г. Нижний Новгород |
|
13 сентября 2017 г. |
Дело N А79-5198/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Скворцова А.Е. (протокол от 28.12.2015 N 1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Восход - 11" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии 23.11.2016, принятое судьей Красновым А.М., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., по делу N А79-5198/2016
по заявлению товарищества собственников жилья "Восход - 11" (ИНН: 2130059256, ОГРН: 1092130006979)
о признании незаконными распоряжения от 05.05.2016 N 166, акта проверки от 20.05.2016 N 06/67, предписания от 20.05.2016 N 06/56, пункта 1 предписания от 20.05.2016 N 14/7, протокола от 20.05.2016 N 06/30 об административном правонарушении и постановления от 09.06.2016 N 03/26 о привлечении к административной ответственности государственной жилищной инспекции Чувашской Республики
и установил:
товарищество собственников жилья "Восход - 11" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными распоряжения от 05.05.2016 N 166, акта проверки от 20.05.2016 N 06/67, предписания от 20.05.2016 N 06/56, пункта 1 предписания от 20.05.2016 N 14/7, протокола от 20.05.2016 N 06/30 об административном правонарушении и постановления от 09.06.2016 N 03/26 о привлечении к административной ответственности государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция).
Суд решением от 23.11.2016 прекратил производство по делу в части признания недействительными акта проверки от 20.05.2016 N 06/67 и протокола об административном правонарушении от 20.05.2016 N 06/30; признал недействительным предписание Инспекции от 20.05.2016 N 06/56 в части пунктов N 7, 8, 9, 10, 15, 16 и отказал в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.05.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в части отказа в удовлетворении требования о признании пунктов 1 - 6, 11 - 14, 17 и 18 предписания от 20.05.2016 N 06/56 и пункта 1 предписания от 20.05.2016 N 14/7 незаконными, а также в части отказа в признании незаконным и отмене постановления от 09.06.2016 N 03/26 о привлечении к административной ответственности.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению Товарищества, пункты 2 и 3 предписания от 20.05.2016 N 06/56 являются неисполнимыми, так как не указаны места и состав отсутствующего или неисправного осветительного оборудования, проверяющими проект освещения подъездов не поднимался и не изучался; пункт 4 поскольку не указано, где именно заявитель должен разместить информацию; в пункте 5 не приведен список щитовых с неисправными запорными устройствами; в пункте 11 не указано чердачное помещение какого подъезда захламлено и что необходимо убрать. Пункт 6 данного предписания является незаконным на основании отсутствия полномочий муниципального контроля у Инспекции; пункт 14 - на основании включения квартиры N 119 в план ремонтов до проведения проверки; пункт 17 - на основании пунктов 16 и 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), так как Общество не является исполнителем услуги по газоснабжению; пункт 18 - на основании непредставления суду договора на проведение изоляции. Пункт 1 предписания от 20.05.2016 N 14/7 является незаконным на основании определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N ВАС-6046/14. Подробно доводы Товарищества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направила. Кассационная жалоба рассмотрена без ее участия.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя от 05.05.2016 N 166 Инспекция в период с 16.05.2016 по 20.05.2016 провела в отношении Товарищества плановую и внеплановую проверки с целью проверки обращения от 25.04.2016 N 2933, и установила, что Товарищество нарушило часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункт 42 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и пункт 26 приложения 2 к Правилам N 354; пункты 3.2.15, 3.2.16, 3.3.4, 3.4.1, 3.4.6, 3.5.7, 4.7.4, 4.8.14, 4.8.15, 5.5.6, 5.6.2, 5.6.6, 5.6.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170); пункты 2, 3, 15, 20, 23 и 27 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), пункты 16 и 17 Правил N 410, пункты 3.3.4, 3.4.1, 3.4.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункт 6.5.9 Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрание депутатов Чувашской Республики от 24.09.2013 N 1136 (далее - Правила N 1136).
Результаты проверок отражены в акте от 20.05.2016 N 06/67.
По итогам проверок Инспекция выдала предписания от 20.05.2016 N 06/56, согласно которому Товарищество обязано в срок до 01.06.2016 устранить выявленные нарушения, и от 20.05.2016 N 14/7, согласно которому Товариществу необходимо в срок до 15.06.2016 устранить выявленные нарушения путем определения размера платы коммунальной услуги по горячему водоснабжению за компонент на тепловую энергию с мая 2016 года в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, пунктами 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из установленного нормативного расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м, равного 0,065906 Гкал/куб и представить в Инспекцию платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартирам N 1 и 28 за май 2016 года.
