г. Нижний Новгород |
|
15 сентября 2017 г. |
Дело N А79-653/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Игнатьева Б.В. (доверенность от 01.02.2017),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Игнатьева Алексея Яковлевича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.04.2017, принятое судьей Бойко О.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-653/2017
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Игнатьева Алексея Яковлевича
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики,
и установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Игнатьев Алексей Яковлевич (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление) по принятию на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 13 объектов недвижимости и об обязании Управления аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 13 объектов недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (далее - Администрация).
Решением суда от 19.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 решение суда оставлено без изменения.
Глава КФХ не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 N 701 (далее - Порядок), просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению главы КФХ, ранее право собственности на спорные объекты недвижимости принадлежало СХПК "Янсарино" (далее - Кооператив), и по договору купли-продажи от 11.11.2015 объекты недвижимости перешли в собственность заявителя. У Управления не имелось оснований для постановки данного имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе, поддержана главой КФХ и представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу и заявила ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.09.2017.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 08.12.2016 Администрация обратилась в Управление с заявлениями о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости зданий с кадастровыми номерами 21:09:230201:482, 21:09:230201:483, 21:09:230201:484, 21:09:230201:485, 21:09:230201:486, 21:09:230201:487, 21:09:230201:488, 21:09:230103:708, 21:09:230103:709, 21:09:230103:711, 21:09:230103:712, 21:09:230103:713, 21:09:230103:714.
Спорные здания приняты Управлением на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, о чем 16.12.2016 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) внесены соответствующие записи.
Глава КФХ посчитал, что у Управления не имелось оснований для постановки на учет данных объектов недвижимости в качестве бесхозяйных, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 8.1, 131, 225 и 551 Кодекса, Порядком, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что оспариваемые действия Управления соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы главы КФХ.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей устанавливает Порядок.
В соответствии с пунктом 2 Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; правовая экспертиза документов; внесение записей в ЕГРП о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление), в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 8 Порядка заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем в порядке, установленном Федеральным законом N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 14 Порядка решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее десяти рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной данным Порядком форме (пункты 15, 17 Порядка).
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Администрация представила в Управление полный пакет документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка.
Согласно представленным документам указанные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственного и муниципального имущества Чувашской Республики.
Сведения о регистрации права собственности на данные объекты недвижимости также отсутствуют, в том числе у органа, ранее осуществлявшего такую регистрацию (письмо МУП "Вурнарское бюро технической инвентаризации" от 11.03.2016 N 33).
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что Управление, приняв на учет в качестве бесхозяйных спорные объекты недвижимости, не нарушило требований Федерального закона N 122-ФЗ и Порядка.
Довод заявителя о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости не может являться основанием для признания этих объектов бесхозяйными, рассмотрен судами и обоснованно отклонен в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8.1 Кодекса в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 Кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 551 Кодекса переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Суды установили, что право собственности на спорные объекты недвижимости заявитель не зарегистрировал, сведения о праве собственности на данные объекты в ЕГРП отсутствуют.
На основании изложенного суды правомерно посчитали, что основания для отказа Администрации в принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости у Управления отсутствовали.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
В данном случае стороны договора купли-продажи от 11.11.2005 (Кооператив и фермерское хозяйство Игнатьева А.Я.) в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности на спорные здания не обращались. На момент поступления заявления Администрации о принятии спорных зданий на учет как бесхозяйного имущества Управление не обладало сведениями о притязаниях заявителя на эти здания. Вопрос о праве собственности на спорные объекты недвижимости в рамках данного дела рассмотрению не подлежит.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали главе КФХ в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по делу N А79-653/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Игнатьева Алексея Яковлевича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8.1 Кодекса в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 Кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 551 Кодекса переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 сентября 2017 г. N Ф01-3906/17 по делу N А79-653/2017