г. Нижний Новгород |
|
23 августа 2017 г. |
Дело N А43-4517/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.08.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.,
при участии в судебном заседании представителей
от истца: Асадчей Е.К. (доверенность от 17.01.2017), Баруздина В.В. (доверенность от 17.01.2017), Лебедева С.П. (доверенность от 17.01.2017);
от ответчика: Лапина В.В. (доверенность от 09.01.2017 N 01/11-2017), Родина Е.О. (доверенность от 27.07.2017 N 163/11-2017), Тыхеновой К.В. (доверенность от 24.07.2017 N 162/11-2017),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика открытого акционерного общества "Волга" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2015, принятое судьей Левашовой Е.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017, принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Фединской Е.Н., по делу N А43-4517/2015
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043)
к открытому акционерному обществу "Волга" (ИНН: 5244009279, ОГРН: 1025201418989)
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее ПАО "МРСК Центра и Приволжья"; Сетевая компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Волга" (далее
ОАО "Волга"; Общество) о взыскании 571 228 279 рублей 13 копеек задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных с января по март 2015 года, 24 773 330 рублей 46 копеек процентов, начисленных с 15.02.2015 по 01.09.2015, процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленных с суммы долга с 02.09.2015 по день фактической оплаты долга исходя из опубликованных Центральным банком России средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, имевших место в соответствующие периоды в месте нахождения кредитора
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 25.09.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017, удовлетворил требование частично: взыскал с Общества в пользу Сетевой компании 469 928 903 рубля 33 копейки задолженности, 20 460 594 рубля 89 копеек процентов, а также проценты за пользование чужими денежными средствами с суммы долга, начисленные с 22.09.2015 по день фактической оплаты долга исходя из опубликованных Центральным банком России средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, имевших место в соответствующие периоды в месте нахождения кредитора, 164 560 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 25.09.2015 и постановление от 06.04.2017 в части взыскания 233 468 512 рублей 32 копеек и соответствующих процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 9 303 199 рублей 44 копеек, как незаконные и необоснованные, вынесенным при несоответствии выводов суда, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильным применении норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что судебные инстанции при принятии судебных актов не учли, что с января по март 2015 года спорные объемы электроэнергии передавались от генератора ответчика к его распределительному устройству посредством ВЛ 110 кВ, принадлежащей на праве собственности ОА "Волга"; в отношении участка ВЛ "Блочная-3" отсутствуют точки поставки, являющиеся обязательным элементом для определения содержания услуг по передаче электрической энергии, оказываемых сетевыми организациями; у Сетевой компании отсутствует возможность оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием участка ВЛ "Блочная-3" в силу особенностей тарифного регулирования деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии, у истца отсутствует установленный на 2015 год тариф на оказание спорных услуг; порядок определения расчета объема услуг по передаче электроэнергии, оказанных истцом ответчику с использованием ВЛ 110 кВ N 102, неправомерен, поскольку осуществлен с применением не подлежащего применению к рассматриваемым правоотношения пункта 158 Основных положений N 442. По мнению ответчика, суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства об истребовании в региональной службе по тарифам Нижегородской области информации о включении в тариф для истца на 2015 год сведений об участке ВЛ "Блочная-3".
В отзыве на кассационную жалобу Сетевая компания отклонила доводы заявителя, посчитав обжалованный судебный акт законным и обоснованным, попросила оставить решение и постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании окружного суда представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
В заседании объявлялся перерыв в порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 15 часов 00 минут 03.08.2017.
На основании определения исполняющего обязанности председателя Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.08.2017 в рассмотрении кассационной жалобы произведена замена судьи Чиха А.Н. на судью Елисееву Е.В. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала в силу части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 03.08.2017 представители сторон поддержали свои требования и возражения.
Определением от 03.08.2017 судебное заседание было отложено на 15 часов 00 минут 16.08.2017 на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Сетевая компания с января по март 2015 года в отсутствие заключенного договора оказала Обществу услуги по передаче электрической энергии, составила акты об оказании услуг и выставила счета-фактуры.
