г. Нижний Новгород |
|
25 октября 2017 г. |
Дело N А39-228/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Бокова Е.А., директора (выписка из ЕГРЮЛ от 11.01.2017 N ЮЭ9965-17-229244); Крюкова А.Н. (доверенность от 14.03.2017 N 52 АА 3149718)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовии на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.04.2017, принятое судьей Александровым С.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Гущиной А.М., по делу N А39-228/2017
по заявлению акционерного общества "РСП" (ОГРН: 1095254001358, ИНН: 5254482438)
о признании недействительным приказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 26.10.2016 N 1155
и установил:
акционерное общество "РСП" (далее - АК "РСП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным приказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство, уполномоченный орган) от 26.10.2016 N 1155 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СРМ 00107 ТЭ, выданной АО "РСП" с целью разведки и добычи строительных песков на участке Придорожный Павловского месторождения, расположенного в 0,5 километра восточнее села Жегалово Темниковского муниципального района Республики Мордовия.
Решением суда первой инстанции от 20.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.07.2017, заявленное требование удовлетворено.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах); выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, нарушением существенных условий лицензии на пользование недрами является отсутствие у недропользователя (АО "РСП") правоустанавливающих документов на земельный участок, а не факт проведения им горных работ на предоставленном ему участке недр в отсутствие таких документов. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.02.2015 Министерство выдало АО "РСП" лицензию СРМ 00107 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительных песков на участке Придорожный Павловского месторождения, расположенного в 0,5 километра восточнее села Жегалово Темниковского муниципального района Республики Мордовия, сроком до 09.02.2040.
Согласно абзацу 13 пункта 7 Условий пользования недрами на участке Придорожный Павловского месторождения строительных песков, связанных с добычей полезных ископаемых, охраной недр, окружающей среды и безопасному ведению работ, предусмотренных лицензией СРМ 00107 ТЭ (далее - Условия пользования недрами), пользователь недр (АО "РСП") обязан производить горные работы на предоставленном участке недр только после оформления права пользования земельным участком в окончательных границах, которое осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Срок оформления земельного участка - в течение шести месяцев после согласования технического проекта разработки Павловского месторождения строительных песков.
АО "РСП" и ИП Харитонов П.В. заключили договор от 12.02.2016 N 07.13 аренды земельного участка общей площадью 60 000 квадратных метров, кадастровый номер 13:19:0307001:494, расположенного в селе Жигалово Темниковского муниципального района Республики Мордовия, примерно 680 метрах от ориентира по направлению на восток, срок действия которого установлен до 31.12.2016.
Соглашением от 01.04.2016 стороны расторгли договор от 12.02.2016 N 07.13, в связи с чем по акту приема-передачи от 01.04.2016 Общество возвратило Предпринимателю предмет аренды - земельный участок.
Письмом от 19.04.2016 ИП Харитонов П.В. уведомил Министерство о расторжении с 01.04.2016 договора от 12.02.2016 N 07.13 аренды земельного участка с кадастровым номером 13:19:0307001:494.
Письмом от 15.06.2016 N 2004 Министерство информировало Общество о необходимости оформить право пользования земельным участком для разработки Придорожного участка Павловского месторождения строительных песков в течение трех месяцев со дня получения данного уведомления, одновременно указав, что в случае невыполнения данного условия в указанный срок будет рассмотрен вопрос о досрочном прекращении действия лицензии СРМ 00107 ТЭ.
Приказом от 26.10.2016 N 1155 Министерство досрочно прекратило право пользования недрами по лицензии СРМ 00107 ТЭ.
Посчитав данный приказ уполномоченного органа незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона о недрах, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что Министерство не доказало законность и правомерность оспариваемого ненормативного акта.
Суд апелляционный инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
Установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (статья 4 Закона о недрах).
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком (участками) недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение) на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, подпункта 2 пункта 15 Положения и с учетом статьи 23 Закона о недрах при нарушении условий пользования недрами право пользования участками недр может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе, при нарушении пользователем недр существенных условий, определенных в лицензии.
Процедура досрочного прекращения права пользования недрами установлена в статье 21 Закона о недрах, а также пункте 15.4 Положения.
Из названных правовых норм следует, что решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является проверка (установление) органом, выдавшим лицензию, факта устранения или неустранения нарушений, указанных в письменном уведомлении, в трехмесячный срок.
