г. Нижний Новгород |
|
17 октября 2017 г. |
Дело N А82-11613/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2017.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 17.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Жегловой О.Н., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителя
от открытого акционерного общества "Ярославский электромашиностроительный завод": Леонова Н.Н. по доверенности от 04.07.2017 N 18
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Ярославский электромашиностроительный завод" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2017, принятое судьей Бессоновой И.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017, принятое судьями Барьяхтар И.Ю., Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., по делу N А82-11613/2016
по иску открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" (ОГРН: 1087606002384, ИНН: 7606069518)
к открытому акционерному обществу "Ярославский электромашиностроительный завод" (ОГРН: 1027600839001, ИНН: 7606004895)
о взыскании задолженности
и установил:
открытое акционерное общество "Ярославльводоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Ярославский электромашиностроительный завод" (далее - Завод) о взыскании 147 419 рублей 60 копеек задолженности по оплате сверхнормативного сброса по качественному составу сточных вод с января по май 2016 года по договору на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод в коммунальную канализацию от 01.01.2007 N 90, 38 472 рублей 12 копеек неустойки, начисленной с 11.02.2016 по 02.12.2016, а также неустойки, начисленной на сумму долга в размере 206 997 рублей начиная с 26.10.2016 по день фактической оплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 02.03.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017, удовлетворил иск.
Не согласившись с решением от 02.03.2017 и постановлением от 15.06.2017, Завод обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы считает, что суды необоснованно применили пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку правила об энергоснабжении не относятся к договору водоотведения. Ответчик полагает, что договор в части оказания Обществом услуг водоотведения не относится к публичному договору, поэтому при разрешении спора необходимо руководствоваться дополнительными соглашениями от 01.03.2011 и 05.01.2015, в которых стороны установили максимальный размер оплаты за сверхнормативное содержание загрязняющих веществ в стоках, отведенных Заводом.
В судебном заседании окружного суда представитель Завода поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явился в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2017 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по делу N А82-11613/2016 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, муниципальное унитарное предприятие "Ярославльводоканал" города Ярославля (правопредшественник Общества, водоканал) и Завод (абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод в коммунальную канализацию от 01.01.2007 N 90 (в редакции протокола разногласий, протокола согласования разногласий), предметом которого является отпуск (получение) питьевой и (или) прием (сброс) сточных вод в систему коммунальной канализации (пункт 1.1 договора).
В силу пунктов 3.3.1, 3.3.5 и 3.3.9 договора абонент обязался обеспечивать надлежащее и своевременное выполнение условий договора и требований Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167); обеспечивать контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему коммунальной канализации сточных вод; соблюдать условия сброса сточных вод и загрязняющих веществ и руководствоваться постановлением правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ярославской области" (далее - Постановление от 28.07.1997 N 172-п).
Оплата оказанных водоканалом услуг осуществляется в размере 100 процентов предоплаты в срок до 25-го числа календарного месяца, предшествующего расчетному месяцу. Сумма платежа определяется исходя из среднемесячных объемов потребленной воды и сточных вод, сброшенных абонентом. Окончательный расчет между сторонами производится по результатам фактического водопотребления и водоотведения за каждый прошедший месяц путем выставления в банк платежного требования и списания средств со счета абонента в безакцептном порядке в срок не более 10 дней с момента выставления в банк, либо излишне уплаченные суммы зачисляются в счет будущих платежей (пункт 5.6 договора).
Общество и Завод подписали дополнительное соглашение от 01.03.2011 к договору от 01.01.2007, по условиям которого Общество обязалось ежемесячно выставлять счета на оплату сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в систему канализации города Ярославля из расчета 180 000 рублей в год (в том числе налог на добавленную стоимость), Завод - оплачивать данные счета путем внесения денежных средств на расчетный счет Общества до 25-го числа расчетного месяца (сумма платежа равна 1/12 годовой суммы начисления) (пункты 1.2 и 2.1 договора).
Стороны подписали аналогичное дополнительное соглашение от 05.01.2015 к договору от 01.01.2007, увеличив в пункте 1.2 дополнительного соглашения плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации города Ярославля до 240 000 рублей в год.
Срок действия соглашения установлен с 01.01.2015 до 01.01.2016 (пункт 4 дополнительного соглашения от 05.01.2015).
Постановлением от 28.07.1997 N 172-п правительство Ярославской области утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (далее - Порядок взимания N 172-п).
В целях определения степени загрязненности сточных вод Завода сотрудник Общества в присутствии представителя абонента 21.01.2016 и 04.04.2016 провел отбор проб сточных вод, о чем составил акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации города Ярославля.
По результатам анализа отобранных проб установлен факт сверхнормативного сброса загрязняющих веществ ответчиком (протоколы результатов анализов сточных вод от 25.01.2016 N 12 и от 15.04.2016 N 78).
Отказ Завода внести в полном объеме соответствующую плату послужил основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Завода, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Организация, осуществляющая водоотведение, обязуется принимать сточные воды абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения (пункт 25 Правил N 644).
Из подпункта "и" пункта 35 Правил N 644 следует, что абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу пункта 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 и пункта 70 Правил N 167 правительство Ярославской области постановлением от 28.07.1997 N 172-п утвердило Порядок взимания N 172-п. Правила осуществления расчетов за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ установлены в разделе VI Правил N 167 и в Порядке взимания N 172-п, которые ответчик обязался соблюдать (пункты 3.3.1 и 3.3.9 договора).
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и пункту 18 Правил N 644 договор энергоснабжения, договор холодного водоснабжения и единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что Завод сбросил сточные воды с превышением норматива загрязняющих веществ. Названный вывод не противоречит имеющимся в деле доказательствам и не оспорен Заводом. Расчет суммы платы судами проверен, признан правильным и соответствующим законодательству.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Суды обеих инстанций правомерно не приняли ссылку Завода на дополнительные соглашения от 01.03.2011 и 05.01.2015 к договору от 01.01.2007 N 90, поскольку внесение платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации города Ярославля в фиксированной сумме вне зависимости от фактического содержания загрязняющих веществ в сточных водах не соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения. При этом суд первой инстанции счел, что названные дополнительные соглашения не подлежат применению, поскольку дополнительное соглашение от 05.01.2015, в котором пересмотрен размер фиксированной платы, установленный в дополнительном соглашении от 01.03.2011, не действовало в спорный период.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалованных судебных актов, суд округа не выявил.
Кассационная жалоба Завода не подлежит удовлетворению с учетом приведенных в ней доводов.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по делу N А82-11613/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославский электромашиностроительный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 и пункта 70 Правил N 167 правительство Ярославской области постановлением от 28.07.1997 N 172-п утвердило Порядок взимания N 172-п. Правила осуществления расчетов за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ установлены в разделе VI Правил N 167 и в Порядке взимания N 172-п, которые ответчик обязался соблюдать (пункты 3.3.1 и 3.3.9 договора).
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и пункту 18 Правил N 644 договор энергоснабжения, договор холодного водоснабжения и единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2017 г. N Ф01-4333/17 по делу N А82-11613/2016