г. Нижний Новгород |
|
20 сентября 2017 г. |
Дело N А17-8619/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Рождественского С.Ю. (доверенность от 17.06.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спирит" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2017, принятое судьей Герасимовым В.Д., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017, принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А17-8619/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спирит" (ИНН: 3702686192, ОГРН: 1123702031661)
о признании незаконным предписания начальника Управления по делам наружной рекламы, информации и оформления города администрации города Иванова Цветковой Ирины Борисовны,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Первая координата",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спирит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к начальнику Управления по делам наружной рекламы, информации и оформления города администрации города Иванова (далее - Управление) Цветковой Ирине Борисовне (далее - начальник Управления) о признании незаконным предписания от 29.09.2016 N 253 на демонтаж рекламных конструкций по следующим адресам: город Иваново, улица Павла Большевикова, у дома 141; улица Генерала Хлебникова, у отделения "Сбербанка"; улица Куконковых, у дома 74.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Первая координата" (далее - ООО "Первая координата").
Решением суда от 17.02.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По мнению Общества, предписание является незаконным, поскольку выдано лицом, которое не наделено полномочиями на принятие решения о выдаче предписания о демонтаже рекламных конструкций; акты осмотра не могут являться доказательствами нарушения Обществом требований действующего законодательства. Основания для выдачи оспариваемого предписания отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве отклонило доводы заявителя жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление и Общество заключили договоры от 25.01.2012 N 02 и от 26.09.2013 N 15, согласно которым Обществу предоставлено право на использование муниципальных рекламных мест, указанных в договорах и расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности до момента разграничения прав на землю, и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, для установки и эксплуатации рекламных конструкций в качестве рекламораспространителя.
Обществу выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Иваново: от 30.12.2014 N 000050 типа призматрон сторона А, Б 3,0 * 6,0, площадь информационного поля 108 квадратных метров, по адресу: город Иваново, улица Павла Большевикова, у дома 141, паспорт рекламного места 0043-01-02 от 30.12.2014; от 30.12.2014 N 000092 сторона А - призматрон, Б - статика, 3,0 м * 6,0 м, площадь информационного поля 72,0 квадратных метров по адресу: город Иваново, пересечение улиц Генерала Хлебникова и Куконковых, паспорт рекламного места 0085-01-02 от 30.12.2014; от 23.10.2013 N 002926 3,0 м x 6,0 м x 2 стороны, площадь информационного поля 36 квадратных метров, по адресу: город Иваново, улица Генерала Хлебникова, у дома 6, паспорт рекламного места 3249-01-03 от 23.10.2013.
Управление в ходе мониторинга территории города Иванова выявило, что действительное расположение отдельно стоящих рекламных конструкций, принадлежащих Обществу и расположенных по адресам: улица Генерала Хлебникова, у дома 6, отделения "Сбербанка"; улица Куконковых, у дома 74; улица Павла Большевикова, у дома 141, не соответствует схемам расположения земельных участков, отведенных для их установки. Тип (вид), общая площадь рекламной конструкции, расположенной по адресу: улица Павла Большевикова, у дома 141, не соответствует выданному разрешению (акты осмотра территории (объекта) от 28.09.2016, к которым приложены фотоматериалы). Следовательно, установка и эксплуатация спорных рекламных конструкций произведена без соответствующих разрешений.
В целях устранения выявленных нарушений начальник Управления выдал Обществу предписание от 29.09.2016 N 253. В соответствии с предписанием Обществу предложено выполнить следующие мероприятия: удалить информацию, размещенную на рекламных конструкциях в течение трех дней с момента получения предписания; произвести демонтаж указанных рекламных конструкций в течение месяца с момента получения предписания.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Федерального закона N 131-ФЗ, Федерального закона N 38-ФЗ, Положением об установке рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Иваново, утвержденным решением Ивановской городской Думы от 20.12.2006 N 315 (далее - Положение N 315), Положением об управлении по делам наружной рекламы, информации и оформления города Администрации города Иванова, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 27.12.2006 N 325, действующим в период спорных правоотношений (далее - Положение N 325), постановлением Администрации города Иванова от 05.07.2016 N 1264 "О типовой форме разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, предписания о демонтаже информационной конструкции" (далее - Постановление Администрации N 1264), суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно части 17 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
В части 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения не допускается. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Аналогичные положения содержатся в пункте 8.21 Положения N 315.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек. Владелец рекламной конструкции обязан также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции (часть 22 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Оценив материалы дела, суды признали доказанным факт установки и эксплуатации Обществом спорных рекламных конструкций без соответствующих разрешений (их действительное месторасположение не соответствуют схемам расположения земельных участков, отведенных для их установки, тип (вида) установленной рекламной конструкции не соответствует выданному разрешению).
Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, представленных в дело, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания.
Довод заявителя о том, что предписание выдано неуполномоченным лицом, был предметом исследования судов и правомерно отклонен.
Согласно пункту 26.1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о монтаже самовольно установленных вновь конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом N 38-ФЗ, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со статьей 31 Устава города Иванова и в целях приведения в соответствие с Федеральным законом N 38-ФЗ нормативно-правовых актов муниципального образования городской округ Иваново в сфере наружной рекламы решением от 20.12.2006 Ивановская городская Дума утвердила Положение N 315.
Управление входит в структуру администрации города Иванова, осуществляет функции и полномочия, связанные с оформлением города, распространением наружной рекламы и размещением рекламных конструкций на территории города, в соответствии с Федеральным законом N 38-ФЗ, данным положением, а также Положением N 325 (пункт 2.1 Положения N 315).
В силу пункта 1.1 Положения N 325 Управление является функциональным органом Администрации города Иванова, осуществляет управленческие функции в сфере размещения средств наружной рекламы и информации на территории города и входит в структуру Администрации города Иванова. Управление находится в подчинении Главы города Иванова и заместителя главы Администрации города Иванова, курирующего сферу размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Иванова.
Согласно пункту 2.1 Положения N 325 основными задачами Управления являются обеспечение единой городской политики, направленной на улучшение внешнего архитектурного облика города, в вопросах, касающихся размещения и эксплуатации рекламных и информационных конструкций, определение приоритетных направлений в этой сфере; осуществление контроля за исполнением договорных обязательств в сфере наружной рекламы и информации пользователями муниципального имущества и имущества, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления городского округа Иваново; координация вопросов, связанных с размещением социальной рекламы и рекламы в сфере благотворительной и общественно полезной деятельности на территории города.
Основными функциями Управления являются подготовка документов и материалов для выдачи Администрацией города Иванова предписаний о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций, организация выдачи предписаний; обеспечение демонтажа незаконных рекламных конструкций; осуществление мониторинга за состоянием рекламных и информационных конструкций города (пункты 2.2, раздел 3 Положения N 325).
Управление возглавляет начальник, который в своей деятельности подчиняется главе города Иванова и заместителю главы Администрации города Иванова, курирующему сферу размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Иванова (пункт 4.1 Положения N 325).
Глава города Иванова в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ивановской области, Уставом и решениями Ивановской городской Думы, издает постановления Администрации города Иванова по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области. Глава города Иванова издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами (статья 8 Устава).
Постановлением Администрации города Иванова N 1264 утверждена форма предписания о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций. Право подписания от имени Администрации города Иванова предписания о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций, предоставлено начальнику Управления.
Таким образом, Управление, осуществляя управленческие функции в сфере размещения средств наружной рекламы и информации на территории города, вправе осуществлять мониторинг за состоянием рекламных и информационных конструкций. В случае выявления факта установки и эксплуатации рекламных конструкций с нарушением требований законодательства начальник Управления наделен полномочиями выдачи и подписания от имени Администрации города Иванова предписаний о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что Управление в процессе осуществления возложенных на него функций и полномочий (мониторинга за состоянием рекламных и информационных конструкций) выявило факт установки и эксплуатации Обществом рекламных конструкций с нарушением требований законодательства. Следовательно, начальник Управления, действуя от имени Администрации, правомерно выдал Обществу предписание об удалении информации, размещенной на рекламных конструкциях, и о демонтаже рекламных конструкций. Оспариваемое предписание по форме и содержанию соответствует установленным к нему требованиям, подписано уполномоченным лицом.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу N А17-8619/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спирит" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Спирит" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.07.2017 N 154.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 31 Устава города Иванова и в целях приведения в соответствие с Федеральным законом N 38-ФЗ нормативно-правовых актов муниципального образования городской округ Иваново в сфере наружной рекламы решением от 20.12.2006 Ивановская городская Дума утвердила Положение N 315.
Управление входит в структуру администрации города Иванова, осуществляет функции и полномочия, связанные с оформлением города, распространением наружной рекламы и размещением рекламных конструкций на территории города, в соответствии с Федеральным законом N 38-ФЗ, данным положением, а также Положением N 325 (пункт 2.1 Положения N 315).
...
Глава города Иванова в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ивановской области, Уставом и решениями Ивановской городской Думы, издает постановления Администрации города Иванова по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области. Глава города Иванова издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами (статья 8 Устава)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 сентября 2017 г. N Ф01-4031/17 по делу N А17-8619/2016