г. Нижний Новгород |
|
12 июля 2017 г. |
Дело N А82-14298/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Корнилова А.В. (доверенность от 16.03.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Ярославской области, Управления финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, администрации Ростовского муниципального района Ярославской области и администрации сельского поселения Петровское Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.10.2016, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., по делу N А82-14298/2013
общества с ограниченной ответственностью "Правозащита" (ИНН: 5256094840, ОГРН: 1105256002224)
к Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (ИНН: 7604032150, ОГРН: 102760065320)
о признании незаконным бездействия,
третьи лица - администрация Ростовского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7609003843, ОГРН: 1027601074401), Управление финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7609008048, ОГРН: 1027601073224), администрация сельского поселения Семибратово Ростовского района Ярославской области, администрация сельского поселения Ишня Ростовского района Ярославской области, администрация сельского поселения Поречье-Рыбное, администрация сельского поселения Петровское, администрация городского поселения Ростов,
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Жилой дом" (далее - МУП "Жилой дом", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее - УФК по Ярославской области), выразившегося в длительном неисполнении требований исполнительного листа от 12.09.2011 серии АС N 001700259, выданного на основании решения Арбитражного суда Ярославской области от 04.04.2011 по делу N А82-11/2011, в непринятии мер по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Ростовского муниципального района Ярославской области и Управления финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, а также об обязании УФК по Ярославской области устранить допущенное бездействие путем исполнения требований исполнительного документа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ростовского муниципального района Ярославской области (далее - администрация Ростовского муниципального района) и Управление финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (далее - Управление финансов).
Решением суда от 18.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.04.2015 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 09.12.2015 произведена замена заявителя по делу N А82-14298/2013 на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Правозащита" (далее - ООО "Правозащита", Общество).
ООО "Правозащита" после направления дела на новое рассмотрение уточнила свою правовую позицию, считает оспариваемое бездействие незаконным, нарушающим его интересы как взыскателя, поскольку УФК по Ярославской области в нарушение требований части 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не были приостановлены расходные операции по всем лицевым счетам, открытым в УФК по Ярославской области двум главным распорядителям средств бюджета муниципального образования Ростовский муниципальный район: администрации Ростовского муниципального района и Управлению финансов, как структурному подразделению названной администрации. Полагает, что подлежат приостановлению также операции по лицевым счетам, открытым Управлению финансов для сельских поселений Ишня, Поречье-Рыбное, Семибратово, Петровское, для городского поселения Ростов. Подробно правовая позиция заявителя (с указанием счетов, расходные операции по которым следовало приостановить) изложена в дополнительных заявлениях.
Определением суда первой инстанции от 27.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация сельского поселения Семибратово, администрация сельского поселения Поречье-Рыбное, администрация сельского поселения Петровское, администрация сельского поселения Ишня Ростовского района Ярославской области, администрация городского поселения Ростов.
Решением суда первой инстанции от 22.10.2016 по результатам нового рассмотрения заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие УФК по Ярославской области, выразившееся в непринятии мер по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации Ростовского муниципального района N 03713001490 и 05713001490 и на лицевых счетах Управления финансов N 02713001520, 03713001520 и 05713001520 при исполнении исполнительного листа серии АС N 001700259 от 12.09.2011, выданного на основании решения Арбитражного суда Ярославской области от 04.04.2011 по делу N А82-11/2011, также суд обязал УФК по Ярославской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на упомянутых лицевых счетах в связи с неисполнением должником исполнительного документа в порядке, установленном пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 решение оставлено без изменения.
УФК по Ярославской области, Управление финансов, администрация Ростовского муниципального района и администрация сельского поселения Петровское Ярославской области не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которых просят отменить их.
УФК по Ярославской области, ссылаясь на пункты 1, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положение об Управлении Федерального казначейства по Ярославской области, утвержденное приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316, указывает, что основными задачами деятельности УФК по Ярославской области является кассовое обслуживание исполнения федерального, областного и местного бюджетов, соответственно, обязанность по исполнению судебных актов возложена на должника. Лицевые счета главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств, открытые в УФК по Ярославской области, на данный момент закрыты в связи с заявлением Администрации Ростовского муниципального района; исполнительный лист возвращен ООО "Правозащита".
Администрация Ростовского муниципального района указывает, что УФК по Ярославской области не имело оснований для приостановления операции по расходованию средств не только на счетах администрации, но и на счетах Управления финансов; Управление финансов не является структурным (обособленным) подразделением администрации; приостановление расходных операций по счетам Управления финансов, тем более по счету N 02713001520 неправомерно.
