г. Нижний Новгород |
|
04 июля 2017 г. |
Дело N А29-4990/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2017.
Полный текст постановления изготовлен 04.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Камановой М.Н., Чернышова Д.В.
при участии представителя
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога": Быстроумова И.А. (доверенность от 29.12.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016, принятое судьей Шипиловой Э.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017, принятое судьями Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е., Сандаловым В.Г., по делу N А29-4990/2016
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "Азимут" (ОГРН: 1095044003966, ИНН: 5044071946)
об урегулировании разногласий по договору
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - ООО "Азимут") об урегулировании разногласий по договору от 29.10.2015 N 7-215 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" на станции Троицко-Печорск Северной железной дороги, в котором просило принять пункт 9.5 § 9 договора в следующей редакции:
"Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим "Перевозчику", протяженностью 4,130 километра в размере 7056,87 рублей. Плата определена с учетом ставки 2812,0 рублей за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 15.12.2014 N 42. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4 настоящего договора;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей владельцев железнодорожных путей необщего пользования использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами пути необщего пользования.
В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.".
Арбитражный суд Республики Коми решением от 15.11.2016, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017, пункт 9.5 § 9 принят в следующей редакции: "Плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим "Перевозчику", протяженностью 4,130 километра в размере 11 613 рублей. Плата определена с учетом ставки 2812,0 рублей за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 15.12.2014 N 42. Плата начисляется по фактическому использованию и облагается НДС. Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" подлежит перерасчету в случаях: а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД"; б) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД". В случае перерасчета платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вноситься соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.". Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для определения пункта 9.5 параграфа 9 договора в редакции истца, в связи с чем утвердил спорный пункт в редакции ответчика.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, при определении ставок платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в обязательном порядке необходимо учитывать компенсацию затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования; затраты истца на содержание пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", на станции Троицко-Печорск Северной железной дороги многократно превышают размер платы, определенной договором; установление в договоре ежесуточной платы соответствует закону, разъяснениям соответствующих компетентных органов и сложившейся судебной практике.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства ООО "Азимут" не обеспечило явку представителя в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, в ходе заключения договора N 7-215 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по станции Троицко-Печорск Северной железной дороги между ОАО "РЖД" (перевозчиком) и ООО "Азимут" (пользователем) возникли разногласия по пункту 9.5 § 9 договора.
В частности, перевозчик настаивал на включении в договор пункта 9.5 в следующей редакции: пользователь уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику протяженностью 4,130 километра в размере 7056,87 рублей. Плата определена с учетом ставки 2812,0 рублей за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 15.12.2014 N 42. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4 настоящего договора;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.
Пользователь в протоколе разногласий к договору изложил пункт 9.5 в следующей редакции: пользователь уплачивает перевозчику плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим "Перевозчику", протяженностью 4,130 километра, в размере 11 613 рублей. Плата определена с учетом ставки 2812,0 рублей за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 15.12.2014 N 42. Плата начисляется по фактическому использованию и облагается НДС. Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" подлежит перерасчету в случаях: а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД"; б) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД". В случае перерасчета платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вноситься соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.".
Протокол согласования разногласий от 01.02.2016 свидетельствует о том, что стороны не пришли к единому мнению по спорному пункту договора, в связи с чем ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 10.01.2002 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 56 УЖТ подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу статьи 58 УЖТ перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Истец настаивает на установление ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику сославшись на пункт 2.7.1 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
Вместе с тем решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 Тарифное руководство N 3 в части, устанавливающей такую составляющую ставки сбора за подачу и уборку вагонов как ежесуточная плата за пользование железнодорожным подъездным путем признано не соответствующим статье 58 УЖТ и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", и недействующим.
Данное решение в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным к применению.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для принятия пункта 9.5 параграфа 9 договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по станции Троицко-Печорск Северной железной дороги от 29.10.2015 N 7-215 в редакции истца и сочли возможным урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении названного договора, определив спорный пункт договора в редакции ответчика.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 по делу N А29-4990/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец настаивает на установление ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику сославшись на пункт 2.7.1 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
Вместе с тем решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 Тарифное руководство N 3 в части, устанавливающей такую составляющую ставки сбора за подачу и уборку вагонов как ежесуточная плата за пользование железнодорожным подъездным путем признано не соответствующим статье 58 УЖТ и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", и недействующим."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июля 2017 г. N Ф01-1749/17 по делу N А29-4990/2016