г. Нижний Новгород |
|
07 июня 2017 г. |
Дело N А43-15992/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2017.
Полный текст постановления изготовлен 07.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Городецкий судоремонтный завод": Сниковской Н.В. (доверенность от 19.10.2016 N 593)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2016, принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-15992/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городецкий судоремонтный завод" (ОГРН: 1045207487820, ИНН: 5260142895)
о признании частично незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 01.03.2016 N 95
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городецкий судоремонтный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление) от 01.03.2016 N 95 "О предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "Городецкий судоремонтный завод" в части установления выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 52:15:0080101:20, общей площадью 60820+/-86,30 квадратного метра, категория земель - "земли населенных пунктов", местоположением: Нижегородская область, Городецкий район, город Городец, в районе среднего бьефа реки Волги, разрешенным использованием - "под существующей производственной базой", а также об обязании Управления изложить пункт 2 оспариваемого распоряжения в новой редакции с указанием выкупной цены, соответствующей 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, и направить заявителю проект соответствующего договора купли-продажи с предложением о его заключении.
Заявленные требования основаны на статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 2, части 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) и мотивированы тем, что Общество имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 14.12.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017, удовлетворил требование Общества по заявленным основаниям.
Не согласившись с решением и постановлением, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты вследствие нарушения норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, Общество фактически заявило о несогласии с условием предоставления ему земельного участка по цене, указанной в пункте 2 оспариваемого распоряжения, и о направлении ему проекта договора купли-продажи, что свидетельствует о наличии у сторон преддоговорного спора и об избрании Обществом ненадлежащего способа защиты; на момент принятия распоряжения от 26.06.2008 N 449 Управление не обладало полномочиями по заключению договора купли-продажи спорного земельного участка; заявитель не представил сведений о праве постоянного (бессрочного) пользования и о его переоформлении на право аренды в отношении спорного участка или участка, из которого был образован спорный участок; договор аренды от 30.05.2007 N 0308/15 расторгнут 27.03.2008.
Представитель Общества в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании не согласился с доводами заявителя и просил оставить решение и постановление без изменения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства Управление не обеспечило явку представителя в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителя Общества, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:15:0080101:20, общей площадью 60 820 квадратных метров, расположенный по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, город Городец, в районе среднего бьефа реки Волги.
Общество 10.06.2008 обратилось в Управление с заявлением (исходящий N 6) о предоставлении в собственность восьми земельных участков из земель населенных пунктов по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, в районе среднего бьефа реки Волги, с кадастровыми номерами: 52:15:0080101:20, общая площадь 60 820 квадратных метров; 52:15:0080101:19, общая площадь 23 150 квадратных метров; 52:15:0080101:18, общая площадь 16 642 квадратных метра; 52:15:0080101:17, общая площадь 5610 квадратных метров; 52:15:0080101:16, общая площадь 8910 квадратных метров; 52:15:0080101:15, общая площадь 12 840 квадратных метров; 52:15:0080101:14, общая площадь 3870 квадратных метров; 52:15:0080101:13, общая площадь 9250 квадратных метров, а также о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, находящегося в зоне двадцатиметровой береговой полосы, с кадастровым номером 52:15:0080101:21, общая площадь 28 160 квадратных метров.
Земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с предыдущим кадастровым номером 52:15:0080101:2 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 16.04.2008) общей площадью 169 252 квадратных метра, расположенного по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, в районе среднего бьефа реки Волги, предоставленного Обществу по договору аренды от 30.05.2007 N 0308/15.