Ответчик акты об оказании услуг подписал с протоколами разногласий, оплату оказанных услуг произвел частично.
Неполная оплата ответчиком стоимости услуг по передаче электроэнергии, послужила основанием Сетевой компании для обращения с иском в арбитражный суд. По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Предметом кассационного обжалования явилось несогласие ответчика с требованием истца об оплате услуг по передаче энергии в отношении точек поставки ВЛ "Блочная-3" и ВЛ 110 кВ
102 с НиГРЭС на ПС "Накат", где, по мнению ответчика, должен учитываться сальдо-переток путем вычитания объемов электрической энергии, отпущенной с НиГРЭС (ПУ N 1133974), и объемов электрической энергии, поступившей на ПС "Накат" (ПУ N 1089943).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции принял постановление исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с передачей, потреблением электроэнергии с использованием систем электроснабжения, права и обязанности потребителей электроэнергии, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее
Закон об электроэнергетике), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее
Правила
861).
В соответствии с абзацем двенадцатым статьи 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с установленными обязательными требованиями.
Согласно пункту 1.1.6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 229 (далее
Правила
229), основным технологическим звеном энергопроизводства является энергосистема, представляющая собой совокупность электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативно-диспетчерское управление.
В соответствии с ГОСТ 24291-90 Межгосударственный стандарт "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", электростанция - это энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование по ГОСТ 19431.
Электрической частью электростанции согласно ГОСТ 24291-90 является совокупность электрических устройств, входящих в состав электростанции. В том числе генераторы, распределительные устройства и линии электропередачи.
ГОСТ 19431-84 Межгосударственный стандарт "Энергетика и электрификация. Термины и определения" содержит определения электрической сети, под которой понимается совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенных на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии (пункт 38).
Из пунктов 24-27 ГОСТ 19431-84 следует, что электростанцией является энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии, состоящая из комплекса взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенного для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.
Таким образом, все элементы оборудования электростанции являются технологически взаимосвязанными и самостоятельное их функционирование невозможно.
С учетом статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).
В состав энергетических производственно-технологических комплексов электростанций и электросетевых комплексов могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь (Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы, утвержденными приказами Минюста России N 289, Минэкономразвития России N 422, Минимущества России N 224, Госстроя России N 243 от 30.10.2001 (далее
Методические рекомендации).
В разделе 3 Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса", предусмотрено, что закрытые распределительные устройства электростанций и высоковольтные линии переменного тока напряжением 110 кВ и выше (на территории электростанции) входят в состав единого производственно-технологического комплекса тепловых и электрических станций.
Ответчиком при рассмотрении спора по существу заявлялся довод о том, что линия электропередачи ВЛ110 кВ "Блочная-3" является составной частью технологического комплекса электростанции "НиГРЭС", связана технологически с процессом производства электроэнергии, и обеспечивает исключительно функционирование НиГРЭС, что свидетельствует о невозможности использования названного участка ВЛ в целях оказания услуг по передаче электроэнергии потребителям, поскольку используется только для целей генерации.
Однако указанный довод не получил надлежащего исследования в ходе рассмотрения дела, суды не исследовали технологическую взаимосвязь ВЛ110 кВ "Блочная-3" и иного оборудования электростанции НиГРЭС (генератора N 3 и ЗРУ), не определили наличие либо отсутствие организационно-технической возможности нормальной эксплуатации основных частей электростанции и ВЛ "Блочная-3" в качестве самостоятельных объектов, не дали надлежащей оценки представленной в материалы дела однолинейной схеме присоединения к внешней электрической сети ОАО "Волга" - ОАО "Нижегородская сбытовая компания", в связи с чем вывод судов об оказании истцом ответчику услуг по передаче электроэнергии посредством использования участка ВЛ "Блочная-3" является преждевременным.