Усмотрев в действиях Товарищества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Инспекция составила в отношении юридического лица протокол от 20.05.2016 N 06/30 об административном правонарушении и вынесла постановление от 09.06.2016 N 03/26 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Товарищество не согласилось с распоряжением от 05.05.2016 N 166, актом проверки от 20.05.2016 N 06/67, предписанием от 20.05.2016 N 06/56, пунктом 1 предписания от 20.05.2016 N 14/7, протоколом от 20.05.2016 N 06/30 об административном правонарушении и постановлением от 09.06.2016 N 03/26 о привлечении к административной ответственности государственной жилищной инспекции по Чувашской Республике и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 157, 161 ЖК РФ, положениями КоАП РФ, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами N 170, Правилами N 491, Минимальным перечнем N 290, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии прекратил производство по делу в части требований о признании незаконными акта проверки N 06/67 от 20.05.2016 и протокола об административном правонарушении N 06/30 от 20.05.2016, пришел к выводам о том, что распоряжение от 05.05.2016 N 166, предписание от 20.05.2016 N 06/56 в части пунктов 1 - 6, 11 - 14, 17 и 18, пункт 1 предписания от 20.05.2016 N 14/7, постановление о привлечении к административной ответственности от 09.06.2016 N 03/26 соответствуют действующему законодательству, признал недействительным предписание Инспекции от 20.05.2016 N 06/56 в части пунктов N 7, 8, 9, 10, 15, 16 и отказал Товариществу в удовлетворении заявленных требований в остальной части.
Первый арбитражный апелляционный суд, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 9 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (часть 5 статьи 9 Федерального закона N 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
- тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
- стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Предусмотренный указанной формулой порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению учитывает объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в помещении, рассчитываемый по нормативу расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При проведении проверки Инспекция установила, что Товарищество расчет платы за горячее водоснабжение производит исходя из компонента на тепловую энергию 0,08035 Гкал/куб. м.
Приказом Минстроя Чувашии от 27.01.2015 N 03/1-03/34 утверждены рекомендуемые нормативы тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, поставляемой организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения потребителям в Чувашской Республике, в рассматриваемом случае обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" в размере 0,065906 Гкал/куб. м.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Согласно протоколу заседания Правительственной комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при применении платы за жилое помещение и коммунальные услуги от 02.06.2015 N 1, указанный норматив рекомендован до утверждения Кабинетом Министров Чувашской Республики норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В связи с этим до 01.01.2018 установленный приказом Минстроя Чувашии от 27.01.2015 N 03/1-03/34 норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению является обязательным к применению организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами с централизованной системой горячего водоснабжения в связи с утверждением двухкомпонентного тарифа на горячую воду в целях недопущения роста платы за коммунальные услуги.
Соответствующий нормативный акт, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, не был принят, поэтому как верно указали суды, приказ Минстроя Чувашии от 27.01.2015 N 03/1-03/34, имея выраженную социальную направленность, в целях исполнения законодательства в сфере оплаты коммунальных услуг, является обязательным к исполнению.
Суды установили, что Товарищество является исполнителем коммунальных услуг на основании положений Правил N 354 и статьи 161 ЖК РФ, в силу чего на него распространяются указанные требования по расчету платы за коммунальную услугу.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что пункт 1 предписания от 20.05.2016 N 14/7 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской деятельности.
В силу частей 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Товарищество является организацией, управляющей многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: город Чебоксары, улица Мате Залка, 11.
Согласно пункту 20 Минимального перечня N 290 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.
В силу пункта 5.6.2 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
На основании пункта 5.6.6 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей; обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования; контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности; немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры.
В пункте 4.8.14 Правил N 170 установлены требования к лестничным клеткам: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее + 16 градусов Цельсия; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
Согласно пункту 5.6.15 Правил N 170 в домах выше пяти этажей следует предусматривать систему рабочего и эвакуационного освещения с автоматическими системами управления рабочим освещением при помощи фоторелейных устройств и частичным отключением рабочего освещения в ночные часы (с 24 до 6 утра) с помощью программного устройства.
В силу пункта 3.5.7 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, в обязанности которых входит ликвидация аварий в жилых домах; органов Государственной жилищной инспекции.
Запрещается использовать лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря, устраивать под лестничными маршами кладовые и другие подсобные помещения. Задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда (пункту 4.8.15 Правил N 170).
Согласно требованиям Правил N 491 по содержанию чердаков и подвальных помещений: чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием (пункт 3.3.4); организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья (3.4.1); не допускается устраивать в подвальных помещениях склады горючих и взрывоопасных материалов, а также размещать другие хозяйственные склады, если вход в эти помещения осуществляется из общих лестничных клеток (пункт 3.4.6).
