г. Нижний Новгород |
|
27 июня 2017 г. |
Дело N А79-5756/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чувашское" по племенной работе
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.11.2016, принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А79-5756/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Чувашское" по племенной работе (ИНН: 2116494659, ОГРН: 1042135004064)
о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства России,
и установил:
открытое акционерное общество "Чувашское" по племенной работе (далее - ОАО "Чувашское" по племенной работе, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) об отказе в предоставлении субсидии на содержание племенных быков-производителей в размере 1 800 000 рублей и обязании предоставить указанную сумму.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство сельского хозяйства России (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Чувашское" по племенной работе обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что пунктом 5 Правил предоставления и распределения субсидий (в редакции до 15.04.2016) закреплено, что средства на поддержку племенного животноводства предоставляются по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных субъекту Российской Федерации на указанные цели: в том числе, организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, включенным в перечень, утвержденный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по представлению высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - на содержание племенных быков-производителей, исходя из ставки на 1 голову. Заявитель жалобы считает, что ОАО "Чувашское" по племенной работе является данной организацией, поэтому отказ Министерства в предоставлении субсидии Обществу необоснован.
Подробно доводы ОАО "Чувашское" по племенной работе изложены в кассационной жалобе.
Министерство и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Чувашское" по племенной работе обратилось в Министерство с заявлением от 11.04.2016 о предоставлении субсидии на содержание племенных быков-производителей.
Министерство уведомило ОАО "Чувашское" по племенной работе о необходимости подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя по итогам 2015 года для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание племенных быков-производителей молочного и мясного направлений (письмо от 21.04.2016 N 03/28-2472).
Общество 05.05.2016 повторно обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии.
Министерство информировало ОАО "Чувашское" по племенной работе о том, что оно в 2016 году может претендовать на получение субсидии за счет средств федерального бюджета при подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя (письмо от 30.05.2016 N 05/24-3266).
Общество посчитало, что решение Министерства незаконно и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления племенной работы, поэтому обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 41, 78, 132 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 N 1257 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" (вместе с "Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства"), постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2016 N 274 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что Министерство доказало законность и обоснованность своего решения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Кодекса к безвозмездным поступлениям относятся, в том числе дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 Кодекса).
В пункте 3 статьи 132 Кодекса указано, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Пунктом 1 статьи 78 Кодекса установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Кодекса).
29.12.2006 принят Федеральный закон N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ).
Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Этот Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (статья 1 Закона N 264-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 264-ФЗ в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется в том числе, в развитии племенного животноводства (подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, основным мероприятием которой выступает, в том числе поддержка племенного животноводства (приложение N 4 к Государственной программе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 N 1257 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" утверждены "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" (далее - Правила N 1257).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1257 (в редакции как до 05.04.2016, так и после 05.04.2016) субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку племенного животноводства, племенного крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, осуществляемую в форме предоставления именно сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, средств на поддержку племенного животноводства, племенного крупного рогатого скота молочного и мясного направлений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ОАО "Чувашское" по племенной работе не относится к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя, поскольку по результатам 2015 года доля дохода Общества от реализации сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки составила менее 70 процентов, что Общество не отрицает.
Исследовав и оценив доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Министерства отсутствовали правовые основания для выделения Обществу субсидии. Решение Министерства об отказе в предоставлении субсидии на содержание племенных быков-производителей соответствует Бюджетному кодексу, Закону N 264-ФЗ и иным нормативным актам и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.11.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А79-5756/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чувашское" по племенной работе - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Чувашское" по племенной работе.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, основным мероприятием которой выступает, в том числе поддержка племенного животноводства (приложение N 4 к Государственной программе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 N 1257 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" утверждены "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" (далее - Правила N 1257).
...
Исследовав и оценив доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Министерства отсутствовали правовые основания для выделения Обществу субсидии. Решение Министерства об отказе в предоставлении субсидии на содержание племенных быков-производителей соответствует Бюджетному кодексу, Закону N 264-ФЗ и иным нормативным актам и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июня 2017 г. N Ф01-2297/17 по делу N А79-5756/2016