В соответствии с абзацем 11 пункта 2 Правил N 861 под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации. Энергопринимающие устройства потребителя - это находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи (абзац 12 пункта 2 Правил N 861).
Наличие технологической зависимости между объектами внутри единого производственного комплекса по производству электроэнергии НиГРЭС: генератором, участком ВЛ "Блочная-3" и ЗРУ, исключает возможность использования участка ВЛ "Блочная-3" Сетевой компанией для целей оказания услуг по передаче электроэнергии.
Кроме этого, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее Закон
36-ФЗ) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81(6) Основ ценообразования при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии не учитываются расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электрической энергии (мощности) систем собственных нужд, оперативного тока, релейной защиты и автоматики, снабжения сжатым воздухом коммутационных аппаратов, связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления, а также объектов электросетевого хозяйства, которые учтены в составе объекта по производству электрической энергии (мощности) при обращении электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Достоверных сведений об учете участка ВЛ "Блочная-3" при формировании необходимой валовой выручки Сетевой компании на 2015 год для целей установления единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии материалы дела не содержат. Представленная в материалы выписка из заявления МРСК о представлении документов на утверждение тарифов на 2015 год в данном случае допустимым доказательством, однозначно свидетельствующим об учете затрат на содержание спорного участка ВЛ при принятии регулирующим органом тарифного решения, не является. Тарифное решение в деле отсутствует, тарифный орган к участию в деле не привлекался.
В части разногласий сторон в отношении объема услуг по передаче электрической энергии, оказанных истцом в спорный период ответчику с использованием участка ВЛ 110 кВ N 102, суд округа исходит из следующего.
Электрическая энергия, передаваемая по ВЛ N 102 110 кВ (участок от ЗРУ 110 кВ НиГРЭС до опоры N 8 - собственность Сетевой компании, от опоры 8 до ОРУ 110 кВ ПС Накат
собственность Общества), поступает ответчику на цели его собственного потребления.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; оптовый рынок электрической энергии и мощности - это сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России; субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка; розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.
Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.
Правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, порядок определения потерь в электросетях и порядок их оплаты регулируются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (п. 3 ст. 26 Закона об электроэнергетике).
Пунктом 4 Правил N 861 установлено, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком).
Согласно п. 12 Правил N 861 в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
В силу подпункта "б" п. 13 Правил N 861 договор должен содержать существенное условие о порядке определения размера обязательств потребителя услуг по оплате услуг по передаче электрической энергии в соответствии с п. 15(1) данных Правил, включающее: сведения об объеме электрической энергии (мощности), используемом для определения размера обязательств, или порядок определения такого объема; порядок расчета стоимости услуг сетевой организации по передаче электрической энергии.
Из пункта 15(1) Правил N 861 следует, что объем услуг по передаче электроэнергии определяется в отношении потребителей по каждому из уровней напряжения и равен объему потребления электроэнергии на соответствующем уровне.
Абзацем 15 указанного пункта Правил предусмотрено, что объемы потребления электроэнергии для целей данного пункта определяются в порядке, установленном Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности - для субъектов оптового рынка и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии - для субъектов розничных рынков.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об электроэнергетике на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.
Пунктом 8 ст. 33 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что на оптовом рынке действует система коммерческого учета электрической энергии и мощности. Организации, обеспечивающие функционирование коммерческой инфраструктуры, применяют расчетный способ определения объема электрической энергии и объема мощности, проданных или приобретенных на оптовом рынке, в случаях и в порядке, которые установлены договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.10 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" утверждены Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - Правила N 1172), пунктом 5 которых определено, что поставщики электрической энергии и (или) мощности и покупатели электрической энергии и мощности участвуют в отношениях купли-продажи электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке после получения в установленном порядке статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке. При этом поставщики и покупатели заключают обязательные для участников оптового рынка договоры и совершают иные действия для осуществления поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Под участниками оптового рынка понимаются поставщики электрической энергии и мощности и покупатели электрической энергии и мощности, получившие статус субъектов оптового рынка, заключившие обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие иные необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 2 Правил N 1172).
