г. Нижний Новгород |
|
23 октября 2017 г. |
Дело N А82-15685/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2017, принятое судьей Розовой Н.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.06.2017, принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., по делу N А82-15685/2016
по заявлению Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)
об обязании общества с ограниченной ответственностью Производственного предприятия "Альянс" (ИНН: 0272010661, ОГРН: 1020202361080) внести изменения в расчет по страховым взносам
и установил:
Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании общества с ограниченной ответственностью Производственного предприятия "Альянс" (далее - Общество) внести изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и по расходам на выплату страхового обеспечения за 2015 год.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.06.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, заявленное им требование является законным и соответствует действующему законодательству. Фонд поясняет, что не отражение страхователем в отчетности расходов, не принятых к зачету, приводит к увеличению задолженности Фонда перед страхователем, что является противозаконным. При этом решения Фонда Общество не оспаривало. Санкции за неисполнение спорных требований Фонда закон не предусматривает.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки заявления Общества о выделении денежных средств на выплату страхового обеспечения за период с 01.04.2014 по 31.08.2015 на сумму 34 695 рублей 22 копейки Фонд вынес решения от 22.12.2015 N 219 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 66 943 рублей 24 копеек и от 22.12.2016 N 10940 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, которым было отказано в выделении средств в сумме 66 943 рублей 24 копеек.
В требовании от 16.12.2015 N 220 Фонд предложил Обществу произвести корректировку расходов на выплату страхового обеспечения путем отражения не принятых к зачету расходов в сумме 66 943 рублей 24 копеек в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.10.2015 по 31.12.2015.
Кроме того, в адрес Общества Фонд направил требование от 28.01.2016 N 10 о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В письме от 15.02.2016 N 3 Общество сообщило, что исправления не внесены в связи с несогласием с результатами камеральной проверки.
В установленном законом порядке указанные решения Фонда Общество не обжаловало.
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании Предприятия внести изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за 2015 год, отразив в строке 5 таблицы 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" сумму, не принятую к зачету.
Руководствуясь статьями 3, 17, 28, 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу об отсутствии у органа контроля права на обращение в арбитражный суд с заявлением о понуждении плательщика страховых взносов внести исправления в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства предусмотренные названной статьей возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212), если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Права и обязанности органов контроля по уплате страховых взносов установлены в статье 29 Закона N 212-ФЗ и в статье 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Вместе с тем, положения названных законов не предусматривают право органа контроля на обращение в суд с заявлением о понуждении плательщика страховых взносов внести исправления в представленные последним сведения, документы и расчеты в случае, если страхователь не выполняет соответствующее требование органа контроля.
Как правомерно указал апелляционный суд, заявление Фонда не связано с защитой своих прав либо возмещением ему вреда или возмещении понесенных им расходов. Объем действительных обязанностей страхователя по уплате страховых взносов может быть определен органом контроля его решением (независимо от внесения плательщиком страховых взносов соответствующих изменений в представленные им органу контроля сведения, документы и расчеты), которое принимается по результатам проведенной им проверки деятельности плательщика страховых взносов и которое в случае возникновения разногласий может быть оспорено в судебном порядке.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленного Фондом требования не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.06.2017 по делу N А82-15685/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212), если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Права и обязанности органов контроля по уплате страховых взносов установлены в статье 29 Закона N 212-ФЗ и в статье 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 октября 2017 г. N Ф01-4648/17 по делу N А82-15685/2016