Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 октября 1998 г. N КА-А40/2312-98
(извлечение)
Постановлением земельной административной комиссии N 15 июня 1998 года ООО "МЖК "Красный Северянин" за нарушение Земельного законодательства, выразившегося в противоправных действиях, повлекших за собой самовольное занятие земельного участка площадью 60 кв.м., частным предпринимателем Степановым С.В. по адресу: ул. И.Сусанина вл. 1, было подвергнуто штрафу в размере, составляющим 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
ООО МЖК "Красный Северянин" обратился в суд с заявлением о признании постановления Земельной административной комиссии недействительным, ссылаясь на то, что протокол о нарушении земельного законодательства составлен в нарушение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что состав земельной административной комиссии был неполным и не вправе был рассматривать вопрос о нарушении заявителем земельного законодательства.
Заявитель утверждал, что самовольного захвата либо передачи прав на пользование земельного участка ЧП "Степанов" не было.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 июля 1998 года по делу N 2-244 требования ООО МЖК "Красный Северянин" удовлетворены, постановление земельной административной комиссии от 15.06.98 г. признано недействительным.
На решение суда Московским земельным комитетом подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта. В жалобе указывается на неправильное применение судом п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 16.12.93 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы", что повлекло вынесение судом неправильного решения.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, выслушав объяснения сторон, их доводы и соображения, проверив в порядке ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права находит, что решение суда подлежит отмене по п. 3 ст. 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и по п. 1 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок площадью 0,8 га по ул. И.Сусанина, владение 1, был предоставлен ООО МЖК "Красный Северянин" на условиях краткосрочной аренды до 24.07.2002 года для размещения платной автостоянки и установки приемного пункта цветного металла.
22 мая 1998 года Москомземом был составлен акт проверки земельного участка по ул. И.Сусанина, вл. 1, и установлено, что земельный участок площадью 60 кв.м. ООО "МЖК "Красный Северянин" передал частному предпринимателю Степанову под контейнеры для приема цветных металлов.
Впоследствии был составлен протокол о нарушении земельного законодательства. В этом протоколе имеются объяснения должностного лица ООО МЖК "Красный Северянин", что документы на субаренду земельного участка на ЧП "Степанов" оформляются.
За нарушение земельного законодательства, постановлением земельной административной комиссии ООО МЖК "Красный Северянин" был подвергнут штрафу.
При рассмотрении требований о признании недействительным постановления Земельной административной комиссии от 15.06.98 г., суд пришел к выводу, что в данном споре отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ответственность за ненадлежащую регистрацию договора аренды не предусмотрена, а самовольного захвата земельного участка нет, т.к. у заявителя имеется договор аренды.
С выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям:
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства, по различным основаниям, предусмотрена как ст. 125 Земельного кодекса Российской Федерации, так и Указом Президента России от 16.12.93 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы", который в настоящее время является правомочным и действующим. Пунктом "А" ч. 1 этого Указа предусмотрена ответственность юридического лица за противоправное действие, повлекшее за собой самовольное занятие земельного участка в виде штрафа в размере составляющим от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.
По утверждению Москомзема, ООО МЖК "Красный Северянин" привлечен к административной ответственности за то, что он противоправно, без разрешения собственника, предоставил частному предпринимателю Степанову Земельный участок, площадью 60 кв.м., который тот самовольно занял. В подтверждение своих доводов, представитель Москомзема ссылался на акт проверки земельного участка, протокол о нарушении земельного законодательства и постановление Земельной административной комиссии.
Суд, представленные Москомземом доказательства, не рассматривал, суждения своего по ним не высказал. Основание, являющееся одним из видов нарушения земельного законодательства, за которое заявитель привлечен к ответственности, как таковое, судом, по-существу, рассмотрено не было.
Не были рассмотрены и доводы заявителя, изложенные им в исковом заявлении, как по процедуре оформления материалов для земельной административной комиссии, так и по существу, что имеет существенное значение.
При таких обстоятельствах принятое судом решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное и в соответствии с законом разрешить заявленные требования.
Руководствуясь ст.ст. 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 июля 1998 года по делу N 2-244 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 октября 1998 г. N КА-А40/2312-98 (извлечение)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании