г. Нижний Новгород |
|
28 сентября 2017 г. |
Дело N А82-9369/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.01.2017, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В., по делу N А82-9369/2016
по заявлению Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа Групп" (ИНН: 7606078174, ОГРН: 1107606002899),
общество с ограниченной ответственностью "Пик-Комфорт" (ИНН: 7701208190, ОГРН: 1027700082266),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Теплый дом" (ИНН: 7602115763, ОГРН: 1157627003544),
общество с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" (ИНН: 7604236788, ОГРН: 1127604019553),
и установил:
Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление) от 14.06.2016 N 06-07/72-16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа Групп" (далее - Общество), общество с ограниченной ответственностью "Пик-Комфорт" (далее - ООО "Пик-Комфорт"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Теплый дом" (далее - ООО "УК "Теплый дом") и общество с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" (далее - ООО "ЖилКомСервис").
Решением суда от 08.01.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, представленная Обществом заявка отвечала требованиям, установленным законодательством, и содержала все документы, испрашиваемые конкурсной комиссией, а также предусмотренные пунктом 53 Правил N 75, в том числе и бухгалтерский баланс. Нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и формы представления бухгалтерской отчетности, не предусмотрена форма отметки об утверждении бухгалтерского баланса непосредственно на указанном документе. У организатора торгов не имелось оснований для вывода о том, что бухгалтерский баланс является неутвержденным. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве отклонил доводы жалобы.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 02.06.2016 в Управление поступила жалоба Общества на действия Департамента, как организатора конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Ярославль, улица Радищева, дом 10/12, выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в нем.
В ходе рассмотрения жалобы Управление установило, что Общество подало заявку на участие в проводимом Департаментом конкурсе. В составе заявки согласно разделу 1.9 конкурсной документации (пункт 9) представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 год, в том числе копия бухгалтерского баланса.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 30.05.2016 на участие в конкурсе поступило четыре заявки: Общества, ООО "УК "Теплый дом", ООО "ЖилКомСервис" и ООО "ПИК-Комфорт".
Заявки Общества и ООО "УК "Теплый дом" не допущены к участию в конкурсе в связи с несоответствием требованиям пункта 53 Правил N 75 (не представлен утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период). ООО "ЖилКомСервис" отказано в допуске к участию в конкурсе по иному основанию. Заявка ООО "ПИК-Комфорт" признана соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией.
В силу пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации конкурс с единственным участником признан несостоявшимся; договор управления многоквартирным домом по адресу: город Ярославль, улица Радищева, дом 10/12 решено заключить с ООО "ПИК-Комфорт".
Общество представило на заседание комиссии Управления протокол годового собрания участников от 15.04.2016 N 3/2016, в том числе об утверждении годовой бухгалтерской отчетности за 2015 год, указав, что он не был включен в состав заявки в связи с отсутствием в Правилах N 75 и в разделе 1.9 конкурсной документации соответствующего требования.
Управление пришло к выводу, что состав заявки Общества не подтверждает отраженный в протоколе от 30.05.2016 вывод организатора торгов о непредставлении данным участником конкурса утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, поскольку бухгалтерский баланс в составе заявки представлен. В связи с отсутствием обязанности представлять документ об утверждении бухгалтерского баланса у организатора торгов не было оснований для вывода о том, что он не является утвержденным.
По результатам рассмотрения жалобы Управление приняло решение от 14.06.2016 N 06-07/72-16, в соответствии с которым жалоба Общества на действия организатора торгов на право заключения договора управления многоквартирным домом признана обоснованной, а Департамент - нарушившим пункты 18, 20 и 54 Правил N 75.
Департамент не согласился с решение антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Правил N 75, суд первой инстанции и апелляционный суд удовлетворили заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В части статьи 161 Кодекса закреплена обязанность органа местного самоуправления проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в случае, если в установленный срок собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом регламентирован Правилами N 75.
В силу пункта 52 Правил N 75 для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением N 4 к данным правилам.
В пункте 53 Правил N 75 установлен исчерпывающий перечень документов, которые претендент на участие в конкурсе обязан представить в составе своей конкурсной заявки. В качестве документа, подтверждающего соответствие установленным требованиям для участия в конкурсе, претендент в составе заявки в том числе должен представить копию утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 75 непредставление определенных пунктом 53 данных правил документов является основанием для отказа допуска к участию в конкурсе.
Согласно пункту 68 Правил N 75 конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
В пункте 70 Правил N 75 предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 данных правил.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
Утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов относится к компетенции общего собрания участников общества. Уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания его участников, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное собрание должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (подпункт 6 пункта 2 статьи 33, статья 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Суды установили и материалами дела подтверждено, что в составе заявки Общество представило копию составленного бухгалтерского баланса за 2015 год, из которой с очевидностью не представлялось возможным установить, что он утвержден в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что у Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, и обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителя на судебные акты по другому делу не может быть принята во внимание, поскольку они приняты на основании иных конкретных обстоятельств спора.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.01.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 по делу N А82-9369/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части статьи 161 Кодекса закреплена обязанность органа местного самоуправления проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в случае, если в установленный срок собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
...
В соответствии с частями 8, 9 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
Утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов относится к компетенции общего собрания участников общества. Уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания его участников, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное собрание должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (подпункт 6 пункта 2 статьи 33, статья 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью")."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 сентября 2017 г. N Ф01-3535/17 по делу N А82-9369/2016