г. Нижний Новгород |
|
12 октября 2017 г. |
Дело N А17-169/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Китаева А.В., конкурсного управляющего,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.04.2017, принятое судьей Калиничевой М.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В., по делу N А17-169/2017
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН: 3703043525, ОГРН: 1093703001732)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (ИНН: 3728012720, ОГРН: 1023700560619)
о признании незаконными решения и предписания,
третье лицо - акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН: 5116000922, ОГРН: 1095110000325),
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 29.12.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 02-10/2016-005, в соответствии с которым действия Предприятия признаны нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также вынесенного на основании данного решения обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Общество).
Суд решением от 24.04.2017 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 решение оставлено без изменения.
МУП "Водоканал" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды применили не подлежащие применению части 4, 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункты 2, 45, 46 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644); Общество в лице обособленного подразделения "Верхневолжское" не является транзитной организацией; собственником водопроводных и канализационных сетей, а также объектов, подключенных к этим сетям, является Министерство обороны Российской Федерации; у Предприятия отсутствуют основания для заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод с Обществом.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве не согласилось с доводами, приведенными в жалобе.
Управление и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.09.2016 в Управление поступила жалоба Общества в лице обособленного подразделения "Верхневолжское" на действия МУП "Водоканал", выразившиеся в уклонении от заключения договоров транспортировки холодной воды и сточных вод по сетям, эксплуатируемым Обществом.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции выдал МУП "Водоканал" предупреждение от 28.09.2016 о принятии мер к урегулированию с Обществом договорных отношений по транспортировке холодной воды и сточных вод по эксплуатируемым транзитной организацией сетям холодного водоснабжения и канализационным сетям.
Письмом от 17.10.2016 N 01-4/4064 Предприятие сообщило, что не усматривает правовых оснований для заключения договора на оказание услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод с Обществом, поскольку данная организация не является транспортирующей (транзитной).
Приказом Управления от 01.11.2016 N 077 возбуждено дело N 02-10/2016-005 по признакам нарушения МУП "Водоканал" пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В рамках комиссионного рассмотрения названного дела антимонопольный орган пришел к выводу о том, что Предприятие занимает доминирующее положение на товарных рынках услуг холодного водоснабжения (включая транспортировку воды) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры и услуг водоотведения (включая транспортировку сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП "Водоканал", расположенных на территории городского округа Кинешма.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р Общество определено единственным поставщиком для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных организаций.
Между Министерством обороны Российской Федерации и Обществом заключен государственный контракт от 21.09.2015 N 4-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Между теми же сторонами заключен договор от 09.10.2015 N 37/ВКХ о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное пользование от 09.10.2015 (с дополнительным соглашением от 15.03.2016 N 1), которым фактически осуществлено выделение сетей водоснабжения и водоотведения из прочего имущества, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, с передачей его во временное безвозмездное пользование Обществу.
Сети водоотведения и водоснабжения по адресам: г. Кинешма, ул. Советская, д. 29 (Отдел ВК по г. Кинешме и Кинешемскому району Ивановской области, военный городок N 77) и ул. Котовского, д. 2 (военный городок N 1, в/ч 42732 - 2), имеют технологическое присоединение к централизованным сетям МУП "Водоканал", посредством указанных сетей обеспечивается водоснабжение и водоотведение объектов Министерства обороны Российской Федерации (потребителей ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и ФКУ "Военный комиссариат по Ивановской области").
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26.06.2015 N 28-к/1 с 01.07.2015 для Общества по городскому округу Кинешма установлены тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод.
С учетом этого сделан вывод о том, что Общество в лице обособленного подразделения "Верхневолжское" является транзитной организацией.
На основании материалов переписки между Обществом и Предприятием Управление пришло к выводу о том, что Общество обращалось в МУП "Водоканал" по вопросу заключения договоров на транспортировку холодной воды и сточных вод (письмо Общества от 16.03.2016 N 677/исх/25 о направлении в адрес МУП "Водоканал" проектов договоров по транспортировке холодной воды от 01.01.2016 N 37/ТрХВ/02 и по транспортировке сточных вод от 01.01.2016 N 37/ТРСВ/02, письма МУП "Водоканал" от 20.04.2016, от 08.07.2016 N 01-04/2693). Поскольку со стороны Общества в адрес организации водопроводно-канализационного хозяйства направлялись документы, подтверждающие право владения (пользования) канализационными и водопроводными сетями, а также сведения об установленных тарифах на транспортировку сточных вод и холодной воды, антимонопольный орган признал, что Предприятие обязано было осуществить действия, направленные на заключение рассматриваемых договоров либо согласование иных условий. Указание МУП "Водоканал" на преждевременное заключение договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод в связи с наделением Общества статусом единственного абонента (письма от 20.04.2016 N 01-4/1677, от 08.07.2016 N 01-4/2693) квалифицировано Управлением в качестве уклонения МУП "Водоканал" от их заключения.
