г. Нижний Новгород |
|
21 июля 2017 г. |
Дело N А79-9150/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Чигракова А.И., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Шурыгина А.Н. (доверенность от 13.01.2017 N 121)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.03.2017, принятое судьей Красновым А.М., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017, принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., по делу N А79-9150/2016
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
о признании недействительным предписания
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление) от 30.06.2016 N 11-26.
Суд решением от 03.03.2017 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы процессуального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела; настоящий спор неподведомственен арбитражному суду, так как он не связан с осуществлением Обществом предпринимательской или иной экономической деятельности, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подробно позиция Управления изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу провел комплексную плановую выездную проверку в ПАО "Т Плюс".
Результаты проверки отражены в акте от 30.06.2016 N 153-П, на основании которого Управление выдало Обществу предписание от 30.06.2016 N 11-26.
В предписании на Общество возложена обязанность в срок до 05.12.2016 устранить нарушение, связанное с осуществлением деятельности по размещению шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов 4 класса опасности без соответствующей лицензии (статья 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ)).
Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 27, пунктом 2 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 9 Федерального закона N 89-ФЗ, статьями 3, 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - Приказ Минприроды России N 792), приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13.10.2015 N 810 "Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов" (далее - Приказ Росприроднадзора N 810), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 - 4 и 6 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ определено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.
Как видно из материалов дела, образуемый в процессе производственной деятельности Общества отход "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов", является отходом, внесенным в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", под кодом - 9 11 200 02 39 3.
Суды установили, что Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности от 09.06.2016 N 052-219, в которую входит отход "Шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти и нефтепродуктов".
В соответствии с Приказом Минприроды России N 792 одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Согласно пункту 1 Приказа Росприроднадзора N 810 (приложение 14) утвержден Перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - Перечень).
На основании пункта 136 Перечня при коде отхода согласно ФККО - 9 11 200 02 39 3 - Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов относится к III классу опасности. Компонентный состав: нефтепродукты - 50 - 75 процентов, песок - 10 - 30 процентов, также может содержать: вода, железа оксид, марганца оксид.
Аккредитованная промышленно-санитарная лаборатория публичного акционерного общества "Химпром" провела отбор проб отхода "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов", их анализ, и составила протокол от 20.06.2016 N 240/2016 количественного химического анализа, в котором определила процентное содержание веществ, содержащихся в отходе "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов": содержание нефтепродуктов - 52,7400 процента, песка - 30,6991 процента, воды - 15,2556 процента, цинка - 0,0116 процента, железа общего - 0,9615 процента, марганца - 0,3300 процента, хрома общего - 0,0022 процента.
Таким образом, образуемый в ходе производственной деятельности Общества отход "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов" по процентному содержанию указанных веществ соответствует по параметрам, приведенным в Перечне, отходу, относящемуся к III классу опасности.
Из материалов дела следует, что паспорт на отход "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов", имеющий III класс опасности, Общество разработало и утвердило 25.08.2015.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 N АКПИ16-453 "О признании недействующими отдельных положений Приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541" указано, что подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не требуется.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили наличие у Общества документов на отход III класса опасности и пришли к верному выводу о том, что требование оспариваемого предписания об устранении нарушения, связанного с осуществлением деятельности по размещению шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов 4 класса опасности без соответствующей лицензии, является незаконным.
Кроме того, аналогичные обстоятельства были установлены Калининским районным судом города Чебоксары в постановлении от 29.08.2016 по делу N 5-285-2016 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества, оставленным в силе решением Верховного Суда Чувашской Республики от 10.11.2016.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что предписание Управления не соответствовало действующему законодательству, нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Суды установили, что оспариваемое предписание выдано в связи с осуществлением Обществом производственной деятельности; оно влияет на права Общества в сфере осуществления им экономической деятельности и возлагает на него дополнительные обязанности, то есть данное дело относится к экономическим спорам и рассмотрено судами с соблюдением правил подведомственности.
Ссылка Управления на то, что срок исполнения предписания истек, в связи с этим у судов не имелось оснований для проверки его законности, была обоснованно отклонена судами, как несостоятельная и сопряженная с ошибочным толкованием норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.03.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по делу N А79-9150/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
А.И. Чиграков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили наличие у Общества документов на отход III класса опасности и пришли к верному выводу о том, что требование оспариваемого предписания об устранении нарушения, связанного с осуществлением деятельности по размещению шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов 4 класса опасности без соответствующей лицензии, является незаконным.
Кроме того, аналогичные обстоятельства были установлены Калининским районным судом города Чебоксары в постановлении от 29.08.2016 по делу N 5-285-2016 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества, оставленным в силе решением Верховного Суда Чувашской Республики от 10.11.2016."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июля 2017 г. N Ф01-2787/17 по делу N А79-9150/2016