г. Нижний Новгород |
|
30 июня 2017 г. |
Дело N А28-214/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.06.2017.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2016, принятое судьей Бельтюковой С.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017, принятое судьями Барьяхтар И.Ю., Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., по делу N А28-214/2016
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛПК Ресурс" (ИНН: 4321006918, ОГРН: 1144321000174)
о расторжении договора аренды лесного участка, взыскании задолженности и пеней
и по встречному иску о признании недействительными договора аренды в части и дополнительного соглашения к нему
и установил:
Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "ЛПК Ресурс" (далее - ООО "ЛПК Ресурс", Общество) о расторжении договора аренды лесного участка от 15.07.2008 N 19-6, возврате объекта найма и о взыскании 775 099 рублей задолженности по арендной плате с 15.11.2013 по 15.11.2015, а также 15 209 рублей 82 копеек пеней с 28.10.2015 по 28.12.2015, в том числе в федеральный бюджет - 13 103 рублей 68 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 2106 рублей 14 копеек.
Исковые требования основаны на статьях 307, 309, 310 и 330 гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнение ответчиком обязательств по внесению платы за лесопользование.
Сославшись на статьи 74 (часть 2) и 74.1 (части 2 и 3) Гражданского кодекса Российской Федерации, Общество обратилось со встречным иском к Министерству о признании недействительным договора аренды лесного участка от 15.07.2008 N 19-6 в части условия и размера годовой арендной платы, превышающей 517 356 рублей, и дополнительного соглашения к нему от 24.09.2015 N 5 ввиду невозможности изменения данной сделки, заключенной на торгах, по волеизъявлению сторон.
Арбитражный суд Кировской области решением от 09.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.03.2017, удовлетворил первоначальный иск в части взыскания 2106 рублей 14 копеек пеней с 28.10.2015 по 28.12.2015 подлежащих внесению в областной бюджет, и встречный иск; в удовлетворении остальной части первоначального иска отказал. Суды обеих инстанций указали на необходимость исчисления платы за лесопользование в соответствии в соответствии с ценой, определенной при переоформлении договора аренды от 15.07.2008 N 19-6 в порядке приведения правоотношений сторон в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, и на недействительность внесенных в этот договор изменений по причине содержащегося в действующем на момент их заключения законодательстве запрета на изменение по волеизъявлению контрагентов предмета торгов; пришли к выводу об отсутствии на стороне ответчика долга в арендном обязательстве и условий для расторжения сделки, однако сочли возможным привлечь арендатора к гражданско-правовой ответственности за просрочку арендного платежа.
Не согласившись с данными судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которых просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель настаивает на возможности изменения условий договора аренды от 15.07.2008 N 19-6 по соглашению сторон, ибо данный договор заключен по результатам конкурса, а не аукциона, и считает необоснованным применение судами частей 1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик указал на несостоятельность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, в целях приведения заключенного на основании протокола лесного конкурса от 25.05.2006 N 20-1 договора аренды от 19.06.2006 N 6 в соответствие с действующим законодательством Департамент лесного хозяйства Кировской области (правопредшественник истца; арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (правопредшественник ООО "ЛПК Ресурс"; арендатор) заключили договор аренды от 15.07.2008 N 19-6 лесного участка общей площадью 3083 гектара, местоположение: Кировская область, Нолинский район, Нолинское лесничество, кварталы N 1, 2, 13, 24, 36, 37 и 106-162 Медведского участкового лесничества, кварталы N41 - 57 Нолинского участкового лесничества, кварталы N 41 - 44 Кырчанского участкового лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 19.23-2008-05, сроком до 25.05.2031. Объект найма передан арендатору по акту от 15.07.2008. Договор зарегистрирован в установленном законном порядке 19.08.2008.
Схема расположения лесного участка и его характеристика указаны в приложениях N 1 и 2 к договору, лесной участок передан арендатору для видов использования и в объемах согласно приложению N 3 и 3.1 (пункты 3 и 4 договора).
Годовая арендная плата, определенная на момент подписания договора в размере 683 963 рубля, подлежала изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов (пункты 5 и 7 договора).
В дополнительном соглашении от 04.12.2008 N 1 стороны изменили объемы использования лесов на арендуемом лесном участке и размер годовой платы за лесопользование, который составил 517 356 рублей.
Стороны заключили к договору дополнительные соглашения от 30.03.2009 N 2 и от 25.01.2010 N 3, которым изменили приложения N 3, 3.1, 4 и 6 к договору аренды, а также годовой размер арендной платы, который с 01.01.2009 составил 526 935 рублей, с 29.12.2009 - 712 881 рубль.
В связи с введением в действие новых материалов таксации посредством подписания дополнительного соглашения от 30.09.2011 N 4 контрагенты согласовали с 25.04.2011 величину годовой арендной платы, составившую 712 881 рубль.
В результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" права и обязанности по договору аренды от 15.07.2008 N 19-6 переданы его правопреемнику ООО "ЛПК "Ресурс".
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2015 N 45/335 Департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в Министерство.
С целью приведения договора в соответствие с изменениями, внесенными в проект освоения лесов, стороны заключили дополнительное соглашение от 24.09.2015 N 5 к договору, в котором установили следующие размеры годовой арендной платы: с 01.11.2013 по 21.12.2013 в размере 1 022 883 рублей; с 01.01.2014 по 02.12.2014 в размере 655 895 рублей; с 02.12.2014 по 31.12.2014 в размере 892 685 рублей; с 01.01.2015 по 21.12.2015 в размере 915 610 рублей; с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 992 752 рублей; с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 950 242 рублей.
Дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.
Арендодатель в одностороннем порядке изменил величину годовой арендной платы, которая с 01.01.2015 составила 652 941 рубль, с 01.01.2016 - 681 537 рублей, с 01.01.2017 - 710 133 рубля, о чем направил арендатору уведомление от 10.02.2015 N 527-58-07-21.
Истец 03.12.2015 направил ответчику претензию N 5158-58-07-21 о погашении в срок до 24.12.2015 задолженности, образовавшейся в результате перерасчета арендной платы по договору, в размере 899 680 рублей.
Неисполнение Обществом требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 10 Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 (пункт 11 Порядка).
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент переоформления договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
В рассмотренном случае первоначальный договор аренды лесного участка от 19.06.2006 N 6 заключен по результатам конкурса, итоги которого оформлены протоколом от 25.05.2006 N 20-1.
Таким образом, при переоформлении договора в связи со вступлением в силу Лесного кодекса условия о размере арендной платы и объемов лесопользования должны были быть воспроизведены сторонами в договоре от 15.07.2008 N 19-6, поскольку они определены на торгах в результате согласованных действий Департамента и Общества, осуществленных в рассмотренных правоотношениях.
В результате технической опечатки данные характеристики изложены в договоре от 15.07.2008 N 19-6 в иных величинах. Однако данная ошибка исправлена сторонами посредством подписания дополнительного соглашения от 04.12.2008 N 1 к договору, в соответствии с которым размер годовой арендной платы, который явился критерием оценки конкурсного предложения победителя торгов и составил 157 356 рублей с учетом индексации, восстановлен в качестве условия этого договора.
Приняв во внимание предание законодателем переоформленным договорам той же юридической силы, что и договорам, заключенным после вступления в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации, а также установленный в частях 2 и 2.1 статьи 74 и части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федеральных законов от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 21.07.2014 N 250-ФЗ и от 29.06.2015 N 206-ФЗ, особый порядок изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, суды обеих инстанций справедливо указали на невозможность заключения дополнительных соглашений к договорам аренды по волеизъявлению контрагентов сделки. До 22.07.2014, исходя из целей проведения торгов и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения не допускалось, за исключением случая, предусмотренного в части 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации. После указанной даты такое изменение могло быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недействительности устанавливающих отличный от публичной процедуры торгов порядок расчета и изменения арендной платы условий договора 15.07.2008 N 19-6 и удовлетворили встречный иск.
В силу наличия специальных норм осуществление лесопользования в соответствии с договором от 15.07.2008 N 19-6, условия которого в установленном порядке не изменялись, исключило возможность исчисления контрагентами платы за спорный период иначе, чем по результатам проведенных торгов.
Проверив расчет суммы предъявленного ко взысканию долга, суды учли размер внесенных арендатором и не оспоренных сторонами платежей, указали на отсутствие на стороне ответчика заявленной задолженности и правомерно отказали в удовлетворении иска в данной части, сочтя справедливым привлечь арендатора к гражданско-правовой ответственности за просрочку внесения платеже в областной бюджет в виде взыскания 2106 рублей 14 копеек пеней, испрашиваемых истцом.
Аргументы заявителя признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Причин для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
При таких обстоятельствах у окружного суда отсутствовали основания для отмены обжалованных судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Министерства не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу N А28-214/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание предание законодателем переоформленным договорам той же юридической силы, что и договорам, заключенным после вступления в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации, а также установленный в частях 2 и 2.1 статьи 74 и части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федеральных законов от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 21.07.2014 N 250-ФЗ и от 29.06.2015 N 206-ФЗ, особый порядок изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, суды обеих инстанций справедливо указали на невозможность заключения дополнительных соглашений к договорам аренды по волеизъявлению контрагентов сделки. До 22.07.2014, исходя из целей проведения торгов и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения не допускалось, за исключением случая, предусмотренного в части 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации. После указанной даты такое изменение могло быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июня 2017 г. N Ф01-2337/17 по делу N А28-214/2016