г. Нижний Новгород |
|
21 июля 2017 г. |
Дело N А38-6808/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Бученковой Ю.В. (доверенность от 14.07.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23.01.2017, принятое судьей Камаевой А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В., по делу N А38-6808/2016
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-7" Сулейманова Ильдара Ильгизовича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (ИНН: 1215026787, ОГРН: 1021200772251) о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Аукционный тендерный центр", общество с ограниченной ответственностью "Правовой центр "Единство", Зинанов Равиль Хакимович,
и установил:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-7" (далее - ООО "Домоуправление-7") Сулейманов Ильдар Ильгизович (далее - конкурсный управляющий, Сулейманов И.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление, антимонопольный орган) от 30.05.2016 по делу N 02-12/24-16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аукционный тендерный центр", общество с ограниченной ответственностью "Правовой центр "Единство" (далее - ООО "Правовой центр "Единство"), Зинанов Равиль Хакимович.
Суд решением от 23.01.2017 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором предусмотрен специальный порядок рассмотрения арбитражным судом настоящей категории дел; выводы судов общей юрисдикции не являются преюдициальными для рассмотрения арбитражным судом спора об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Конкурсный управляющий в отзыве попросил оставить принятые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; просил рассмотреть жалобу без участия представителя.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.11.2014 по делу N А38-654/2014 ООО "Домоуправление-7" признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство, конкурсным управляющим ООО "Домоуправление-7" утвержден Сулейманов И.И.
Конкурсный управляющий проводил открытые торги в форме публичного предложения по продаже прав требования (дебиторской задолженности) ООО "Домоуправление-7".
ООО "Правовой центр "Единство" 10.05.2016 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов, которая принята к рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением Комиссии Управления по контролю в сфере проведения торгов от 30.05.2016 по делу N 02-12/24-16 жалоба ООО "Правовой центр "Единство" признана обоснованной (пункт 1), в действиях организатора торгов - конкурсного управляющего установлено нарушение абзаца 10 пункта 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) (пункт 2), организатору торгов - конкурсному управляющему предусмотрена выдача обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений при проведении торгов (пункт 3).
В предписании от 30.05.2016 N 02-12/24-16 организатору торгов - конкурсному управляющему ООО "Домоуправление-7" Сулейманову И.И. указано на необходимость устранить нарушения абзаца 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве, для чего в срок до 17.06.2016 совершить одно из следующих действий: отменить открытые торги в форме публичного предложения по продаже имущества должника либо отменить открытые торги в форме публичного предложения по продаже имущества должника и провести открытые торги в форме публичного предложения по продаже имущества ООО "Домоуправление-7" в случае необходимости заново в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Конкурсный управляющий не согласился с указанными решением и предписанием антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 31.2 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации (далее - КоАП РФ), статьями 22, 23, 41, 50 Закона о защите конкуренции, пунктом 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В оспоренном решении, принятом Управлением в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в действиях организатора торгов установлено нарушение абзаца 10 пункт 8 статьи 110 Закона о банкротстве, и на основании данного решения конкурсному управляющему выдано предписание об устранении указанного нарушения.
В соответствии с абзацем 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
Вместе с тем суды установили, что законность оспариваемых в настоящем деле актов и вопрос о нарушения конкурсным управляющим указанной нормы Закона о банкротстве были предметом рассмотрения судом общей юрисдикции.
Решением Йошкар-Олинского городского суда от 05.10.2016 по делу N 12-680/2016 отменено постановление Управления от 18.08.2016 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 02-11/268-16, в соответствии с которым Сулейманов И.И. был привлечен к административной ответственности на основании части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа, данное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой КоАП РФ.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 данной статьи.
Таким образом, в предмет доказывания по административному делу по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ входит проверка законности решения и предписания антимонопольного органа и их выполнение.
В решении от 05.10.2016 по делу N 12-680/2016 Йошкар-Олинским городским судом указано, что в решении Комиссии Управления по контролю в сфере проведения торгов от 30.05.2016 по делу N 02-12/24-16 неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в связи с чем неправильно была истолкована норма пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве.
Согласно итоговому выводу Йошкар-Олинского городского суда в решении от 05.10.2016 по делу N 12-680/2016, "исходя из сообщения о продаже имущества посредством публичного предложения организатором торгов в обеспечение исполнения обязательств претендентами был установлен задаток в размере 10 процентов от цены предложения, составившей 2000 рублей на дату и время завершения приема заявок - 06.06.2016 в 10 часов 30 минут с учетом порядка снижения цены в сообщении о проведении торгов, что не противоречит и не является нарушением абзаца 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве".
Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 20.12.2016 решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05.10.2016 оставлено без изменения.
В силу статьи 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
В пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом.
На основании пункта 2 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно приняли во внимание обстоятельства, установленные судами общей юрисдикции, связанные с незаконностью актов антимонопольного органа, оспариваемых в настоящем деле, а значит, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому делу, и пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы конкурсного управляющего.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное конкурсным управляющим требование.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом округа и отклоняются, как несостоятельные.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23.01.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 по делу N А38-6808/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
В пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом.
На основании пункта 2 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июля 2017 г. N Ф01-2823/17 по делу N А38-6808/2016
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1943/17
21.07.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2823/17
26.04.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1943/17
23.01.2017 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-6808/16