г. Нижний Новгород |
|
05 июля 2017 г. |
Дело N А29-10390/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Осиповой Л.В. (доверенность от 09.03.2017 N 0205/29/04-17)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2017, принятое судьей Маклаковой С.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А29-10390/2016
по заявлению публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об отказе в государственной регистрации права собственности
и установил:
публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление) о признании незаконным решения от 12.08.2016 N 11/001/014/2016-15398 об отказе Обществу в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение - кабельная канализация протяженностью 139 метров, расположенный по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, поселок городского типа Троицко-Печорск, улица Советская, 66а, и об обязании Управления зарегистрировать право собственности на указанный объект.
Суд решением от 03.02.2017 удовлетворил заявленные требования.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.04.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильно применили положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Управление указывает, что Общество при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности не представило документ, свидетельствующий о наличии прав на земельный участок, на котором расположен (размещен) объект недвижимого имущества (кабельная канализация); сведения о праве на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 24.05.2016 обратилось в Управление с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение - кабельная канализация протяженностью 139 метров, расположенный по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, поселок городского типа Троицко-Печорск, улица Советская, 66а, и представило в качестве правоустанавливающих документов кадастровый паспорт объекта и декларацию об объекте недвижимого имущества от 24.05.2016.
В связи с отсутствием документов, подтверждающих права на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, 07.06.2016 государственная регистрация права собственности приостанавливалась (уведомление N 11/001/014/2016-15398). По заявлению Общества государственная регистрация также приостанавливалась 01.07.2016 (уведомление N 11/001/014/2016-15398).
Управление 12.08.2016 на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества (сообщение N 11/001/014/2016-15398).
Общество не согласилось с данным решением и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным и возложении на Управление обязанности зарегистрировать право собственности на спорное сооружение.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьями 23, 78, 89, 90 ЗК РФ, статьями 2, 4, 9, 13, 16, 17, 18, 20, 25, 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1997 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства РФ N 1300), постановлением Правительства Республики Коми от 17.03.2015 N 116 "Об установлении иных случаев (за исключением установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации), когда выдача разрешения на строительство на территории Республики Коми не требуется" (далее - Постановление Правительства Республики Коми N 116), Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводам о том, что спорная кабельная канализация является подземным линейным объектом, до строительства кабельной канализации разрешительная документация была согласована в установленном порядке, оформление прав на земельный участок, необходимый для строительства кабельной канализации, не требовалось, в связи с чем удовлетворил требования Общества.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия отказа от 12.08.2016) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ).
В статьях 17 и 18 Федерального закона N 122-ФЗ содержатся основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав.
В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ).
Однако, как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, положения пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ о том, что право собственности регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений.
В пункте 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект.
Из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ следует, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Согласно Постановлению Правительства Республики Коми N 116 строительство, реконструкция линейно-кабельных сооружений связи, антенно-мачтовых сооружений связи высотой до 55 метров включительно с целью технологического присоединения относится к иным случаям, когда выдача разрешения на строительство на территории Республики Коми не требуется.
По смыслу статей 23, 78, 89, 90 ЗК РФ прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ N 1300 линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что приложенные Обществом к заявлению о государственной регистрации права собственности документы позволяли установить, что объект (кабельная канализация) полностью соответствует критериям объекта, на строительство которого выдача разрешения на строительство на территории Республики Коми не требуется. Кроме того, до строительства кабельной канализации разрешительная документация была согласована в установленном порядке, поэтому оформление прав на земельный участок, необходимый для строительства кабельной канализации, не требовалось.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Управления не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и удовлетворили заявленные Обществом требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы не нашли подтверждения в материалах дела, не свидетельствуют о незаконности выводов судов и по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данные доводы являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 N А29-10390/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
...
По смыслу статей 23, 78, 89, 90 ЗК РФ прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ N 1300 линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2017 г. N Ф01-2608/17 по делу N А29-10390/2016
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2608/17
04.07.2017 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-10390/16
11.04.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1789/17
03.02.2017 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-10390/16