|
г. Нижний Новгород |
|
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А43-33004/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
при участии представителей
от заявителя: Григорьевой Н.А. (доверенность от 25.04.2017),
от заинтересованного лица: Акифьева А.А. (доверенность от 13.02.2017 N 032)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Троицкая камвольная фабрика" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.01.2017, принятое судьей Чепурных М.Г., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А., по делу N А43-33004/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Троицкая камвольная фабрика" (ИНН: 5046005770, ОГРН: 1025006038342)
о признании недействительным требования от 17.11.2015 N 720 Нижегородской таможни,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Приволжское таможенное управление, общество с ограниченной ответственностью "Авто-Страж",
и установил:
открытое акционерное общество "Троицкая камвольная фабрика" (далее - ОАО "Троицкая камвольная фабрика", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным требования Нижегородской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) об уплате таможенных платежей от 17.11.2015 N 720.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Приволжское таможенное управление (далее - Управление) и общество с ограниченной ответственностью "Авто-Страж" (далее - ООО "Авто-Страж").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.01.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 79 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 114, 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не применили подлежащие применению пункт 3 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", статьи 69, 82, 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, оно не является лицом, несущим солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, задекларированных по декларации на товары (далее - ДТ) N 10408040/131213/0041493, поскольку Таможня не доказала влияние взаимосвязи декларанта и Общества на формирование цены на декларируемый товар. Общество указывает, что таможенный орган не обосновал недостоверность таможенной стоимости спорного товара и нарушил порядок проведения мероприятий таможенного контроля. Выставление Обществу требования об уплате таможенных платежей без предварительного направления в его адрес актов об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (решения по результатам камеральной проверки) свидетельствует о его незаконности.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Таможня и Управление в отзывах на кассационную жалобу и представитель Таможни в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
ООО "Авто-Страж" и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в рамках исполнения контракта от 20.11.2013 N 8/WL-2010, заключенного обществом с ограниченной ответственностью "Борская шерстяная компания" (далее - ООО "Борская шерстяная компания") и компанией Union Star s.r.o. (Чехия), на таможенную территорию Таможенного союза из Германии на условиях поставки DAP - Брест ввезен товар - шерсть овечья стриженая, мытая, не подвергнутая кардо- или гребнечесанию, длина от 40 миллиметров, сор 5 процентов, тонина до 36,5 микрометра. Маркировка: 1087 N 722, МР4500 N 1-28, 4473/8544 N 56804-56821, 4479/8546J N 56850-56873, 4482/8546J N 56915-56922, 4482/8544 N 56923-56925, ES6042 N 1-48, 1BALE N 2. Код Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 5101210000. Производитель и отправитель товара - компания KES DISTRI Frachtkontor Gmbh (Германия), получатель товара - ОАО "Борская фабрика ПОШ".
Для таможенного декларирования товара ООО "Борская шерстяная компания" представило на Дзержинский таможенный пост Таможни ДТ N 10408040/131213/0041493.
Стоимость товара исчислена декларантом с применением первого метода определения таможенной стоимости товара согласно статье 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение). Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар при его продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза (0,62 доллара США за килограмм на условиях поставки DAP - Брест), и вычеты из нее декларант не производил.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости ООО "Борская шерстяная компания" представило контракт и дополнение к нему, инвойс, экспортную декларацию Германии, прайс-лист продавца, упаковочный лист, приходный ордер, сертификат происхождения и транспортные накладные.
По результатам контроля таможенной стоимости товара до его выпуска Дзержинский таможенный пост Таможни принял заявленную декларантом таможенную стоимость товара.
В ходе контроля таможенной стоимости после выпуска товара Управление выявило признаки недостоверности заявленных сведений относительно страны происхождения, производителя товара, тонины, степени обработки шерсти, кода ТН ВЭД ЕАЭС и, как следствие, неправильное определение таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 10408040/131213/0041493.
На основании документов и сведений, представленных Приволжской оперативной таможней и полученных в ходе расследования уголовного дела N 730021, возбужденного по признакам преступления, ответственность за которое предусмотрена пунктом "г" части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от уплаты таможенных платежей), в отношении Гинзбурга Л.П. (главного инженера и акционера ОАО "Троицкая камвольная фабрика"), Вербы А.В. (директора и учредителя ООО "Борская шерстяная компания") и Колесниковой О.М. (работницы в 2012, 2013 годах ООО "Борская шерстяная компания"), Управление инициировало в отношении Общества таможенную проверку, в ходе которой выявило, что Общество является лицом, участвующим в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, под которым, в том числе, понимается перемещение товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах.
По результатам проверки Управление составило акт камеральной таможенной проверки от 10.09.2015 N 10400000/403/100915/А0013 и приняло решение о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО "Борская шерстяная компания" по ДТ N 10408040/131213/0041493.
Таможня выставила ОАО "Троицкая камвольная фабрика" требование от 17.11.2015 N 720 об уплате таможенных платежей и пеней в общей сумме 418 159 рублей 34 копейки.
Общество, посчитав, что требование Таможни не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 64, 66, 81 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), статьями 1, 2, 4, 6, 7, 10 Соглашения, статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, статьями 150, 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", пунктом 27 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок N 376), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о законности оспариваемого требования таможенного органа и отказал в удовлетворении требования Общества.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа Таможенного союза установлены Соглашением.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей Стороны о коммерческой тайне.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории Таможенного союза (статья 8 Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае, если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пункте 1 статьи 10 Соглашения определено, что, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
В силу пункта 2 статьи 10 Соглашения методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении.
