г. Нижний Новгород |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А38-3228/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.08.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Огорелышевой А.И. (доверенность от 18.04.2017 N 43)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.11.2016, принятое судьей Лабжания Л.Д., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, принятое судьями Белышковой М.Б., Смирновой И.А., Москвичевой Т.В., по делу N А38-3228/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации" (ИНН: 1215106545, ОГРН: 1051200124975)
о признании недействительным решения от 21.03.2016 N 16н/с Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации" (далее - ООО "Управление механизации", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Учреждение, Фонд) от 21.03.2016 N 16н/с в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 478 рублей 80 копеек и 711 рублей 02 копеек пеней.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.11.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили закон, подлежащий применению, неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, выплаченная работникам материальная помощь носит социальный характер, не предусмотрена трудовыми договорами и направлена на дополнительное обеспечение социальных нужд работников, следовательно, не подлежит обложению страховыми взносами.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Марий Эл.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение провело проверку Общества по вопросам правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составило акт от 05.02.2016 N 16н/с.
В ходе проверки установлено занижение Обществом базы для исчисления страховых взносов на 38 000 рублей, выплаченных работникам в виде материальной помощи в декабре 2014 года (в размере, превышающем 4000 рублей на одного работника за расчетный период).
Рассмотрев материалы проверки, заместитель управляющего Управлением вынес решение от 21.03.2016 N 16н/с об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором предложил Обществу уплатить, в том числе, 478 рублей 80 копеек страховых взносов и 711 рублей 02 копейки пеней.
Не согласившись с указанным решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 8, 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 3, 20.1, 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что спорные выплаты, произведенные Обществом, подлежат обложению страховыми взносами.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой страхователями:
- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
- работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
- работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.
В подпункте 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (пункт 1 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ заработок застрахованного - это все виды выплат и иных вознаграждений (как по основному месту работы, так и по совместительству) в пользу застрахованного, выплачиваемых по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона.
В статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что выплаты работникам в декабре 2014 года, поименованные в приказе руководителя Общества как материальная помощь на социальную поддержку жизненного уровня работников, в общей сумме 38 000 рублей произведены в размере, превышающем 4000 рублей на одного работника за расчетный период (подпункт 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ).
На основе оценки имеющихся в деле доказательств, приняв во внимание условия, содержащиеся в Положении об оплате труда Общества, а также то, что спорные выплаты произведены по итогам работы за год, суды правомерно признали их стимулирующими и подлежащими включению в базу при исчислении страховых взносов.
Выводы судов сделаны на основе всестороннего и полного исследования всех имеющихся в деле доказательств, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.11.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу N А38-3228/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей отнести общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управление механизации" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.05.2017 N 42.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что выплаты работникам в декабре 2014 года, поименованные в приказе руководителя Общества как материальная помощь на социальную поддержку жизненного уровня работников, в общей сумме 38 000 рублей произведены в размере, превышающем 4000 рублей на одного работника за расчетный период (подпункт 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 августа 2017 г. N Ф01-2642/17 по делу N А38-3228/2016