В силу подпунктом 2 пункта 23 Правил N 1172 для получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке предъявляется, в частности, следующее требование: оснащение каждой точки (группы точек) поставки, с использованием которой организация планирует участвовать в торговле на оптовом рынке, средствами измерений (в том числе принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), обеспечивающими сбор, обработку и передачу организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета и соответствующими определенным указанными Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка требованиям.
На основании изложенного объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных территориальной сетевой компанией для субъекта оптового рынка, должен рассчитываться в соответствии с Правилами N 1172, с учетом объема фактического потребления данного потребителя, который должен быть равным объему электрической энергии (мощности), приобретенной данным потребителем по договорам купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке (при условии, что данный субъект оптового рынка одновременно не является субъектом розничного рынка).
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции соглашается с доводом ответчика о том, что при определении порядка расчета объема услуг по передаче электроэнергии, оказанных истцом ответчику, судами применены нормы права, не подлежащие применению к данным правоотношениям.
Определяя спорный объем услуг по передаче электроэнергии суды руководствовались положениями пункта 158 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.12 N 442 (далее - Постановление N 442), устанавливающим порядок определения совокупного объема потребления (производства) электроэнергии, в том числе объема оказанных услуг по передаче электрической энергии, именно на розничном рынке.
Сторонами не оспаривается, что в спорный период ответчик являлся субъектом оптового рынка электрической энергии. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ОАО "Волга" одновременно являлся в спорный момент также субъектом розничных рынков. В связи с чем, применение пункта 158 Постановление N 442 в рассматриваемой ситуации неправомерно.
Из материалов дела следует и судами установлено, что ответчиком выполнены необходимые действия, предусмотренные договором присоединения к торговой системе, в том числе согласованы коды точек измерения, каналы и марки счетчиков, получен акт соответствия системы коммерческого учета Правилам N 1172.
Пунктом 2 Правил N 1172 установлено, что "группа точек поставки" - одна или несколько точек в электрической сети (точек поставки), относящихся к одному узлу расчетной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту, в отношении которого участником оптового рынка осуществляется купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, или ограничивающих территорию, в отношении которой купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке осуществляется только одним участником оптового рынка, и используемых для определения и исполнения обязательств, связанных с поставкой и оплатой электрической энергии и (или) мощности.
При этом, коммерческий учет это процесс измерения объемов электрической энергии и значений электрической мощности, сбора и обработки результатов измерений, формирования расчетным путем на основании результатов измерений данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии и мощности в соответствующих группах точек поставки, а также хранения и передачи указанных данных.
Каждая группа точек поставки, энергопринимающее оборудование, генерирующий объект, объект электросетевого хозяйства, иной объект, связанный с процессом производства, передачи, потребления электрической энергии и мощности, могут быть закреплены на оптовом рынке только за одним субъектом оптового рынка.
Согласование и регистрация новых групп точек поставки за организациями, получившими статус субъекта оптового рынка и осуществляющими куплю-продажу электрической энергии и (или) мощности, производятся в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с учетом предусмотренных настоящим пунктом требований (пункт 24 Правил N 1172).
В пункте 26 Правил N 1172 определено, что для осуществления поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке с использованием зарегистрированных групп точек поставки субъект оптового рынка заключает договор оказания услуг по передаче электрической энергии (в случае если поставщик (покупатель) электрической энергии и мощности в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан оплачивать такие услуги) и договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (если он относится к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике), а также иные договоры, предусмотренные подпунктом 3 пункта 40 и пунктом 41 настоящих Правил, и уведомляет организацию коммерческой инфраструктуры о заключении указанных договоров в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. При этом договор оказания услуг по передаче электрической энергии может быть заключен самостоятельно лицом, владеющим на праве собственности или на ином законном основании генерирующим или энергопринимающим оборудованием, в отношении которого соответствующим субъектом оптового рынка зарегистрирована группа точек поставки.
