г. Нижний Новгород |
|
08 июня 2017 г. |
Дело N А79-8400/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от заявителя: Жукова Г.В. (паспорт),
Семенова Е.Н. (устное заявление),
от заинтересованного лица: Шмелевой Т.Е. (доверенность от 09.01.2017),
Автушенко Е.Н. (доверенность от 09.01.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.11.2016, принятое судьей Кузьминой О.С., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017, принятое судьями Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., по делу N А79-8400/2016
по заявлению Жукова Геннадия Валериановича (ИНН: 2130072095)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
о признании недействительным решения от 03.08.2016 N 4871А
и установил:
Жуков Геннадий Валерианович обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 03.08.2016 N 4871А, об обязании регистрирующего органа аннулировать запись в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за государственным регистрационным номером 2162130917507 и признании незаконными действий Замараева А.В. по ликвидации общества с ограниченной ответственностью "СМУ N 58" (далее - ООО "СМУ N 58").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.11.2016 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, оснований для отказа в государственной регистрации не было, решение Инспекции является законным. Заявитель жалобы настаивает на том, что сведениями о наличии незавершенных судебных споров о взыскании какой-либо кредиторской задолженности Инспекция не располагала.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Ликвидатор ООО "СМУ N 58" Замараев А.В. (далее - Ликвидатор, Замараев А.В.) в возражениях на отзыв поддержал доводы кассационной жалобы; представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Жуков Г.В. в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов жалобы, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие Замараева А.В.
Представленные Замараевым А.В. дополнительные документы, подтверждающие его позицию, не могут быть приняты во внимание судом, так как в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов на момент принятия судебных актов, и не исследует дополнительные доказательства. С учетом изложенного данные документы подлежат возврату Замараеву А.В.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, 26.04.2016 в адрес регистрирующего органа Ликвидатор представил уведомление по форме 15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме; Инспекция 05.05.2016 внесла в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 25.05.2016 опубликовано сообщение о принятии ООО "СМУ N 58" решения о ликвидации Общества. Кредиторам предложено предъявить требования к ликвидируемой организации в течение двух месяцев с момента публикации настоящего сообщения по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, проспект 9 Пятилетки, дом 5а.
21.03.2016 и 18.04.2016 Жуков Г.В. обратился с исками в Ленинский районный суд города Чебоксары об обязании ООО "СМУ N 58" допустить его к исполнению трудовых обязанностей, а также о признании его увольнения незаконным, о восстановлении его на работе, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 20.01.2016 по 18.04.2016 в размере 37 338 рублей 70 копеек и морального вреда в размере 20 000 рублей. Согласно протоколу судебного заседания Ленинского районного суда города Чебоксары от 03.06.2016 по делу N 2-3101/2016 Замараев А.В. присутствовал при рассмотрении указанных дел.
27.07.2016 Замараев А.В. представил в Инспекцию уведомление о ликвидации юридического лица в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, на основании которого регистрирующим органом вынесено решение о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса от 03.08.2016 N 4869А, в ЕГРЮЛ внесена запись под номером 2162130917496. Одновременно 27.07.2016 в Инспекцию представлено заявление по форме Р16001 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией.
03.08.2016 регистрирующий орган принял решение о прекращения деятельности ООО "СМУ N 58", на основании которого в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись N 2162130917507.
Жуков Г.В. посчитал, что запись о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "СМУ N 58" внесена в ЕГРЮЛ с нарушением требований законодательства, и обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 27, 29, 33, 198, 200 и 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 10, 61, 62, 63, 64 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что при ликвидации ООО "СМУ N 58" установленный порядок ликвидации юридического лица нарушен, у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для регистрации прекращения деятельности ООО "СМУ N 58", в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (пункт 1 статьи 62 Кодекса).
В пункте 1 статьи 63 Кодекса указано, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
На основании пункта 2 статьи 63 Кодекса после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Из пункта 6 статьи 63 Кодекса после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статьи 63 Кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
На основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что 03.08.2016 Инспекция приняла решение о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "СМУ N 58" в связи с его ликвидацией, руководствуясь, в том числе, заявлением от 27.07.2016 (в котором ликвидатор указал на соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица) и ликвидационным балансом, представленным Ликвидатором.
О наличии у Общества неисполненных обязательств (задолженности по среднему заработку за время вынужденного прогула) перед Жуковым Г.В. до подачи в Инспекцию ликвидационного баланса Ликвидатор знал, что подтверждается протоколом судебного заседания Ленинского районного суда города Чебоксары от 03.06.2016 по делу N 2-3101/2016, из которого следует, что Замараев А.В. присутствовал при рассмотрении указанного дела.
Ликвидатор письменно не уведомил кредитора Жукова Г.В. о ликвидации ООО "СМУ N 58", тем самым нарушив абзац 2 пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт публикации в органах печати информации о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, внесении соответствующих сведений в ЕГРЮЛ не свидетельствует о соблюдении ликвидатором установленного порядка ликвидации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что заявление и ликвидационный баланс содержат заведомо недостоверные сведения, в связи с чем основания для государственной регистрации прекращения деятельности ООО "СМУ N 58" отсутствовали.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.11.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 по делу N А79-8400/2016
оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
...
Ликвидатор письменно не уведомил кредитора Жукова Г.В. о ликвидации ООО "СМУ N 58", тем самым нарушив абзац 2 пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2017 г. N Ф01-1608/17 по делу N А79-8400/2016
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-193/17
08.06.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1608/17
21.02.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-193/17
24.11.2016 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-8400/16