г. Нижний Новгород |
|
19 июня 2017 г. |
Дело N А82-6428/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии в судебном заседании от 08.06.2017 представителей заинтересованного лица:
Добросердовой И.Е. (доверенность от 17.01.2017 N 03-11/00314),
Радовской О.Г. (доверенность от 30.01.2017 N 03-11/00738)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.11.2016, принятое судьей Коробовой Н.Н., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017, принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., по делу N А82-6428/2016
по заявлению закрытого акционерного общества "СпецТеплоСтрой" (ИНН: 7605018542, ОГРН: 1027600788830)
о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области от 15.01.2016 N 2 и 3
и установил:
закрытое акционерное общество "СпецТеплоСтрой" (далее - ЗАО "СпецТеплоСтрой", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.01.2016 N 2 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 4 826 566 рублей и от 15.01.2016 N 3 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.11.2016 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. Инспекция полагает, что получив вычет, заявленный в декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2011 года, по операции, связанной с приобретением блочно-модульной котельной N 3, у Общества отсутствует право на повторное заявление вычета по этой же операции в декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2015 года в сумме 4 826 566 рублей.
Подробно доводы налогового органа приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании 08.06.2017.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, отзыв на жалобу не представило, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 45 минут 15.06.2017.
После перерыва стороны не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ЗАО "СпецТеплоСтрой" декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за второй квартал 2015 года, результаты которой отразила в акте от 26.10.2015 N 713.
В ходе проверки, Инспекция установила, что НДС в сумме 4 826 566 рублей 39 копеек, заявленный к вычету в проверяемой декларации, ранее был доначислен Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по городу Москве (и впоследствии взыскан в бюджет) в связи с неисполнением налогоплательщиком, как налоговым агентом, обязанности по исчислению и уплате НДС по операции, связанной с приобретением муниципального имущества. Вследствие того, что Общество получило вычет по НДС, заявленный в уточненной декларации за четвертый квартал 2011 года по операции приобретения блочно-модульной котельной N 3 в сумме 5 364 749 рублей 07 копеек, Инспекция пришла к выводу, что НДС, заявленный к вычету в декларации за второй квартал 2015 года, связан с одной и той же операцией и является повторным.
Рассмотрев материалы проверки, исполняющий обязанности начальника Инспекции принял решения от 15.01.2016 N 2 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость и N 3 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 10.03.2016 N 55 оспариваемые решения нижестоящего налогового органа оставлены без изменения.
ЗАО "СпецТеплоСтрой" не согласилось с решениями Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 24, абзацем 2 пункта 3 статьи 161 и пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что вычет по НДС за четвертый квартал 2011 года заявлен по иному правовому основанию, поэтому вычет, заявленный в декларации за второй квартал 2015 года не является повторным.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, поддержал вывод суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В пункте 4 статьи 173 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 Кодекса.
Суммы налога, уплаченные покупателями - налоговыми агентами в соответствии со статьей 173 Кодекса, подлежат вычетам (пункт 3 статьи 171 Кодекса).
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения мирового соглашения по делу N А05-4369/2010 администрация муниципального образования "Муравьевское" в счет удовлетворения требований ЗАО "СпецТеплоСтрой" передала последнему право собственности на блочно-модульную котельную N 3. В связи с этим налогоплательщик представил в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по городу Москве (далее - ИНФС N 1 по г. Москве) уточненную декларацию по НДС за четвертый квартал 2011 года, в которой принял к вычету НДС в сумме 5 665 653 рублей и заявил к возмещению из бюджета НДС в сумме 5 338 153 рубля.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве от 05.04.2013 N 21-19/033640 подтверждено право Общества на получение вычета по уточненной декларации за четвертый квартал 2011 года.
На основании решения ИНФС N 1 по г. Москве от 29.11.2013 N 914, принятого по результатам проведения выездной налоговой проверки, с Общества, как налогового агента, не исполнившего обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС по операции, связанной с приобретением муниципального имущества, взыскан НДС в сумме 4 826 566 рублей. Не оспаривая названное решение, Общество приняло указанную сумму к вычету в декларации по НДС за второй квартал 2015 года и заявило о ее возмещении из бюджета.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание наличие у Общества подтвержденного права на вычет по НДС в четвертом квартале 2011 года, суды пришли к выводу, что вычет по НДС, предъявленный во втором квартале 2015 года, заявлен по иному правовому основанию и не может быть признан повторным.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.11.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 по делу N А82-6428/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В пункте 4 статьи 173 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 Кодекса.
Суммы налога, уплаченные покупателями - налоговыми агентами в соответствии со статьей 173 Кодекса, подлежат вычетам (пункт 3 статьи 171 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июня 2017 г. N Ф01-2018/17 по делу N А82-6428/2016