Управление финансов в кассационной жалобе приводит доводы о том, что оно зарегистрировано в качестве юридического лица, входит в структуру администрации Ростовского муниципального района и является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Ростовском муниципальном районе и не является структурным подразделением органа местного самоуправления в смысле, установленном в пункте 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации; приостановление расходных операций по счетам Управления финансов, тем более по счету N 02713001520 неправомерно.
Администрация сельского поселения Петровское Ярославской области в кассационной жалобе указывает, что приостановление расходных операций по счету Управления финансов N 02713001520, открытому в УФК по Ярославской области, неправомерно.
Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах.
Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в жалобах.
Администрация сельского поселения Петровское Ярославской области заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Определением от 24.05.2017 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 09 часов 00 минут 11.07.2017.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Ярославской области принял решение от 04.04.2011 по делу N А82-11/2011, в соответствии с которым с муниципального образования Ростовский муниципальный район Ярославской области за счет казны Ростовского муниципального района в пользу МУП "Жилой дом" было взыскано 3 061 623 рубля 37 копеек в порядке субсидиарной ответственности.
На взыскание в пользу Предприятия данной денежной суммы 12.09.2011 выдан исполнительный лист серии АС N 001700259. Исполнительным документом в качестве должника определено муниципальное образование Ростовский муниципальный район Ярославской области в лице администрации Ростовского муниципального района Ярославской области.
Указанный исполнительный лист 20.09.2011 был направлен в Управление финансов на исполнение в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Ярославской области принял решение от 13.09.2012 по делу N А82-3970/2012, в соответствии с которым было отказано в удовлетворении требования Предприятия о признании незаконным бездействия Управления финансов и его начальника, выразившегося в неисполнении выданного арбитражным судом исполнительного листа серии АС N 001700259. При этом суд в решении указал, что Управление финансов не является лицом, уполномоченным на исполнение требований исполнительного документа, а органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности, является УФК по Ярославской области. Законность и обоснованность решения суда по делу N А82-3970/2012 подтверждена постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.01.2013.
Исполнительный лист 21.01.2013 возвращен в Арбитражный суд Ярославской области с отметкой судебного пристава-исполнителя о том, что присужденные Предприятию по делу N А82-11/2011 денежные суммы были удовлетворены не в полном объеме, в пользу МУП "Жилой дом" взыскано 326 051 рубль 38 копеек.
Взыскатель 30.05.2013 направил исполнительный лист в УФК по Ярославской области на исполнение в соответствии со статьями 242.2, 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-3970/2012. Исполнительный лист принят финансовым органом на исполнение. Остаток долга составлял 2 735 571 рубль 99 копеек.
УФК по Ярославской области 05.06.2013 направило Администрации уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
УФК по Ярославской области направило 13.09.2013 Администрации уведомление о том, что в связи с неисполнением должником исполнительного документа в течение трех месяцев финансовым органом приостановлено осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете Администрации. Приостановление операций УФК по Ярославской области произведено по лицевому счету N 03713001490, открытому Администрации в целях учета поступления из федерального и областного бюджетов средств целевых субсидий, субвенций, межбюджетных трансфертов.
Данные действия УФК по Ярославской области по приостановлению операций по указанному счету были признаны законными постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.07.2014 по делу N А82-13122/2013.
27.09.2013 от УФК по Ярославской области в адрес МУП "Жилой дом" поступила информация об исполнении исполнительного документа. Финансовый орган указал, что с 05.09.2013 в соответствии с положениями пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрыты операции по расходованию средств на лицевом счета должника в связи с неисполнением требований исполнительного документа. При этом УФК по Ярославской области сообщило, что исполнение исполнительного документа через открытый в органе Федерального казначейства лицевой счет по учету межбюджетных трансфертов невозможно, так как средства, поступающие на этот лицевой счет, выделяются из федерального бюджета и имеют целевое назначение. Учитывая истечение трехмесячного срока для исполнения исполнительного документа, финансовый орган предложил взыскателю отозвать исполнительный лист и предъявить его на исполнение в финансовый орган, в котором должнику открыт лицевой счет получателя средств.
