г. Нижний Новгород |
|
12 октября 2017 г. |
Дело N А79-11168/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Гордеевой Т.В. (доверенность от 19.01.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.05.2017, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017, принятое судьями Насоновой Н.А., Назаровой Н.А., Новиковой Л.П., по делу N А79-11168/2016
по иску Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (ИНН: 2128015438, ОГРН: 1022101136507)
к обществу с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод" (ИНН: 2107903016, ОГРН: 1062137019273)
о взыскании 2 979 449 рублей 15 копеек и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод"
к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики о признании недействительным приказа от 13.10.2016 N 9/3 о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств
и установил:
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод" (далее - ООО "Козловский молочный завод", Общество) о взыскании 2 979 449 рублей 15 копеек в доход республиканского бюджета Чувашской Республики за нарушение обязательств по договору от 06.04.2015 N 17 о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства товаров.
ООО "Козловский молочный завод" обратилось в суд со встречным иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству о признании недействительным пункта 1 приказа от 13.10.2016 N 9/3 о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.05.2017 первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Козловский молочный завод" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250 (далее - Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики), и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, оно не нарушило условия предоставления субсидии; достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности в число условий предоставления субсидии не входит; недостижение в 2015 году заявленных показателей произошло в связи с задержкой предоставления субсидии Министерством. ООО "Козловский молочный завод" указывает, что полученная им субсидия направлена на выполнение целей подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике", рассчитанной на 2012 - 2020 годы, поэтому делать выводы по результатам 2015 года преждевременно. Общество полагает, что приказ Министерства от 13.10.2016 N 9/3 о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в редакции, действующей на момент предоставления субсидии, нарушает его права и законные интересы.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Минэкономразвития Чувашии в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Минэкономразвития Чувашии и ООО "Козловский молочный завод" (получатель субсидии) заключили договор от 06.04.2015 N 17 о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства товаров, согласно пункту 1.1 которого Минэкономразвития Чувашии предоставляет получателю субсидии за счет средств, поступивших в республиканский бюджет из федерального бюджета, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования согласно приложению 1 к договору, в целях развития и модернизации производства товаров для производства молочной продукции.
Субсидия предоставляется единовременно в размере 2 979 449 рублей 15 копеек по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", в пределах лимитов бюджетных средств на 2015 год, утвержденных Минэкономразвития Чувашии в установленном порядке (пункт 2.1 договора).
В разделе 3 договора установлены права и обязанности сторон, в соответствии с которыми получатель субсидии обязуется, в том числе, достигать показатели, указанные в информационной карте, согласно приложению 2 к договору (подпункт 3.1.3); в течение трех лет со дня получения субсидии предоставлять в Минэкономразвития Чувашии ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом, отчет о достижении показателей, указанных в информационной карте, по форме согласно приложению 3 к договору (подпункт 3.1.4); соблюдать условия предоставления и использования субсидии (подпункт 3.1.7).
В свою очередь, Минэкономразвития Чувашии проводит мониторинг исполнения обязательств по реализации договора получателем субсидии (подпункт 3.2.2); в случае выявления фактов нецелевого использования оборудования, нарушения получателем субсидии условий предоставления и использования субсидий, в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о возврате субсидии, направляет получателю субсидии уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств (подпункт 3.2.3).
Платежным поручением от 22.10.2015 N 662072 Министерство перечислило Обществу субсидию в размере 2 979 449 рублей 15 копеек.
По результатам проведенного мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, Министерство установило, что ООО "Козловский молочный завод" не достигло показателей результативности за 2015 год.
Министерство, посчитав, что Общество не выполнило условия предоставления субсидии, предусмотренные договором, вынесло приказ от 13.10.2016 N 9/3 о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств и направило в адрес Общества уведомление от 17.10.2016 N 06/22-9664, в котором предложило ему в течение 30 дней со дня получения уведомления вернуть бюджетные средства, полученные в виде субсидий.