В соответствии с пунктом 3 Минимального перечня N 290 работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
В пунктах 16 и 17 Правил N 410 указано, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем. Заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома являются управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
Из пункта 5.5.6 Правил N 170 следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
В пункте 15 Минимального перечня N 290 установлено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки.
В соответствии с пунктом 6.5.9 Правил N 1136 очистку от объявлений опор электротранспорта, уличного освещения, цоколя зданий, заборов и других сооружений должны осуществлять организации, эксплуатирующие данные объекты.
Суды установили и из материалов дела следует, что в ходе проверки Инспекция выявила следующие нарушения: над входами в подъезды и в мусоросборные камеры отсутствует освещение; неисправно освещение лестничных клеток подъезда N 4, а именно отсутствуют осветительные приборы, неисправны выключатели и их отсутствие; на лестничных клетках путей эвакуации отсутствует система освещения, а именно отсутствуют осветительные приборы и выключатели, при этом на местах их установки имеются электрические провода с отсутствием изоляции; в местах доступном для посетителей в доме N 11 отсутствует информация об организациях, предусмотренных пунктом 3.5.7 Правил N 170 с указанием их адресов и номеров телефонов; запорные устройства межэтажных электрических щитовых находятся в неисправном состоянии и не обеспечивают защиту от несанкционированного доступа в щитовые; не производится очистка дверей многоквартирного дома от рекламных объявлений; чердачное помещение захламлено строительным и бытовым мусором; подвальное помещение захламлено строительными материалами и не произведена уборка мусора, а именно: наличие строительного и бытового мусора, складированы светильники, почтовые ящики, холодильник и другие материалы; в подвальном помещении осветительные приборы не имеют защитных плафонов; не обеспечивается надлежащее содержание стен многоквартирного дома в квартире N 119 (в левом углу зала на стенах, в левом углу кухни на стенах и потолке, в левом углу комнаты на стенах и потолке и правом углу другой комнаты имеются следы плесени в виде пятен темного цвета); не заключен договор со специализированной организацией на ремонт и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования; не проводятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования в многоквартирном доме, а именно не проведены замеры сопротивлений изоляции электропроводок, заземлений и отсутствует договор на проведение таких работ, что в свою очередь, свидетельствует о несоблюдении Товариществом пунктов 3, 15 и 20 Минимального перечня N 290; пунктов 3.5.7, 4.8.14, 4.8.15, 5.5.6, 5.6.2, 5.6.6, 5.6.15 Правил N 170; пунктов 16 и 17 Правил N 410, пунктов 3.3.4, 3.4.1, 3.4.6 Правил N 491, пункта 6.5.9 Правил N 1136.
Таким образом, в силу приведенных норм Товарищество обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Суды установили, что Товарищество не приняло всех мер, направленных на устранение нарушений, выявленных Инспекцией.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о законности предписания от 20.05.2016 N 06/56 в оспариваемой части и отказали Товариществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд округа отклонил довод о неисполнимости пунктов 2, 3, 4, 5, 11 предписания от 20.05.2016 N 06/56 ввиду неуказания конкретного перечня действий, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, так как в данном случае способ исполнения должен определяться Товариществом самостоятельно.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В статье 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Факт нарушения Товариществом пунктов 2, 3, 20, 28 Минимального перечня N 290, пунктов 5.6.2, 5.6.6, 4.8.14, 5.6.15, 3.5.7, 4.8.15, 3.3.4, 3.4.1, 3.4.6, 5.10.2, 5.5.6 Правил N 170 установлен судами и подтвержден материалами дела.
Товарищество не предприняло все необходимые и достаточные меры по соблюдению требований жилищного законодательства в части содержания общего имущества собственников в многоквартирном доме при отсутствии каких-либо неустранимых препятствий для их надлежащего исполнения, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Товарищества состава вменяемого административного правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили существенных нарушений порядка привлечения Товарищества к административной ответственности, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении заявителя от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения и указали, что административный штраф назначен в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств правонарушения в минимальном размере санкции статьи 7.22 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Товарищества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии 23.11.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 по делу N А79-5198/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Восход - 11" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
...
Суды первой и апелляционной инстанций не установили существенных нарушений порядка привлечения Товарищества к административной ответственности, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении заявителя от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения и указали, что административный штраф назначен в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств правонарушения в минимальном размере санкции статьи 7.22 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 сентября 2017 г. N Ф01-3946/17 по делу N А79-5198/2016
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3946/17
22.05.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-179/17
23.11.2016 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5198/16
23.06.2016 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5198/16