г. Нижний Новгород |
|
30 июня 2017 г. |
Дело N А43-15942/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2017.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Чернышова Д.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
от публичного акционерного общества "ГАЗ": Зеленко А.И. (доверенность от 20.07.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2016, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлекова В.Н., по делу N А43-15942/2016 по заявлению публичного акционерного общества "ГАЗ" (ИНН: 5200000046, ОГРН: 1025202265571) о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, изложенного в письме от 18.07.2016 N ОП-07/7705
и установил:
публичное акционерное общество "ГАЗ" (далее - ПАО "ГАЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), изложенного в письме от 18.07.2016 N ОП-07/7705, об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и обязании Управления устранить допущенные нарушения.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 17.10.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017, удовлетворил требования Общества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Территориальное управление ссылается на отсутствие полномочий по разделу земельного участка площадью более 10 гектар. Кассатор полагает, что с его стороны отсутсвовало бездействие по обращению ПАО "ГАЗ". Общество, в свою очередь, представило на утверждение схему раздела земельного участка, не соответствующую требованиям земельного законодательства.
Представитель Территориального управления в судебное заседание не явился.
ПАО "ГАЗ" в лице уполномоченного представителя в письменном отзыве и устно в судебном заседании возражало против удовлетворения жалобы, просило оставить в силе обжалованные судебные акты.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - здание спального корпуса общей площадью 1133,90 квадратного метра, этажность - 2, условный номер - 52:41:000000:0000:10759 Ф; здание спального корпуса общей площадью 1100,70 квадратного метра, этажность - 2, условный номер - 52:41:000000:0000:10759 Х; здание сауны общей площадью 109,90 квадратного метра, этажность - 1, условный номер - 52:41:000000:0000:10759 Ц; 32-квартирный жилой дом общей площадью 1098,70 квадратного метра, этажность - 4, условный номер - 52:41:000000:0000:10759 Я; физкультурно-оздоровительный корпус общей площадью 1532,90 квадратного метра, этажность - 1, условный номер - 52:41:000000:0000:10759 Щ; здание овощехранилища общей площадью 73,10 квадратного метра, этажность - 1, условный номер - 52:41:000000:0000:10759 Т; здание резервной канализационной насосной станции общей площадью 28,10 квадратного метра, этажность - 1, условный номер - 52:41:000000:0000:10759 У; здание коттеджа общей площадью 454,40 квадратного метра, этажность - 2, условный номер - 52:41:00 00 00:0000:10759 Ч; дом для гостей общей площадью 2002,40 квадратного метра, этажность - 1, условный номер - 52:41:000000:0000:10759 Ш, расположенные по адресу: Нижегородская область, Арзамасский район, село Криуша, б/о "Мечта" (свидетельства о государственной регистрации права от 26.10.2001 серии 52-АА N 207162, серии 52-АА N 207161, серии 52-АА N 207160, серии 52-АА N 207159, серии 52-АА N 207158, серии 52-АА N 207157, серии 52-АА N 207175, серии 52-АА N 207164, серии 52-АА N 207163).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 184 100 квадратных метров с кадастровым номером 52:41:0000000:390, по адресу: Нижегородская область, Арзамасский район, в 830 метрах севернее села Криуша, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, переданном Обществу на праве бессрочного пользования (государственный акт на право пользования землей от 25.01.1983 серии А-I N 072111).
В целях переоформления права бессрочного пользования земельным участком Общество решило разделить его так, чтобы сформировать участки, занятые только принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимого имущества, в связи с чем разработало схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером 52:41:0000000:390 разделяется на 5 земельных участков, три из которых (52:41:0000000:390:ЗУ1, 52:41:0000000:390:ЗУ3, 52:41:0000000:390:ЗУ4) заняты объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности Обществу, два (52:41:0000000:390:ЗУ2, 52:41:0000000:390:ЗУ5) - Российской Федерации.
Общество 21.01.2016 обратилось в Управление с заявлением об утверждении указанной схемы.
