г. Нижний Новгород |
|
29 мая 2017 г. |
Дело N А38-7588/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.12.2016, принятое судьей Камаевой А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н., по делу N А38-7588/2016
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Козьмодемьянская межрайонная больница" (ИНН: 12170073395, ОГРН: 1161215056485)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25.07.2016 N 02-02/29-16,
третье лицо - Министерство здравоохранения Республики Марий Эл.
и установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Козьмодемьянская межрайонная больница" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Комиссии по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) от 25.07.2016 N 02-02/29-16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Марий Эл (далее - Министерство).
Решением суда от 12.12.2016 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2016 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом Министерством здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н (далее - Порядок N 388н). По мнению Управления, предметом закупки является оказание комплексных услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, а именно медицинской эвакуации. Деятельность по оказанию медицинской скорой помощи подлежит лицензированию. В нарушение законодательства конкурсная документация Учреждения не содержала требований к участникам конкурса о необходимости наличия у них лицензии на осуществление медицинской деятельности. Основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали.
Учреждение и Министерство в отзывах отклонили доводы Управления, заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление на основании поступившей из прокуратуры информации о нарушении Учреждением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок возбудило дело N 02-02/29-16.
В ходе проверки установлено, что Учреждением проводился открытый конкурс на оказание комплексных услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации на территории Республики Марий Эл (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация 25.02.2016 были размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Управление пришло к выводу, что деятельность по оказанию медицинских услуг, которые являются предметом закупки, подлежит лицензированию. Однако в конкурсной документации не установлены требования к участникам конкурса о наличии у них лицензий на осуществление медицинской деятельности.
По результатам рассмотрения дела комиссия Управления приняла решение 25.07.2016 02-02/29-16, которым признала действия Учреждения нарушающими пункт 1 части 1 статьи 31, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ (пункт 1). В соответствии с пунктом 2 решения материалы дела подлежат передаче уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении (пункт 2).
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта Управления недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, признав решение Управления не соответствующим требованиям действующего законодательства. Суд руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 31, статьей 49, подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51, статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ, статьями 2, 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), статьей 12 Федерального закона N 99-ФЗ, Порядком N 388н.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющиеся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона.
Заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе об участнике конкурса. В частности, документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего закона, или копии таких документов (подпункт "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что предметом конкурса являлось оказание комплексных услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации на территории Республики Марий Эл.
Описание объекта закупки содержится в части IV "Техническое задание" конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 1 Технического задания исполнитель оказывает комплексные услуги по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации (в соответствии с Порядком N 388н).
В Техническом задании установлены требования к предоставлению комплекса оказываемых услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи.
Оценив условия конкурсной документации, суды установили, что закупаемые комплексные услуги - это круглосуточное предоставление автомобилей скорой медицинской помощи класса "В", их содержание в технически исправном состоянии, заправка техническими жидкостями, диспетчеризация в течение периода выполнения выездов на вызовы, содержание и управление штатом водительского персонала. Данные услуги сопровождают медицинскую деятельность учреждений здравоохранения - заказчиков в части обеспечения деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и медицинской эвакуации.
Отклонив довод Управления о том, что участниками спорного конкурса могут быть только организации, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность, в том числе, по оказанию медицинской помощи (пункт 10 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, относится к видам медицинской помощи (пункт 2 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ).
Согласно статье 35 Федерального закона N 323-ФЗ скорая специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, и включает в себя медицинскую эвакуацию. Медицинская эвакуация представляет собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования (часть 6 статьи 35 Федерального закона N 323-ФЗ).
На основании подпункта "а" пункта 4 Порядка N 388н скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь может оказываться вне медицинской организации - по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации.
Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи (пункт 6 Порядка N 388н).
Из пункта 13 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ следует, что медицинский работник - это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Медицинским работником является также физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
В приложении N 2 к Порядку N 388 определены Правила организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (далее - Правила).
Общепрофильная врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" (пункт 8 Правил).
В пункте 16 Правил определены обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи.
Водитель обязан: подчиняться врачу или фельдшеру скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи и выполнять его распоряжения (пункт "а"); знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция скорой медицинской помощи и местоположение медицинских организаций (пункт "б"); обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой медицинской помощи на вызов и движение автомобиля скорой медицинской помощи по кратчайшему маршруту (пункт "в"); выполнять правила внутреннего распорядка станции скорой медицинской помощи (пункт "г"); отслеживать техническое состояние автомобиля скорой медицинской помощи, осуществлять своевременную заправку его горюче-смазочными материалами, выполнять влажную уборку салона автомобиля скорой медицинской помощи по мере необходимости, поддерживать в нем порядок и чистоту (пункт "д"); содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации (сирену, проблесковый фонарь), прожектор поисковый, фонарь-прожектор переносной, аварийное освещение салона, шанцевый инструмент, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное) (пункт "е"); обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов (пункт "ж").
Требования к водителям скорой медицинской помощи, входящих в состав выездной бригады скорой медицинской помощи содержатся в конкурсной документации (приложение N 3 к Техническому заданию).
Суды, правильно применив приведенные нормы законодательства, исследовав и оценив положения конкурсной документации, сделали верный вывод, что водитель автомобиля скорой помощи входит в состав бригады скорой медицинской помощи, однако медицинским работником не является и медицинскую деятельность не осуществляет. Медицинскую деятельность заказчиков осуществляют медицинские работники в соответствии с лицензией на осуществление работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Рассматриваемая конкурсная документация не подразумевает передачу функций и полномочий заказчиков по осуществлению медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, сторонней организации, определенной по итогам открытого конкурса, а предусматривает лишь передачу функций по обеспечению их деятельности при формировании выездных бригад скорой медицинской помощи исключительно по предоставлению специализированных транспортных средств и их водителей.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что, поскольку услуги, являющиеся объектом закупки, не являются медицинской деятельностью, у Учреждения отсутствовали основания предъявлять к участникам конкурса требование о представлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, конкурсная документация Учреждения соответствовала положениям Федерального закона N 44-ФЗ. Суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.12.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А38-7588/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 13 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ следует, что медицинский работник - это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Медицинским работником является также физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
...
Рассматриваемая конкурсная документация не подразумевает передачу функций и полномочий заказчиков по осуществлению медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, сторонней организации, определенной по итогам открытого конкурса, а предусматривает лишь передачу функций по обеспечению их деятельности при формировании выездных бригад скорой медицинской помощи исключительно по предоставлению специализированных транспортных средств и их водителей.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что, поскольку услуги, являющиеся объектом закупки, не являются медицинской деятельностью, у Учреждения отсутствовали основания предъявлять к участникам конкурса требование о представлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, конкурсная документация Учреждения соответствовала положениям Федерального закона N 44-ФЗ. Суды правомерно удовлетворили заявленное требование."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2017 г. N Ф01-1855/17 по делу N А38-7588/2016