г. Нижний Новгород |
|
17 июля 2017 г. |
Дело N А43-10880/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от заявителя: Трояновой О.Б. (доверенность от 03.10.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - акционерного общества "84 Центральная инженерная база" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2016, принятое судьей Леоновым А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017, принятое судьями Белышковой М.Б., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-10880/2016
по заявлению акционерного общества "84 Центральная инженерная база" (ИНН: 5262241958, ОГРН: 1095262006069)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода от 18.11.2015 N 5660А
и установил:
акционерное общество "84 Центральная инженерная база" (далее - АО "84 ЦИБ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 18.11.2015 N 5660А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления документов, определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и об обязании Инспекции зарегистрировать представленный заявителем промежуточный ликвидационный баланс.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, в полномочия регистрирующего органа не входит проверка достоверности представленных сведений, а представление недостоверных сведений при государственной регистрации влечет иные правовые последствия.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила; отзыв на жалобу не представила.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренной в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 02.07.2009; с 14.04.2015 находится в стадии ликвидации, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Общество 11.11.2015 обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме Р15001 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
Инспекция решением от 18.11.2015 N 5660А отказала в государственной регистрации юридического лица в связи представлением Обществом промежуточного ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 03.03.2016 решение регистрирующего органа оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу, что промежуточный ликвидационный баланс не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, и признал правомерным отказ Инспекции в регистрации Общества в связи с его ликвидацией.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2 статьи 61 и пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами.
В силу пунктов 1, 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
При этом в силу подпункта "в" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таки образом, промежуточный ликвидационный баланс в любом случае не может быть представлен в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, если она начата в связи с ликвидацией юридического лица.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление заявления, содержащего недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установили суды, в июне 2015 года в отношении Общества начата выездная налоговая проверка, по результатам проведения которой Инспекция вынесла решение от 10.09.2015 N 032-15/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислив 1 315 656 рублей налогов, пеней и штрафов.
Указанное решение заявителем не оспаривалось и вступило в законную силу до представления в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного баланса.
Между тем суды установили, что представленный Обществом промежуточный ликвидационный баланс от 11.11.2015 содержал сведения по состоянию на 01.07.2015 и не отражал результатов проведенной выездной налоговой проверки, то есть содержал недостоверные сведения в отношении обязательств Общества перед бюджетом.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что промежуточный ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, считается не представленным, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 по делу N А43-10880/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "84 Центральная инженерная база" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на акционерное общество "84 Центральная инженерная база".
Возвратить акционерному обществу "84 Центральная инженерная база" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.05.2017 N 57.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установили суды, в июне 2015 года в отношении Общества начата выездная налоговая проверка, по результатам проведения которой Инспекция вынесла решение от 10.09.2015 N 032-15/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислив 1 315 656 рублей налогов, пеней и штрафов.
Указанное решение заявителем не оспаривалось и вступило в законную силу до представления в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного баланса.
Между тем суды установили, что представленный Обществом промежуточный ликвидационный баланс от 11.11.2015 содержал сведения по состоянию на 01.07.2015 и не отражал результатов проведенной выездной налоговой проверки, то есть содержал недостоверные сведения в отношении обязательств Общества перед бюджетом.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что промежуточный ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, считается не представленным, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2017 г. N Ф01-2707/17 по делу N А43-10880/2016