г. Нижний Новгород |
|
05 июля 2017 г. |
Дело N А43-20739/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Баландина Б.А., Бердникова О.Е.,
при участии представителей
от истца: Шаханова Р.П. (приказ от 30.04.2017 N 18),
от Министерства социальной политики Нижегородской области: Саулиной К.А. (доверенность от 08.02.2017 N 318-12Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - публичного акционерного общества "Представительство вещей" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2016, принятое судьей Якуб С.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017, принятое судьями Родиной Т.С., Новиковой Л.П., Насоновой Н.А., по делу N А43-20739/2016
по иску публичного акционерного общества "Представительство вещей" (ИНН: 5246045032, ОГРН: 1145246000514)
к Министерству социальной политики Нижегородской области (ИНН: 5260250234, ОГРН: 1095260003519) и Министерству финансов Нижегородской области (ИНН: 5200000021, ОГРН: 1025203044426)
о взыскании 2 424 220 рублей 17 копеек
и установил:
публичное акционерное общество "Представительство вещей" (далее - ПАО "Представительство вещей", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области и Министерству финансов Нижегородской области о взыскании 2 424 220 рублей 17 копеек неоплаченной стоимости за предоставленные населению Нижегородской области социальные услуги в форме социального обслуживания на дому согласно индивидуальным программам за период с 06.04.2015 по 30.04.2016.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2016 иск удовлетворен частично: с Министерства социальной политики Нижегородской области за счет казны Нижегородской области в пользу Общества взыскано 421 113 рублей 41 копейка убытков; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 решение суда оставлено без изменения.
ПАО "Представительство вещей" не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении искового требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащие применению нормативные правовые акты Нижегородской области (в частности, Порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807) и не применили подлежащие применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество указывает, что суды неправомерно не применили последствия недействительности сделки, письменная форма которой отсутствует.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебном заседании возразил относительно доводов заявителя, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Министерство финансов Нижегородской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ПАО "Представительство вещей" включено в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области на 2016 год, регистрационный номер учетной записи 188.
В 2015, 2016 годах Общество осуществляло деятельность по предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданам, утратившим частично или полностью способность к самостоятельному обслуживанию, в Борском районе Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации".
В спорном периоде Общество обращалось в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявками на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг. Заявки Общества рассмотрены комиссией Министерства социальной политики Нижегородской области по рассмотрению заявок на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), о чем составлены протоколы заседания комиссии.
Посчитав, что Министерство социальной политики Нижегородской области и Министерство финансов Нижегородской области ненадлежащим образом выполнили обязательства по предоставлению субсидий в целях финансового обеспечения предоставления социальных услуг населению, ПАО "Представительство вещей" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации", статьей 26 Закона Нижегородской области от 22.12.2015 N 196-З "Об областном бюджете на 2016 год", Положением о Министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 N 148, Порядком предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807, Порядком определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденного приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 03.07.2015 N 427, Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 06.05.2015 N 316 "Об утверждении подушевых нормативов финансирования отдельных видов социальных услуг за счет средств областного бюджета на 2015 год", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Министерства социальной политики Нижегородской области убытков в сумме, превышающей 421 113 рублей 41 копейку, и отказал Обществу в удовлетворении иска в обжалуемой части.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
В статье 1069 Кодекса установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Кодекса).
В силу статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В части 4 статьи 30 Закона N 442-ФЗ определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ)
В 2015 году порядок определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), регулировался приказами Министерства социальной политики Нижегородской области от 27.10.2014 N 487 и от 03.07.2015 N 427.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807 утвержден действующий Порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок N 807), который устанавливает правила предоставления субсидий на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) (далее - субсидия), за счет средств областного бюджета, включая механизм определения размера субсидии.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Порядка N 807 субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг), включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа). Предоставление субсидии осуществляется Министерством социальной политики Нижегородской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год, в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств, выделенных министерству на указанные цели.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденным приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 03.07.2015 N 427, размер компенсации определяется министерством с учетом утвержденных поставщиком тарифов на социальные услуги, но не более объема, рассчитанного на основании утвержденных нормативов подушевого финансирования социальных услуг.