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании статьи 66 ТК ТС таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля имеет право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого в соответствии со статьей 67 Кодекса таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров или решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в 2012 - 2014 годах декларирование овечьей шерсти из Германии, классифицируемой в подсубпозиции 5101210000 ТН ВЭД ЕАЭС, в регионе деятельности Управления осуществляли четыре участника внешнеэкономической деятельности - общества с ограниченной ответственностью "Велес Текс", "Нижновтекстиль", "Борская шерстяная компания" и ОАО "Борская фабрика ПОШ". Получателем товаров выступало Общество, производителем шерсти - компания KES DISTRI Frachtkontor GmbH (Германия).
Основные объемы мытой немецкой шерсти были вывезены из Германии по внешнеторговым контрактам, заключенным с компанией Union Star s.r.o. (Чехия). Контрагентом ОАО "Борская фабрика ПОШ" является компания Lanatex Gmbh (Германия); поставки осуществлялись через Литву.
В ходе анализа декларирования спорного товара таможенные органы выявили признаки недостоверности заявленных сведений о характеристиках товара (предположительно, частично ввозится шерсть, подвергнутая гребнечесанию; существуют сомнения в заявляемой величине тонины шерсти); о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (шерсть, подвергнутая гребнечесанию, подлежит классификации в товарной позиции 5105 ТН ВЭД ЕАЭС); о стране происхождения (предположительно, под видом немецкой шерсти ввозится новозеландская, уругвайская, чешская шерсть, а также происхождением из других стран); о таможенной стоимости (помимо недостоверных сведений о характеристиках шерсти, товары, соответствующие по описанию заявляемому коду ТН ВЭД ЕАЭС, также декларируются по цене, не соответствующей их действительной стоимости).
В упаковочном листе, представленном ОАО "Борская фабрика ПОШ" при декларировании по ДТ N 10408040/070513/0013444, указано "wool tops LOT 6839", что означает топс или гребенная лента (тщательно вычесанная шерсть на специальной чесальной машине). Признаки того, что под видом шерсти, не подвергнутой кардо- или гребнечесанию, ввозится чесаная шерсть, установлены и по результатам таможенного досмотра.
Согласно представленным AWEX National Wool Market Report и компанией PGG Wrightson Wool Limited сведениям значение биржевого индекса AWEX EMI на дату представления спорной ДТ существенно превышало заявленную декларантом таможенную стоимость товаров.
Суды установили, что при декларировании товара участники внешнеэкономической деятельности представили сертификаты о происхождении товара, выданные Торговой палатой Бремена (Германия), которые подписаны лицом по фамилии Meyer. Выборочная проверка подлинности и достоверности сертификатов о происхождении товара показала, что Торговая палата Бремена названные сертификаты не выдавала, лицо по фамилии Meyer в данной организации не работает. Согласно информации, полученной от Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, фирма, заявленная в качестве производителя ввозимой шерсти, не является производителем шерсти. Согласно информации, представленной НЦБ Интерпола Чешской Республики, компания Union Star s.r.o. (Чехия), заявленная в качестве продавца шерсти, занимается посреднической деятельностью в риэлторской сфере; информация об осуществлении деятельности по продаже шерсти отсутствует.
Заявление ООО "Борская шерстяная компания" в ДТ N 10408040/131213/0041493 и ООО "Велес Текс" в ДТ N 10408040/170413/0011066 недостоверных сведений о стране происхождения и производителе мытой шерсти с отгрузочной маркировкой (лоты) ES6042 и S27152 подтверждено информацией, полученной по запросу таможенного органа. Компания New Zealand Wool Services International Limited (Новая Зеландия) сообщила, что тюки, маркированные ES6042/RW1732, S27152/W6894, приобретены данной компанией, промывка осуществлена принадлежащей ей компанией в Новой Зеландии. Указанные товары проданы двум различным западноевропейским компаниям и доставлены в западноевропейские порты (письмо от 10.04.2014).
Аналогичная информация получена таможенным органом по лотам LTSA О/702 N 1-12, LTSA/ О/4100Е N 1-41 от компании Lanas Trinidad S.A. (Уругвай).
По результатам таможенной экспертизы товара, задекларированного ООО "Нижновтекстиль" в ДТ N 10408045/200814/0000426 (ИТС - 0,64 доллара США за килограмм), установлено, что исследуемая проба является шерстью овечьей мытой, стриженой, подвергнутой гребнечесанию, карбонизированной, не подвергнутой окрашиванию или отбеливанию, также не подвергнутой гребнечесанию в отрезках; средняя тонина волокна составляет 17 микрометра, длина волокон 90 - 110 миллиметров; минеральных и растительных примесей не обнаружено. Данный товар подлежит классификации в подсубпозиции 5105 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Заявление недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС могло послужить основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов на 1 674 316 рублей 64 копейки (при последующем декларировании рассматриваемого товара в ДТ N 10408045/280914/0000619 таможенная стоимость скорректирована таможенным органом на сумму 1 671 702 рубля 22 копейки; уровень ИТС увеличился с 0,61 до 9,53 доллара США за килограмм).
Правомерность привлечения ООО "Нижновтекстиль" к административной ответственности по ДТ N 10408045/200814/0000426 (дело N А43-32247/2014) и корректировки таможенной стоимости по ДТ N 10408045/280914/0000619 (дело N А43-2300/2015) подтверждена вступившими в законную силу р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.