г. Нижний Новгород |
|
27 июня 2017 г. |
Дело N А43-26260/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Лебедева С.П. (доверенность от 17.01.2017),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2016, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-26260/2016
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ОГРН: 1075260020043, ИНН: 5260200603)
о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 02.09.2016 N 14,
третье лицо - Степанов Владимир Александрович,
и установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - РСТ Нижегородской области, уполномоченный орган) от 07.07.2016 N 515-06-447-16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Степанов В. А.
Решением суда первой инстанции от 27.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.03.2017, заявленное требование удовлетворено.
РСТ Нижегородской области не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1, заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Признавая недействительным оспариваемое предписание, суды не указали основания для такого решения. По его мнению, Закон N 294-ФЗ не связывает выдачу предписания с наличием или отсутствием умысла на совершение противоправного действия, в связи с чем техническая ошибка не может рассматриваться в качестве обстоятельства, подтверждающего отсутствие правонарушения. Подробно позиция уполномоченного органа изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса
Как следует из материалов дела, с 08.08 по 22.09.2016 в связи с обращением Степанова В.А. должностные лица РСТ Нижегородской области провели внеплановую документарную проверку применения Обществом расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Степанова В.А., являющегося собственником жилого дома N 19 по улице Заречная деревни Караси Краснобаковского района Нижегородской области, к электрическим сетям заявителя и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, утвержденных на 2016 год в области государственного регулирования тарифов.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.09.2016 N 57.
По результатам проверки Обществу выдано предписание 02.09.2016 N 14, в соответствии с которым необходимо в срок до 03.10.2016 произвести Степанову В.А. расчет размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с выданным предписанием, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергии" (далее - Закон об электроэнергетике, Федеральный закон N 35-ФЗ), Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 N 171 "Об утверждении Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области", суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что РСТ Нижегородской службы не доказала законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Законом об электроэнергетике.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию (часть 2 статьи 23 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, включая набор стандартизированных тарифных ставок для определения такой платы, и порядок определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической энергии (пункт 2 статьи 24 Закона N 35-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Постановление N 1178).
Государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину (подпункт 3 пункта 3 Постановления N 1178).
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах N 861.
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В пункте 6 Правил технологического присоединения предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В пункте 8 Правил N 861 определено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В силу пунктов 16 и 17 Правил технологического присоединения договор должен содержать существенные условия, в том числе размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 87 Постановления N 1178 лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Пунктом 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1, установлено, что лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
В случае, если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.
Решением РСТ Нижегородской области от 23.12.2014 N 61/1 утверждены ставки за единицу максимальной мощности и стандартизированных тарифных ставок для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", город Нижний Новгород, на 2015 год (Включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 25.12.2014 N 06698-516-061/1; далее - Решение N 61/1).
Из материалов дела следует, что 14.12.2015 Степанов В.А. подал в Общество заявку о технологическом присоединении его энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Нижегородская область, Краснобаковский район, дом Караси, улица Заречная, дом 19, к электрическим сетям заявителя.
По результатам рассмотрения указанной заявки Общество подготовило проект договора N 1424 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, пункт 10 которого предусматривает, что стороны согласовали, что для определения стоимости услуг по договору будет использован размер платы, установленный Решением N 61/1 (приложение N 3, 1).
Вместе с тем суды правильного указали, что в рассматриваемом случае расчет размера платы за технологическое присоединение должен производиться согласно приложению N 2 к Решению N 61/1, что Обществом и было сделано.
В пункте 10 проекта договора N 1424 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям использована формула расчета такой платы, установленная в приложении N 2 к Решению N 61/1, что РСТ Нижегородской области не оспаривает.
Суды обоснованно посчитали, что ссылка на приложение N 3 в пункте 10 указанного договора являлась опечаткой (технической ошибкой).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что со стороны Общества отсутствовало нарушение норм действующего законодательства, в связи с чем у уполномоченного органа отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что в установленный срок Степанов В.А. не подписал проект договора N 1424, в связи с чем его заявка была аннулирована.
Также исполнение предписания приостановлено на основании определения Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2016 в случае удовлетворения апелляционной жалобы РСТ предписание не исполнимо.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствовало действующему законодательству и нарушало права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и направленными на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба уполномоченного органа удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 по делу N А43-26260/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 8 Правил N 861 определено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
...
Согласно пункту 87 Постановления N 1178 лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Пунктом 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1, установлено, что лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июня 2017 г. N Ф01-2436/17 по делу N А43-26260/2016