Из пункта 3.1 Порядка N 807 следует, что в случае, если тарифы поставщика социальных услуг превышают подушевые нормативы финансирования социальных услуг на аналогичные услуги, ежегодно утверждаемые Министерством социальной политики Нижегородской области, при расчете размера субсидии применяются подушевые нормативы финансирования социальных услуг.
Согласно приложению 2 к приказу Министерства социальной политики Нижегородской области от 06.05.2015 N 316 "Об утверждении подушевых нормативов финансирования отдельных видов социальных услуг за счет средств областного бюджета на 2015 год" подушевой норматив финансирования услуги "Социально-бытовое обслуживание на дому" на одного потребителя в год на территории городского округа города Бор Нижегородской области в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2015 год составляет 56 253 рублей (4687 рублей 75 копеек в месяц).
На основании приказа Министерства социальной политики Нижегородской области от 18.02.2016 N 86/1 "Об утверждении подушевых нормативов финансирования отдельных видов социальных услуг за счет средств областного бюджета на 2016 год" подушевой норматив финансирования услуг по предоставлению социального обслуживания на одного потребителя в месяц в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2016 год на территории городского округа город Бор Нижегородской области составляет 4817 рублей в месяц.
Порядок предоставления субсидии определен в разделе 4 Порядка N 807.
Решение о предоставлении субсидии принимается Министерством социальной политики Нижегородской области на основании заявки на получение субсидии, поданной поставщиком социальных услуг по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, с приложением предусмотренных Порядком документов (пункт 4.1 Порядка N 807).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело документы, приняв во внимание, что при расчете суммы убытков Общество применило определенный им на основании собственного расчета норматив в размере 9070 рублей 21 копейкиа; тариф ПАО "Представительство вещей" превысил подушевые нормативы финансирования социальных услуг на аналогичные услуги, ежегодно утверждаемые Министерством социальной политики Нижегородской области; Общество документально обосновало заявки в части заявленной суммы компенсации, которая в период с октября 2015 года по май 2016 года составила 572 551 рубль 09 копеек, в том числе за май 2016 года - 151 437 рублей 68 копеек; Общество не обращалось к Министерству социальной политики Нижегородской области с заявками на предоставление всей заявленной суммы компенсации и по всему заявленному объему услуг и не представило документального обоснования данных заявок; уполномоченный орган не проводил проверки обоснованности всего заявленного объема услуг; представленные в материалы дела решения комиссии Министерства социальной политики Нижегородской области по рассмотрению заявок на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг Нижегородской области, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), в части отказа по неподтвержденным суммам компенсации Обществом не оспорены, суды пришли к выводу о том, что с учетом документально подтвержденного объема оказанных услуг и утвержденных подушевых нормативов, сумма финансирования, которая подлежала перечислению ПАО "Представительство вещей" в счет компенсации оказанных социальных услуг за период с 06.04.2015 по 30.04.2016, составила 421 113 рублей 41 копейку.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с Министерства социальной политики Нижегородской области за счет казны Нижегородской области в пользу Общества 421 113 рублей 41 копейки убытков и отсутствии оснований для удовлетворения иска в обжалованной части.
Довод Общества о неправильном применении судами норм материального права подлежит отклонению, поскольку основан на неправильном их толковании.
Ссылка заявителя жалобы на то, что суды неправомерно не применили последствия недействительности сделки, письменная форма которой отсутствует, была предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Как обосновано указали суды незаключенные договоры не могут быть признаны недействительными, поскольку отсутствует сам юридический факт заключения договора и, следовательно, дальнейшее появление каких-либо правовых последствий данного договора.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 по делу N А43-20739/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Представительство вещей" - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Представительство вещей" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Б.А. Баландин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 4 статьи 30 Закона N 442-ФЗ определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ)"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2017 г. N Ф01-2555/17 по делу N А43-20739/2016
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-20739/16
05.07.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2555/17
17.03.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-844/17
02.12.2016 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-20739/16