По результатам рассмотрения материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-10/2016-005 Управление приняло решение от 27.12.2016 (в полном объеме изготовлено 29.12.2016), в соответствии с которым действия МУП "Водоканал", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарных рынках услуг холодного водоснабжения и водоотведения (включая транспортировку воды и сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей Предприятия, расположенных на территории городского округа Кинешма, путем необоснованного уклонения от заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод с транзитной организацией, осуществляющей эксплуатацию канализационных сетей и сетей холодного водоснабжения по адресам: г. Кинешма, ул. Советская, д. 29 (Отдел ВК по г. Кинешме и Кинешемскому району Ивановской области, военный городок N 77) и ул. Котовского, д. 2 (военный городок N 1, в/ч 42732 - 2), посредством которых обеспечивается холодное водоснабжение и водоотведение потребителей МУП "Водоканал", признаны влекущими ущемление интересов Общества в лице обособленного подразделения "Верхневолжское" и нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения Предприятию выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего МУП "Водоканал" необходимо принять меры к урегулированию с Обществом вопроса по заключению договоров путем рассмотрения направленных письмом Общества от 16.03.2016 N 677/исх/25 проектов договоров.
Предприятие не согласилось с решением и предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 5 статьи 5, пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", частью 6 статьи 1, пунктами 2, 6, 26 статьи 2, частями 1, 2 статьи 11, частями 4, 5 статьи 12, частью 3 статьи 16, частями 7, 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами N 644, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности принятого антимонопольным органом решения и выданного предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Как следует из статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по централизованным системам, системам коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
МУП "Водоканал" включено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел "Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры" под номером 37.В.17.
Суды установили и заявитель не оспаривает, что положение МУП "Водоканал" на рынках холодного водоснабжения (включая транспортировку воды) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, услуг водоотведения (включая транспортировку сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей МУП "Водоканал", расположенных на территории городского округа Кинешма, является доминирующим
Следовательно, Предприятие при осуществлении данной деятельности обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
В оспоренном решении Управление в качестве противоправных, нарушающих установленный в пункте 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрет, квалифицировало действия Предприятия, выразившиеся в уклонении от заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод с транзитной организацией - Обществом, осуществляющей эксплуатацию канализационных сетей и сетей холодного водоснабжения по адресам: г. Кинешма, ул. Советская, д. 29 (Отдел ВК по г. Кинешме и Кинешемскому району Ивановской области, военный городок N 77) и ул. Котовского, д. 2 (военный городок N 1, в/ч 42732 - 2).
Как следует из пунктов 2, 4 и 26 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
В целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Указанные договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (холодной воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (части 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно статьям 16, 17 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору по транспортировке воды (сточных вод) организация, эксплуатирующая водопроводные (канализационные) сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие в числе прочего транспортировку воды (сточных вод), а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоснабжение и водоотведение) обязуется обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества и прием сточных вод в соответствии с установленным режимом и оплачивать услуги по транспортировке.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В части 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил N 644 организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод, определена как транзитная организация.
В силу статей 12, 16, 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" услуги по транспортировке воды (сточных вод) относятся к регулируемому виду деятельности и оказываются на основании утвержденного тарифа. Следовательно, собственники и иные законные владельцы водопроводных и канализационных сетей приобретают статус транзитной организации при наличии водопроводных и канализационных сетей, находящихся у них в эксплуатации и обеспечивающих перемещение воды (сточных вод) для абонентов гарантирующей организации, и установленного тарифа на транспортировку воды (сточных вод). При этом, исходя из буквального толкования пункта 2 Правил N 644, право собственности организации на сети не является обязательным условием получения статуса транзитной; первостепенное значение имеет факт эксплуатации сетей именно данной организацией.
Договор по транспортировке холодной воды и договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемым Правительством Российской Федерации (пункт 45 Правил N 644).
Согласно пункту 46 Правил N 644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
На основании постановления администрации городского округа Кинешма от 05.11.2014 N 2727п "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоотведения на территории городского округа Кинешма" МУП "Водоканал" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Кинешма; для него установлена зона деятельности в пределах территории городского округа Кинешма (за исключением территории, указанной в приложениях N 1, 2, 3).
Суды установили, что Предприятие является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а Общество транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды и сточных вод, уполномоченной на заключение соответствующего договора.
