г. Нижний Новгород |
|
22 сентября 2017 г. |
Дело N А79-11368/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.03.2017, принятое судьей Афанасьевым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Гущиной А.М., Рубис Е.А., по делу N А79-11368/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Макарова Анатолия Михайловича (ИНН: 212801173882, ОГРНИП: 313213014400077)
о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о привлечении к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичное акционерное общество Страховая Компания "Росгосстрах",
и установил:
индивидуальный предприниматель Макаров Анатолий Михайлович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 30.11.2015 N 99/04-А-2015 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество Страховая Компания "Росгосстрах" (далее - Общество).
Решением суда от 10.03.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и отказать Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования. По мнению Управления, суды сделали ошибочные выводы о нарушении административным органом процедуры привлечения Предпринимателя к административной ответственности. Предприниматель надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Дело рассмотрено в назначенное время 01.12.2015, что подтверждают представленные в дело доказательства. Указанная в оспариваемом постановлении дата вынесения является результатом технической ошибки. Основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Предприниматель и Общество отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, комиссия Управления решением от 31.07.2015 по делу N 24/04-АМЗ-2015 признала действия Общества и Предпринимателя, выразившиеся в навязывании прохождения технического осмотра и контрольной диагностике аккумуляторной батареи автомототранспортного средства при заключении договора ОСАГО, нарушением части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и выдала Обществу и Предпринимателю предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Усмотрев в действиях Предпринимателя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, Управление составило протокол от 13.11.2015 N и приняло постановление от 30.11.2015 N 99/04-А-2015 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Предприниматель не согласился с постановлением административного органа и обжаловал его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 69 Кодекса, статьями 4, 9, 11 и 22 Федерального закона N 135-ФЗ, статьями 1.5, 1.6, 2.1, 2.4, частью 1 статьи 14.32, статьями 25.1 и 25.4 КоАП РФ, правовыми позициями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Управлением порядка привлечения Предпринимателя к административной ответственности и удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 данного кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Поводом к возбуждению в отношении Предпринимателя дела об административном правонарушении и принятию оспариваемого постановления послужило принятие комиссией Управления решения от 31.07.2015 по делу N 24/04-АМЗ-2015 о нарушении Предпринимателем антимонопольного законодательства.
Допущенное Предпринимателем нарушение образует событие правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности (часть 6 статьи 210 Кодекса).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 и частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела, а также рассматривает заявленные отводы и ходатайства (пункты 4, 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Суды установили, что Управление определением от 23.11.2015 по делу N 99/04-А-2015 отложило рассмотрение дела об административном правонарушении на 01.12.2015 в 08 часов 50 минут.
Предприниматель 27.11.2015 направил в Управление ходатайство об отложении дня рассмотрения дела об административном правонарушении ввиду занятости его представителя в судебном заседании в Первом арбитражном апелляционном суде в деле N А79-7206/2015.
Постановление о привлечении к административной ответственности Управление приняло 30.12.2015 в отсутствие Предпринимателя или его законного представителя. Доказательства надлежащего извещения Предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела 30.11.2015 в дело не представлены.
Управление, ссылаясь на наличие технической ошибки в части указания даты вынесения постановления по делу N 99/04-А-2015, соответствующих доказательств (определение об исправлении описки (опечатки, технической ошибки), документы, подтверждающие дату регистрации постановления в системе электронного документооборота), в суд первой инстанции не представило
На основании изложенного суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Управление не доказало факт рассмотрения дела об административном правонарушении N 99/04-А-2015 01.12.2015, а не 30.11.2015. Оспариваемое постановление вынесено 30.11.2015 в отсутствие Предпринимателя или его законного представителя, которые не были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В связи с этим Предприниматель фактически был лишен возможности давать объяснения, квалифицировано и аргументировано возражать, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
Указанные процессуальные нарушения суды сочли существенными, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (часть 2 статьи 211 Кодекса, пункт 10 Постановления N 10).
С учетом изложенного суды правомерно признали незаконным оспариваемое постановление и отменили его.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.03.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по делу N А79-11368/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление, ссылаясь на наличие технической ошибки в части указания даты вынесения постановления по делу N 99/04-А-2015, соответствующих доказательств (определение об исправлении описки (опечатки, технической ошибки), документы, подтверждающие дату регистрации постановления в системе электронного документооборота), в суд первой инстанции не представило
На основании изложенного суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Управление не доказало факт рассмотрения дела об административном правонарушении N 99/04-А-2015 01.12.2015, а не 30.11.2015. Оспариваемое постановление вынесено 30.11.2015 в отсутствие Предпринимателя или его законного представителя, которые не были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В связи с этим Предприниматель фактически был лишен возможности давать объяснения, квалифицировано и аргументировано возражать, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
Указанные процессуальные нарушения суды сочли существенными, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (часть 2 статьи 211 Кодекса, пункт 10 Постановления N 10)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 сентября 2017 г. N Ф01-4132/17 по делу N А79-11368/2015