уклонилась.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Администрацию возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Оценив имеющиеся в деле доказательств в пределах предоставленной компетенции, суды двух инстанций установили, что Администрация в нарушение указанной процессуальной нормы не представила доказательств, подтверждающих законность оспоренного отказа.
При этих условиях суды правомерно удовлетворили требования Общества и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возложили на уполномоченный орган обязанность после вступления судебного акта в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления заявителю в аренду испрошенного земельного участка и утвердить соответствующую схему его расположения.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к выводу о том, что обжалованные судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления, не установлено.
Суд округа не разрешал вопрос о взыскании с кассатора государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку Администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.10.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 по делу N А43-24061/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно отметил кассатор со ссылкой на подпункт 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, наличие утвержденного проекта планировки и межевания территории, в границах которой расположен образуемый земельный участок, исключает необходимость утверждения схемы расположения этого земельного участка. Однако применительно к рассмотренному спору названный проект не предусматривает образование земельного участка, необходимого заявителю для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости. Согласно этому проекту объекты расположены на земельном участке площадью 358 097 квадратных метров, с кадастровым номером 52:18:0000000:478, образованном для эксплуатации дороги местного значения, что при необходимом Предпринимателю землепользовании площадью 1320 квадратных метров требует раздела ранее сформированного земельного участка, а следовательно, и утверждения соответствующей схемы расположения земельного участка. Отказ в утверждении спорной схемы лишает заявителя как собственника объектов недвижимости возможности реализации имеющегося у него исключительного права на оформление арендных отношений.
...
При рассмотрении спора по существу суды двух инстанций установили соответствие представленной заявителем схемы требованиям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762. Довод кассатора об обратном свидетельствует о его несогласии с выводами судебных инстанций, ином толковании требований закона, что не может служить основанием для пересмотра обжалованных судебных актов в суде кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2017 г. N Ф01-1567/17 по делу N А43-24061/2015
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1567/17
28.04.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-24061/15
31.01.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9525/16
26.10.2016 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-24061/15
18.10.2016 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-24061/15