Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 октября 1998 г. N КА-А41/2263-98
(извлечение)
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Зарайскому району Московской области (далее УПФ Российской Федерации) обратилось в арбитражный суд с иском к Уникомбанку о взыскании неперечисленных страховых взносов фабрики "Красный Восток" в сумме 224417407 руб. и пени в сумме 182441066 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.11.97 исковые требования удовлетворены частично.
В иске о взыскании недоимки отказано, а пени взыскано в сумме 9263319 руб.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.02.98 решение от 19.11.97 изменено, в части взыскания пени отменено и направлено на новое рассмотрение, в остальной части оставлено без изменения.
При новом рассмотрении спора решением Арбитражного суда Московской области от 10.06.98, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 30.07.98, в иске было отказано.
Обосновывая этот вывод, судебные инстанции сослались на то, что п. 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее Порядок), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, предусмотрена ответственность банка за несвоевременное по их вине исполнение платежных поручений клиента-плательщика на перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд.
Взыскание пени за задержку исполнения инкассового поручения истца законом не предусмотрено.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда по Зарайскому району Московской области просит об отмене судебных актов, указывая, что они противоречат нормам материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы, представителей ответчика, возражавших против ее удовлетворения, кассационная инстанция не находит оснований к отмене решения и постановления суда.
Действующее законодательство Российской Федерации, а именно Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и Инструкция о порядке уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые были применены судом при разрешении спора, не предусматривают ответственности банков за несвоевременное исполнение инкассовых поручений, выставленных подразделениями Пенсионного фонда на взыскание недоимки и штрафов с клиентов банка - плательщиков страховых взносов, а предусматривает ответственность банка за невыполнение указаний плательщика, изложенных в его платежном поручении.
Поэтому вывод судебных инстанций является правильным.
Доводы истца о том, что инкассовые поручения, выставленные Управлением Пенсионного фонда по Зарайскому району N 104 от 20.05.96 и N 117 от 16.08.97 являются способом уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, не соответствуют действительности, т.к. эти платежные документы содержат требования о взыскании штрафов и недоимки, что не равнозначно законодательному термину "страховой взнос в пенсионный фонд".
В соответствии с п. 8 Порядка Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные органы при взыскании в бесспорном порядке недоимок, сумм штрафов и иных санкций пользуются правами, предоставленными налоговым органам по взысканию невнесенных в срок налогов.
Ст. 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Поскольку страховой взнос в пенсионный фонд является сбором во внебюджетный фонд, суд первой инстанции правомерно приравнял пенсионный фонд к налоговым органам и применил к спорным отношениям нормы ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1, которая, запрещая банкам задерживать исполнение поручений плательщиков на перечисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды, устанавливает ответственность банков за нарушение этого запрета в виде взыскания пени, не предусматривает их ответственности за неисполнение инкассовых поручений.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установлены судом полно, всесторонне и объективно.
Нормы материального права применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.98 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 30.07.98 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 октября 1998 г. N КА-А41/2263-98 (извлечение)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании