г. Нижний Новгород |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А31-8652/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.02.2017, принятое судьей Зиновьевым А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017, принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А31-8652/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС-ЭСТЕЙТ" (ИНН: 4401114299, ОГРН: 1114401001241)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
и установил:
общество с ограниченной ответственности "ГЕРМЕС-ЭСТЕЙТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление) от 20.05.2016 об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение коммунального хозяйства (тепловая сеть многоквартирного жилого дома), протяженностью 30 кв.м, кадастровый номер 44:27:040735:734, расположенное по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Северной правды, на северо-восток у дома 35 (далее - сооружение коммунального хозяйства).
Решением суда от 07.02.2017 заявленное требование удовлетворено; на Управление возложена обязанность зарегистрировать за Обществом право собственности на спорное сооружение коммунального хозяйства.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 указанное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Закон Костромской области от 23.12.2014 N 629-5-ЗКО "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Костромской области" (далее - Закон N 629-5-ЗКО), постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, не действующие в период строительства спорного объекта. Управление при рассмотрении документов, представленных для регистрации права собственности на вновь возведенный (созданный) объект, устанавливало отсутствие нарушений закона или иных правовых актов, действовавших на момент возведения объекта, и с учетом этого правомерно приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности. Основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в октябре 2015 года Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 18.06.2015 N 01/005/2015-4010 об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение коммунального хозяйства; об обязании зарегистрировать за Обществом право собственности на указанный объект.
Решением суда от 27.01.2016 по делу N А31-9713/2015 от 27.01.2016 оспариваемое решение признано недействительным.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 указанное решение оставлено без изменения, дополнена его резолютивная часть. На Управление возложена обязанность в срок до 20.05.2016 рассмотреть повторно заявление Общества от 30.04.2015 о государственной регистрации права собственности на спорное сооружение коммунального хозяйства.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.08.2016 подтверждена законность судебных актов суда первой и апелляционной инстанций.
Управление по результатам повторного рассмотрения заявления Общества отказало в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании абзацев 4, 8, 10 и 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Общество не согласилось с решением Управления от 20.05.2016 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 4, 16, 17, 20, 25 и 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, Законом N 629-5-ЗКО, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, обязав Управление зарегистрировать право собственности Общества на спорное сооружение коммунального хозяйства.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300) и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, государственная регистрация удостоверяет вещные права на недвижимость, не являясь основанием их возникновения (прекращения).
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
Основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статьях 17 и 18 Федерального закона N 122-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган в соответствии с требованиями, установленными статьями 9 и 13 Федерального закона N 122-ФЗ, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Статья 20 Федерального закона N 122-ФЗ предусматривает случаи, когда в государственной регистрации прав может быть отказано. В частности, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзацы 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для его строительства не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект (пункт 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ).
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство.
Указанный перечень не является исчерпывающим.В соответствии с пунктом 5 данной статьи выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с данным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Закона N 629-5-ЗКО на территории Костромской области не требуется получение разрешения на строительство в случае строительства и (или) реконструкции трубопроводов системы теплоснабжения (тепловых сетей) диаметром не более 325 миллиметров.
При рассмотрении дела N А31-9713/2015 установлено, что диаметр спорного сооружения коммунального хозяйства (трубопровода тепловой сети) составляет 100 миллиметров. Таким образом, в силу приведенных норм права получение разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию такого объекта, возведение которого прямо предусмотрено в установленном порядке согласованной и утвержденной проектной документацией на строительство многоквартирного дома, не требовалось.
По смыслу положений статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации прохождение линейного объекта (в данном случае теплосети) под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования.
Кроме того, тепловые сети, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установленных сервитутов (пункт 7 Постановления N 1300).
Законность землепользования применительно к указанным нормам подтверждена.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что Общество приложило к заявлению о государственной регистрации права собственности на спорный объект полный пакет документов, предусмотренных действующим законодательством, поэтому у Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленное Обществом требование, признав, что решение Управления противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Вопреки доводам Управления суды правильно применили положения Закона N 629-5-ЗКО, действующего на момент принятия оспариваемого решения. Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 07.02.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 по делу N А31-8652/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство.
Указанный перечень не является исчерпывающим.В соответствии с пунктом 5 данной статьи выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с данным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
...
По смыслу положений статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации прохождение линейного объекта (в данном случае теплосети) под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования.
Кроме того, тепловые сети, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установленных сервитутов (пункт 7 Постановления N 1300)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июля 2017 г. N Ф01-2773/17 по делу N А31-8652/2016