Неисполнение Обществом обязанности по возврату предоставленной субсидии послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)", учитывая определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-О, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводам о нарушении Обществом условий договора о предоставлении субсидии и наличии у него обязанности возвратить денежные средства в бюджет и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статьях 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В целях реализации государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ и Законом Чувашской Республики от 19.10.2009 N 51 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" Кабинетом Министров Чувашской Республики утверждена подпрограмма "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 - 2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 N 398.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250 утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 2.3 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2014 N 497) для участия в конкурсном отборе претендент предоставляет в Минэкономразвития Чувашии, в том числе, информационную карту по форме согласно приложению 3 к Правилам.
В пункте 3.3 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики перечислены основные положения, которые должен содержать договор о предоставлении субсидии.
На основании пункта 4.2 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в случае выявления нарушений условий предоставления субсидии, установленных Правилами и договором, нецелевого использования субсидий получатель субсидий обязан возвратить субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Решение о возврате субсидии принимается Минэкономразвития Чувашии в течение пяти рабочих дней со дня поступления заключения рабочей группы и (или) иных органов государственного финансового контроля о выявлении фактов, указанных в пункте 4.2 настоящих Правил.
Минэкономразвития Чувашии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о возврате субсидии направляет претенденту уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики указанных бюджетных средств (пункта 4.3 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики).
Согласно пункту 4.4 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в случае если претендент не возвращает бюджетные средства, полученные в виде субсидии, в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение 30 дней со дня направления ему уведомления, они взыскиваются в судебном порядке.
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, отчет о достижении показателей, указанных в информационной карте, из которого следует, что ООО "Козловский молочный завод" в 2015 году не достигнуты показатели использования субсидий (общий объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства; выручка от продажи товаров (работ, услуг); расходы; сумма уплаченных налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации; чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов); среднесписочная численность работников), приняв во внимание, что указанные в информационной карте плановые показатели были заявлены ООО "Козловский молочный завод" в составе пакета документов, представленных им на конкурсный отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение государственной поддержки в форме предоставления субсидии, суды пришли к выводам о невыполнении Обществом условий договора от 06.04.2015 N 17 (пункта 1.1, подпунктов 3.1.3, 3.1.7, пункта 5.4) в части достижения целевых показателей, указанных в информационной карте, согласно приложению 2 к договору и наличии у него в соответствии с условиями договора обязанности возвратить субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики. Доказательства невозможности исполнения Обществом условий договора, в том числе в связи с перечислением субсидии 22.10.2015, в материалах дела отсутствуют.
Вывод судов материалам дела не противоречит.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили иск Министерства и взыскали с ООО "Козловский молочный завод" в доход республиканского бюджета 2 979 449 рублей 15 копеек.
Отклоняя встречный иск Общества о признании недействительным пункта 1 приказа Министерства от 13.10.2016 N 9/3 о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств суды исходили из того, что названный приказ принят в соответствии с положениями БК РФ и Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2014 N 497), не нарушает права и законные интересы ООО "Козловский молочный завод" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него какие-либо обязанности и не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении встречного иска.
Довод Общества о применении судами Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в редакции, не действующей на момент заключения договора о предоставлении субсидии, во внимание не принимается, поскольку указанное обстоятельство не привело к принятию неправильного судебного акта.
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.05.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А79-11168/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов материалам дела не противоречит.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили иск Министерства и взыскали с ООО "Козловский молочный завод" в доход республиканского бюджета 2 979 449 рублей 15 копеек.
Отклоняя встречный иск Общества о признании недействительным пункта 1 приказа Министерства от 13.10.2016 N 9/3 о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств суды исходили из того, что названный приказ принят в соответствии с положениями БК РФ и Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2014 N 497), не нарушает права и законные интересы ООО "Козловский молочный завод" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него какие-либо обязанности и не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 октября 2017 г. N Ф01-4481/17 по делу N А79-11168/2016