Распоряжениями от 26.06.2008 N 449, 450, 451, 455, 456, 457, 458 и 459 (с приложением к ним расчета цены выкупа каждого земельного участка) Управление предоставило Обществу упомянутые земельные участки в собственность, а в соответствии с пунктом 2 распоряжений поручило филиалу Российского фонда федерального имущества в Нижегородской области заключить с Обществом договор купли-продажи каждого участка.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 52:15:0080101:19, общая площадь 23 150 квадратных метров, 52:15:0080101:18, общая площадь 16 642 квадратных метра, 52:15:0080101:17, общая площадь 5610 квадратных метров, 52:15:0080101:15, общая площадь 12 840 квадратных метров, 52:15:0080101:14, общая площадь 3870 квадратных метров, 52:15:0080101:13, общая площадь 9250 квадратных метров предоставлены и оформлены в собственность Общества 05.10.2012, а земельный участок с кадастровым номером 52:15:0080101:16, общая площадь 8910 квадратных метров - 29.07.2013.
На протяжении восьми лет Общество вело переписку с Управлением с целью получения договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером 52:15:0080101:20, общей площадью 60 820 квадратных метров, что подтверждается представленными в материалы дела письмами.
Общество 11.02.2016 обратилось в Управление с заявлением (входящий N 1557) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 52:15:0080101:20 в собственность за плату.
Управление письмом от 10.03.2016 N АБ-07/2227 направило в адрес заявителя распоряжение от 01.03.2016 N 95 "О предоставлении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "Городецкий судоремонтный завод", с условиями выкупа земельного участка согласно пункту 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации и договор купли-продажи спорного земельного участка.
При этом в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов" установлена стоимость земельного участка - 54 925 325 рублей 60 копеек.
Заявитель в письме от 05.04.2016 N 189 со ссылкой на пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации сообщил Управлению о необходимости изложить в новой редакции указанное распоряжение с указанием цены, соответствующей 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Управление письмом от 11.05.2016 N ОП-07/4815 сообщило об отказе в пересмотре цены земельного участка ввиду пропуска на момент осуществления сделки купли-продажи срока, установленного Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что распоряжение Управления в части установления выкупной цены земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В части 2.2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ указано, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
Суды установили, что на земельном участке с кадастровым номером 52:15:0080101:20 расположен объект недвижимости, переданный заявителю согласно плану приватизации от 23.12.1992 и находящийся в его собственности (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.04.2010).
В 2008 году Общество обращалось в Управление с заявлением о его выкупе, и уполномоченным органом было издано распоряжение от 26.06.2008 N 449 о предоставлении в собственность этого земельного участка, однако данное распоряжение не было исполнено.
Общество на протяжении восьми лет вело с Управлением переписку с целью предоставления спорного земельного участка в собственность, поэтому суд пришел к правомерному выводу о том, что заявитель обратился в Управление в 2008 году, а не в 2016 году, как ошибочно считает уполномоченный орган, а значит, подпадает под действие статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным распоряжение Управления от 01.03.2016 N 95 в части установления выкупной цены.
Заявитель считает, что несогласие Общества с условиями предоставления ему земельного участка по цене, указанной в пункте 2 оспариваемого распоряжения, и обязания направления ему проекта договора купли-продажи, подтверждает наличие у сторон преддоговорного спора, рассматриваемого в порядке искового производства.
Между тем данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В части 4 статьи 201 названного кодекса указано, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, требования заявителя об обязании Управления совершить определенные действия (в данном случае направить проект договора купли-продажи по определенной выкупной цене с предложением о его заключении) не являются самостоятельными требованиями и могут трактоваться лишь как предлагаемый заявителем способ восстановления его нарушенных прав.
Ссылка заявителя на то, что на момент принятия распоряжения от 26.06.2008 N 449 Управление не обладало полномочиями по заключению договора купли-продажи спорного земельного участка, несостоятельна, поскольку противоречит распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.07.2008 N 793-р, приказам Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.07.2008 N 117 и от 14.07.2008 N 132.
Материалы дела исследованы судом округа полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 по делу N А43-15992/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
...
В части 2.2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ указано, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Общество на протяжении восьми лет вело с Управлением переписку с целью предоставления спорного земельного участка в собственность, поэтому суд пришел к правомерному выводу о том, что заявитель обратился в Управление в 2008 году, а не в 2016 году, как ошибочно считает уполномоченный орган, а значит, подпадает под действие статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июня 2017 г. N Ф01-1879/17 по делу N А43-15992/2016