МУП "Жилой дом" посчитало, что УФК по Ярославской области не приняло всех необходимых мер для выполнения требований исполнительного листа, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 10, 28, 166.1, 220.1, 239, 242.1, 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично: признал незаконным бездействие УФК по Ярославской области, выразившееся в непринятии мер по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации Ростовского муниципального района N 03713001490 и 05713001490 и на лицевых счетах Управления финансов N 02713001520, 03713001520 и 05713001520 при исполнении исполнительного листа серии АС N 001700259 от 12.09.2011, выданного на основании решения Арбитражного суда Ярославской области от 04.04.2011 по делу N А82-11/2011, также суд обязал УФК по Ярославской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на упомянутых лицевых счетах в связи с неисполнением должником исполнительного документа в порядке, установленном пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с указанным кодексом на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 указанного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Следовательно, установленный указанной нормой порядок направления исполнительных документов для исполнения судебных актов к муниципальным образованиям не распространяется на судебные акты о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.04.2011 по делу N А82-11/2011 удовлетворен иск МУП "Жилой дом" о взыскании с муниципального образования Ростовский муниципальный район Ярославской области в лице администрации Ростовского муниципального района за счет казны Ростовского муниципального района задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 3 061 623,37 рубля.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.04.2011 по делу N А82-11/2011 не подлежит исполнению в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания на основании судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета установлен статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что в рассмотренном случае указанным в части 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации органом является УФК по Ярославской области, в адрес которого взыскателем был направлен соответствующий исполнительный документ.
В соответствии с частью 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 7608/11, приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.
Как видно из материалов дела и установили суды, исполнительный лист по делу N А82-11/2011 на взыскание сумм с субсидиарного должника поступил в УФК по Ярославской области 31.05.2013 и в трехмесячный срок должником не был исполнен.
В сентябре 2013 года УФК по Ярославской области были приостановлены расходные операции по лицевому счету администрации Ростовского муниципального района N 03713001490, открытому должнику как получателю бюджетных средств, о чем должнику направлено соответствующее уведомление.
В декабре 2015 года расходные операции по данному счету возобновлены.
Суды установили, что, в УФК по Ярославской области администрации Ростовского муниципального района открыты следующие лицевые счета:
- N 01713001490 - лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств, предназначенный для отражения операций главного распорядителя бюджетных средств по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; правовой режим указанного счета определен пунктом 4.а и пунктом 141 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее - Приказ N 24н) и не предполагает расходных операций по данному счету;
- N 03713001490 - лицевой счет получателя бюджетных средств, по которому отражаются как приходные, так и расходные операции (пункты 4.л и 143 Приказа N 24н);
- N 04713001490 - лицевой счет администратора доходов бюджета, который в силу пункта 4.г и пункта 144 Приказа N 24н предназначен для отражения операций, связанных с администрированием доходов бюджета, на котором отражаются следующие операции с доходами бюджета: поступление средств, возвраты средств, зачеты (уточнения), неисполненные возвраты, неисполненные зачеты (уточнения). На лицевых счетах администратора доходов бюджета отражается лишь информация о проведенных операциях по учету и перечислению поступлений в бюджеты в разрезе плательщиков для осуществления бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, лицевые счета администраторов доходов бюджета носят информационный характер и не предполагают ни зачисления на них средств, ни расходования средств;
- N 05713001490 - лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств (отражаются операции по поступлению и выплате средств) (пункт 145 Приказа N 24н);
Управлению финансов в УФК по Ярославской области открыты следующие лицевые счета:
- N 02713001520 - лицевой счет бюджета (пункты 4.б, 142 Приказа N 24н), на котором отражаются операции по поступлению в бюджет района и по выплатам из бюджета;
- N 03713001520 - лицевой счет получателя бюджетных средств, по которому отражаются как приходные, так и расходные операции (пункты 4.л и 143 Приказа N 24н);
- N 04713001520 - лицевой счет администратора доходов бюджета, который в силу пункта 4.г и пункта 144 Приказа N 24н предназначен для отражения операций, связанных с администрированием доходов бюджета, на котором отражаются следующие операции с доходами бюджета: поступление средств, возвраты средств, зачеты (уточнения), неисполненные возвраты, неисполненные зачеты (уточнения). На лицевых счетах администратора доходов бюджета отражается лишь информация о проведенных операциях по учету и перечислению поступлений в бюджеты в разрезе плательщиков для осуществления бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, лицевые счета администраторов доходов бюджета носят информационный характер и не предполагают ни зачисления на них средств, ни расходования средств;
- N 05713001520 - лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств (отражаются операции по поступлению и выплате средств) (пункт 145 Приказа N 24н).