Таким образом, точки поставки, в которых осуществляются формирование и исполнение обязательств, связанных с поставкой и оплатой электрической энергии и (или) мощности и в отношении которых заключается договор оказания услуг с сетевой компанией для субъекта оптового рынка, определяются в соответствии с Правилами N 1172.
Из материалов дела следует, что приобретенную на ОРЭМ ответчик получает от двух центров питания: Нижегородской ГЭС (посредством воздушной линии ГЭС - ЦБК) и Нижегородской энергосистемы (через распределительное устройство НиГРЭС посредством воздушных линий N 101, 103, 104, 106, 107, 108, ВЛ 100 кВ НиГРЭС - Накат1). При этом, энергоснабжение ответчика через распределительное устройство НиГРЭС может быть осуществлено посредством воздушной линии ВЛ N 102, началом которой является распределительное устройство НиГРЭС, окончанием - распределительное устройство ответчика. Участок линии от ее начала и до опоры N 8 принадлежит истцу, от опоры N 8 до энергопринимающего устройства - ответчику.
На границе балансовой принадлежности оборудования образованы точки поставки, оснащенные приборами учета: в точке поставки Нижегородской ГРЭС ЗРУ-110 кВ, 1-3 с.ш. 110 кВ, яч. ВЛ 110 кВ N 102 прибор учета N 1133874 и в точке поставки ПС "Накат", в которой происходит передача электрической энергии и мощности в принадлежащий ответчику участок сети ВЛ N 102, прибор учета N 1089943. Данные приборы учета входят в состав АИИС КУЭ (том 3, л.д.19-21) и осуществляют учет электроэнергии в автоматическом режиме.
Ответчик указывает, что в спорный период оплатил истцу услуги по передаче электрической энергии приобретенной на оптовом рынке и потребленной на собственные нужды в размере 236 460 391 рубль 01 копейка, без разногласий.
Вместе с тем судами не исследованы как объемы приобретенной ответчиком на оптовом рынке и произведенной им электроэнергии в спорный период, так и произведенной за указанные услуги оплаты.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении дела в порядке кассационного производства, поскольку они привели к не исследованию обстоятельств, имеющих значение для разрешения заявления о взыскании вознаграждения и расходов, а в силу части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий по установлению новых обстоятельств на основании оценки доказательств, не получивших таковой при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению и неправильное истолкование закона (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит, что при принятии судами обжалуемых решения и постановления названные выше нормы права не были соблюдены в полном объеме, а пункт 158 Постановления N 442 применению не подлежал, в связи с чем обжалованные судебные акты подлежат отмене.
На основании изложенного Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 в части взыскания задолженности по оплате услуг по передаче энергии в отношении точек поставки ВЛ "Блочная-3" и ВЛ 110 кВ N 102, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства и на основе всесторонней оценки представленных доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, суд округа не выявил.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы Общества не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волга" удовлетворить.
Отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 по делу N А43-4517/2015 в части взыскания 233 468 512 рублей 32 копеек задолженности по оплате услуг по передаче энергии в отношении точек поставки ВЛ "Блочная-3" и ВЛ 110 кВ
102 и соответствующей части процентов за пользование чужими денежными средствами.
Направить дело в данной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сторонами не оспаривается, что в спорный период ответчик являлся субъектом оптового рынка электрической энергии. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ОАО "Волга" одновременно являлся в спорный момент также субъектом розничных рынков. В связи с чем, применение пункта 158 Постановление N 442 в рассматриваемой ситуации неправомерно.
...
Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению и неправильное истолкование закона (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит, что при принятии судами обжалуемых решения и постановления названные выше нормы права не были соблюдены в полном объеме, а пункт 158 Постановления N 442 применению не подлежал, в связи с чем обжалованные судебные акты подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 августа 2017 г. N Ф01-2737/17 по делу N А43-4517/2015
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-4517/15
23.08.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2737/17
06.04.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7889/15
09.02.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7889/15
24.11.2015 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-4517/15
25.09.2015 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-4517/15