На основании представленных в материалы дела документов суды установили, что Общество в лице обособленного подразделения "Верхневолжское" на основании договора от 09.10.2015 N 37/ВКХ (с учетом дополнительного соглашения от 15.03.2016 N 1) о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование осуществляет эксплуатацию канализационных сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в пределах объектов по адресам: г. Кинешма, ул. Советская, д. 29 (Отдел ВК по г. Кинешме и Кинешемскому району Ивановской области, военный городок N 77) и ул. Котовского, д. 2 (военный городок N 1, в/ч 42732 - 2). Данные сети переданы Обществу по акту приема-передачи от 09.10.2015 N 1, являющемуся приложением к договору от 09.10.2015 N 37/ВКХ.
По названным водопроводным и канализационным сетям осуществляется транзитное перемещение (транспортировка) воды и сточных вод от централизованной системы канализации МУП "Водоканал" до объектов абонентов - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и ФКУ "Военный комиссариат Ивановской области", - с которыми Предприятие заключило государственные контракты на холодное водоснабжение и водоотведение. Данные сети технологически присоединены к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, находящимся во владении МУП "Водоканал".
Общество не только наделено правом пользования сетями на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р и заключенного с Министерством обороны Российской Федерации договора от 09.10.2015 N 37/ВКХ о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование, что позволяет ему использовать переданное имущество в своей хозяйственной деятельности на основании титульного владения, возникшего в силу положений главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации ("Безвозмездное пользование"), но в отношении него также установлен соответствующий тариф, позволяющий акционерному обществу осуществлять регулируемый вид деятельности на основании частей 7, 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2014 N 1154-э.
Распоряжением от 11.06.2015 N 1089-р Правительство Российской Федерации фактически установило договорно-правовую схему регулирования отношений водоснабжения и водоотведения по объектам, принадлежащим Министерству обороны Российской Федерации, определив единственной организацией, оказывающей соответствующие услуги Министерству обороны Российской Федерации, Общество, которому переданы объекты водоснабжения и водоотведения и соответствующие сети. При заключении договора о передаче объектов во временное безвозмездное пользование фактически состоялось выделение сетей водоснабжения и водоотведения из прочего имущества Министерства обороны Российской Федерации и передача его в пользование Обществу.
В рассматриваемой ситуации МУП "Водоканал" могло исполнить обязательства по обеспечению холодной водой и по приему сточных вод перед своими абонентами ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и ФКУ "Военный комиссариат Ивановской области" только с использованием сетей, находящихся в пользовании Общества в лице обособленного подразделения "Верхневолжское". Само Общество не является конечным потребителем услуг холодного водоснабжения и водоотведения, равно как и Министерство обороны Российской Федерации не является лицом, эксплуатирующим водопроводные и канализационные сети, что следует из договора от 09.10.2015 N 37/ВКХ о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование.
При таких обстоятельствах ссылка Предприятия на то, что Общество не является транзитной организацией, обоснованно была отклонена судами.
Таким образом, учитывая наличие у Предприятия обязанности заключить обязательные для него договоры по транспортировке холодной воды и сточных вод с транзитной организацией (Обществом), уклонение МУП "Водоканал" от этой обязанности правомерно квалифицировано Управлением и судами в качестве нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы не опровергают выводов, сделанных судами, по сути свидетельствуют не о нарушении судами норм права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств, что не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки уплаты государственной пошлины подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.04.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 по делу N А17-169/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемой ситуации МУП "Водоканал" могло исполнить обязательства по обеспечению холодной водой и по приему сточных вод перед своими абонентами ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и ФКУ "Военный комиссариат Ивановской области" только с использованием сетей, находящихся в пользовании Общества в лице обособленного подразделения "Верхневолжское". Само Общество не является конечным потребителем услуг холодного водоснабжения и водоотведения, равно как и Министерство обороны Российской Федерации не является лицом, эксплуатирующим водопроводные и канализационные сети, что следует из договора от 09.10.2015 N 37/ВКХ о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование.
При таких обстоятельствах ссылка Предприятия на то, что Общество не является транзитной организацией, обоснованно была отклонена судами.
Таким образом, учитывая наличие у Предприятия обязанности заключить обязательные для него договоры по транспортировке холодной воды и сточных вод с транзитной организацией (Обществом), уклонение МУП "Водоканал" от этой обязанности правомерно квалифицировано Управлением и судами в качестве нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 октября 2017 г. N Ф01-4573/17 по делу N А17-169/2017
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4573/17
06.07.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4058/17
24.04.2017 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-169/17
09.02.2017 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-169/17