г. Нижний Новгород |
|
06 июля 2017 г. |
Дело N А43-19505/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04.07.2017.
Полный текст постановления изготовлен 06.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2016, принятое судьей Леоновым А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-19505/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каменки" (ИНН: 5245015282, ОГРН: 1085252004056)
о признании незаконным решения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Каменки" (далее - ООО "Каменки", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Теруправление) от 04.05.2016 N АБ-07/4626 об отказе в проведении аукциона про продаже земельного участка с кадастровым номером 52:24:0110002:4 и об устранении допущенных нарушений путем принятия соответствующего решения и мер, направленных на обеспечение организации и проведения торгов.
Требования основаны на пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы несоответствием оспоренного решения действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 14.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.03.2017, удовлетворил требования в полном объеме.
Не согласившись с данными судебными актами, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель настаивает на том, что в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается предоставление в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте.
В отзыве на кассационную жалобу Обществу указало на несостоятельность аргумента заявителя и просила оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ООО "Каменки" является собственником земельного участка площадью 306 249 квадратных метров, с кадастровым номером 52:24:0110002:540.
В пределах данного участка сформирован земельный участок площадью 210 квадратных метров, с кадастровым номером 52:24:0110002:4, местоположение: Нижегородская область, Кабельная линия КЛ-6С, отнесенный к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения и находящийся в федеральной собственности.
Общество обратилось в Теруправление с заявлением от 21.03.2016 о выкупе на торгах земельного участка с кадастровым номером 52:24:0110002:4.
В письме от 04.05.2016 N АБ-07/4626 Теруправление сообщило Обществу об отказе в поведении аукциона ввиду наличия объективной потребности в использовании данного участка для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации.
Посчитав, что данное решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Каменки" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, по делам данной категории в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на орган или лицо, чей акт (действие, бездействие) обжалуется.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям юридических лиц. Подготовка к проведению такого аукциона, инициированного заинтересованным в предоставлении уже сформированного земельного участка юридическим лицом, осуществляется в следующем порядке:
- обращение юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка и цели его использования;
- проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных в пункте 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (пункты 1 и 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав порядок проведения названной публичной процедуры, инициированной Обществом, а также причину отказа в проведении аукциона, изложенную в письме от 04.05.2016 N АБ-07/4626, суды обеих инстанций обоснованно заключили о том, что обозначенное органом государственной власти основание не могло служить препятствием для проведения торгов, ибо оно специально не поименовано в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указание заявителя на то, что испрашиваемый Обществом земельный участок не может быть предметом аукциона со ссылкой на подпункт 2 пункта 2 и подпункт 5 пункта 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации по причине его ограниченности в обороте, правомерно отклонена судами первой и апелляционной инстанции ввиду недоказанности данного обстоятельства, также не нашедшего подтверждения в условиях кассации.
Приняв во внимание, что основания, поименованные в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и препятствующие заключению договора купли-продажи спорного земельного участка на торгах, отсутствуют, окружной суд счел справедливым удовлетворение судами обеих инстанций заявленных требований.
Условий для отмены обжалованных судебных актов по доводу, приведенному в кассационной жалобе, не найдено.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Теруправления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу N А43-19505/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав порядок проведения названной публичной процедуры, инициированной Обществом, а также причину отказа в проведении аукциона, изложенную в письме от 04.05.2016 N АБ-07/4626, суды обеих инстанций обоснованно заключили о том, что обозначенное органом государственной власти основание не могло служить препятствием для проведения торгов, ибо оно специально не поименовано в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указание заявителя на то, что испрашиваемый Обществом земельный участок не может быть предметом аукциона со ссылкой на подпункт 2 пункта 2 и подпункт 5 пункта 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации по причине его ограниченности в обороте, правомерно отклонена судами первой и апелляционной инстанции ввиду недоказанности данного обстоятельства, также не нашедшего подтверждения в условиях кассации.
Приняв во внимание, что основания, поименованные в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и препятствующие заключению договора купли-продажи спорного земельного участка на торгах, отсутствуют, окружной суд счел справедливым удовлетворение судами обеих инстанций заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июля 2017 г. N Ф01-2423/17 по делу N А43-19505/2016