В письме от 18.07.2016 N ОП-07/7705 Управление отказало ПАО "ГАЗ" в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Посчитав, что такое решение Территориального управления противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пункте 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (в редакции приказа от 17.01.2014 N 08) указано, что территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4.2.25 данного Типового положения предусмотрено, что по поручению Росимущества территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектаров.
Окружной суд признал обоснованным вывод судов нижестоящих инстанций о том, что Территориальное управление как территориальный орган Росимущества наделено полномочиями собственника земельного участка.
Приведенные нормы Типового положения N 374 не содержат прямого запрета на принятие территориальными органами Росимущества решений о разделе земельных участков в зависимости от их площади.
При таких обстоятельствах суды верно установили, что Общество обратилось с заявлением о разделе земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в уполномоченный орган, в компетенцию которого входит принятие решений по существу его обращения.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о разделе земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 ЗК РФ).
В силу пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно пункту 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанная норма содержит исчерпывающий перечень документов, обязательных для предоставления заявителями в качестве приложения к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Статьей 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13). Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 19).
В рассматриваемом случае оспариваемое решение Территориального управления мотивировано тем, что схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, представленная ПАО "ГАЗ", не содержит необходимой информации, которая предусмотрена требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", а именно: отсутствует изображение красных линий; отсутствует изображение границ и обозначений смежных земельных участков.
Территориальное управление также указало на отсутствие правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, и предложило Обществу получить согласие собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, на его раздел в указанных границах и площадях, представить информацию о соответствии размеров образуемых участков нормам о предельных размерах земельных участков, обоснование площадей образуемых земельных участков, а также указать цель раздела земельного участка.
Суд округа согласился с выводами судов, принявших обжалованные судебные акты, об отсутствии оснований для отказа в утверждении представленной Обществом схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Так, с учетом приведенных норм требование Территориального управления о необходимости предоставления ПАО "ГАЗ" правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, согласия собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, на его раздел в указанных границах и площадях, информации о соответствии размеров образуемых участков нормам о предельных размерах земельных участков, обоснования площадей образуемых земельных участков не соответствует требованиям действующего законодательства.
Материалы дела подтвердили, что в обращении от 16.12.2015 исходящий номер 1313/019-03-пд Общество указало цель раздела земельного участка - формирование участков под объектами, принадлежащими заявителю на праве собственности.
Суды установили, что исходный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно подпункту 6 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития. Для земель особо охраняемых природных территорий предельные размеры земельных участков законодательством не установлены.
Указание Территориальным управлением на отсутствие на схеме изображения "красных линий" противоречит содержанию схемы, в которой имеется отметка кадастрового инженера: "красные линии на данной территории не установлены".
Кроме того, в соответствии со схемой и данными ГКН (данные портала Росреестра) на момент подготовки схемы и на момент подачи заявления об ее утверждении все земельные участки, стоящие на кадастровом учете, отображены кадастровым инженером на схеме. При подготовке схемы кадастровый инженер запрашивает в ГКН кадастровые планы территорий, содержащие информацию обо всех земельных участках, стоящих на кадастровом учете, в том числе и на временном.
Суды установили, что схема, разработанная ПАО "ГАЗ", содержит все необходимые данные, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", что опровергает утверждение Территориального управления о несоответствии схемы требованиям указанного приказа.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае Территориальное управление не доказало наличия установленных законом оснований для отказа в утверждении схемы раздела земельного участка.
Следовательно, у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в связи с разделом земельного участка площадью 184 100 квадратных метров с кадастровым номером 52:41:0000000:390.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о принятии неправосудного судебного акта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к выводу о том, что обжалованный судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления, не установлено.
Судебные расходы по делу в виде госпошлины относятся на заявителя на основании статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но взысканию с него не подлежат по причине освобождения Территориального управления от уплаты госпошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 по делу N А43-15942/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
Д.В. Чернышов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июня 2017 г. N Ф01-1806/17 по делу N А43-15942/2016