Поселения Ростовского района на основании соглашений, заключенных на финансовый год, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" передали району осуществление части полномочий по исполнению бюджета поселений. Для этих целей Управлению финансов, как финансовому органу, исполняющему бюджеты поселений, открыты лицевые счета бюджетов поселений N 02 и лицевые счета администратора доходов бюджетов поселений N 04.
Суды пришли к выводу о том, что поскольку часть 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, а не любых операций, то совершение указанных действий применительно к лицевым счетам, по которым операции по расходованию средств не осуществляются, невозможно.
Таким образом, на УФК по Ярославской области законом возложена обязанность по приостановлению операций на лицевых счетах должника и его структурных подразделений, по которым имеются расходные операции, к которым, как установили суды применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, относятся счета администрации Ростовского муниципального района N 03713001490 и 05713001490 и счета Управления финансов N 02713001520, 03713001520 и 05713001520.
Данную обязанность УФК по Ярославской области не исполнило, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что со стороны УФК по Ярославской области при исполнении исполнительного листа серии АС N 001700259 имеет место незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по приостановлению расходных операций по счетам Администрации Ростовского муниципального района N 03713001490, 05713001490 и Управления финансов N 02713001520, 03713001520 и 05713001520, нарушающее права и законные интересы заявителя.
При этом, суды правомерно указали, что не подлежит удовлетворению требование о приостановлении операций по лицевым счетам, открытым Управлению финансов для сельских поселений в связи с тем, что в силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты городских и сельских поселений являются самостоятельным элементом бюджетной системы Российской Федерации, а не составной частью бюджета муниципального района; статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и принцип самостоятельности бюджетов; кроме того, городские и сельские поселения не несут субсидиарную ответственность по долгам бюджетных учреждений, учредителями которых является муниципальный район.
Ссылка УФК по Ярославской области на закрытие лицевых счетов главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств, не влияет на законность принятых судебных актов, так как суд первой инстанции проверил законность оспоренных действий (бездействия) исходя из тех обстоятельств, которые существовали на момент их совершения.
Довод Управления финансов о том, что оно не является структурным (обособленным) подразделением должника (администрации Ростовского муниципального района) получил соответствующую правовую оценку судов, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Принимая судебные акты, суды правомерно приняли во внимание правовую позицию, изложенную в определениях Верховного суда Российской Федерации от 23.03.2015 N 303-КГ15-1541, от 21.07.2016 N 306-КГ16-7918.
Доводы, приведенные в жалобах, были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационных жалобах, у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.10.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А82-14298/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Ярославской области, Управления финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, администрации Ростовского муниципального района Ярославской области и администрации сельского поселения Петровское Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу о том, что поскольку часть 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, а не любых операций, то совершение указанных действий применительно к лицевым счетам, по которым операции по расходованию средств не осуществляются, невозможно.
Таким образом, на УФК по Ярославской области законом возложена обязанность по приостановлению операций на лицевых счетах должника и его структурных подразделений, по которым имеются расходные операции, к которым, как установили суды применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, относятся счета администрации Ростовского муниципального района N 03713001490 и 05713001490 и счета Управления финансов N 02713001520, 03713001520 и 05713001520.
Данную обязанность УФК по Ярославской области не исполнило, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что со стороны УФК по Ярославской области при исполнении исполнительного листа серии АС N 001700259 имеет место незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по приостановлению расходных операций по счетам Администрации Ростовского муниципального района N 03713001490, 05713001490 и Управления финансов N 02713001520, 03713001520 и 05713001520, нарушающее права и законные интересы заявителя.
При этом, суды правомерно указали, что не подлежит удовлетворению требование о приостановлении операций по лицевым счетам, открытым Управлению финансов для сельских поселений в связи с тем, что в силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты городских и сельских поселений являются самостоятельным элементом бюджетной системы Российской Федерации, а не составной частью бюджета муниципального района; статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и принцип самостоятельности бюджетов; кроме того, городские и сельские поселения не несут субсидиарную ответственность по долгам бюджетных учреждений, учредителями которых является муниципальный район."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 июля 2017 г. N Ф01-2497/17 по делу N А82-14298/2013
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2497/17
10.03.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-492/17
10.01.2017 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10965/16
10.01.2017 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10852/16
22.10.2016 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-14298/13
15.04.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-992/15
29.12.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10479/14
18.10.2014 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-14298/13