Абзацем 13 пункта 7 Условий пользования недрами в качестве существенного условия пользования недрами предусмотрено, что владелец лицензии (пользователь недр) обязан производить горные работы на предоставленном участке недр только после оформления права пользования земельным участком в окончательных границах, которое осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Срок оформления земельного участка - в течение шести месяцев после согласования технического проекта разработки Павловского месторождения строительных песков.
Из изложенного следует, что возможность производства недропользователем горных работ на предоставленном участке недр поставлено в прямую зависимость от наличия у недропользователя оформленного в установленном порядке права пользования земельным участком. Следовательно, отсутствие у недропользователя оформленного права пользования земельным участком обязывает его не осуществлять горные работы на предоставленном участке недр до оформления такого права.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что нарушением Условий пользования недрами является проведение горных работ в отсутствие оформленного в установленном порядке права пользования земельным участком, что, в свою очередь, влечет досрочное прекращение или приостановление действия лицензии (пункт 12 раздела 4 Условий пользования недрами). При этом самостоятельное прекращение или приостановление недропользователем горных работ на предоставленном участке недр не является нарушением данного условия пользования недрами.
При таких обстоятельствах суды правомерно отклонили довод Министерства о том, что нарушением существенных условий лицензии на право пользования недрами является отсутствие у Общества (недропользователя) правоустанавливающих документов на земельный участок, а не факт проведения им горных работ на предоставленном ему участке недр в отсутствие таких документов.
Суды установили, что с момента расторжения договора аренды земельного участка от 12.02.2016 (01.04.2016) N 07.13 горные работы на участке Придорожный Павловского месторождения, расположенного в 0,5 км восточнее села Жегалово Темниковского муниципального района Республики Мордовия, АО "РСП" не проводило.
Из представленного в материалы дела акта внеплановой документарной проверки от 08.06.2016, осуществленной на предмет охраны окружающей среды Республики Мордовия, следует, что "согласно справке, предоставленной генеральным директором АО "РСП" Боковым Е.А., установлено, что после расторжения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 13:19:0307001:494, арендуемого АО "РСП" для разработки Придорожного участка Павловского месторождения строительных песков, а именно с 01.04.2016 и по настоящее время деятельность, связанную с добычей строительного песка на участке Придорожный Павловского месторождения, АО "РСП" не осуществляло".
Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Мордовия от 10.04.2017 отменено постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы Республики Мордовия Сапунова А.М. от 01.11.2016 и решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от 15.12.2016 и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО "РСП" Бокова Е.А. в связи с недоказанностью обстоятельств.
Генеральному директору Общества вменялось в вину осуществление АО "РСП" добычи строительного песка на участке Придорожный Павловского месторождения, расположенного в 0,5 километра восточнее села Жегалово Темниковского муниципального района Республики Мордовия, в отсутствие оформленного в установленном законом порядке права пользования земельным участком в окончательных границах, то есть с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что с 01.04.2016 АО "РСП" не осуществляло деятельность, связанную с добычей строительных песков на Придорожном участке Павловского месторождения.
При этом суды правильно учли, что в нарушение положений статьи 21 Закона о недрах письмом от 15.06.2016 N 2004 Министерство уведомило Общество не о допущенных им нарушениях, а о необходимости оформления права пользования земельным участком для разработки Придорожного участка Павловского месторождения строительных песков в течение трех месяцев со дня получения уведомления.
Также Министерство издало оспариваемый приказ без проведения проверки, не установив факт устранения (не устранения) АО "РСП" выявленных нарушений условий лицензионного соглашения.
Отсутствие проведения проверочных мероприятий подтверждается протоколом заседания комиссии по недропользованию при Министерстве от 25.10.2016 N 115/1.
Выбор одной из трех предусмотренных Законом о недрах мер принуждения к недобросовестному пользователю недр за допущенные им нарушения (досрочное прекращение, приостановление, ограничение права пользования) отнесен к полномочиям органа, выдавшего лицензию.
Суды обоснованно посчитали, что, осуществляя выбор в применении одной из трех санкций за нарушение условий лицензии, уполномоченный орган обязан выбрать ту меру, которая наиболее отвечает характеру допущенного нарушения. Данный орган должен учитывать, что досрочное прекращение разрешения на пользование недрами, аннулирование лицензии на этот вид деятельности в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и, соответственно, является мерой государственного принуждения. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 12.05.1998, от 30.07.2011 N 13-П, определение от 14.12.2000 N 244-О) неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
Уполномоченному органу необходимо исходить из того, что досрочное прекращение права пользования является крайней мерой воздействия на нарушителя, которая должна применяться исходя из характера содеянного и только в тех случаях, когда другие, более мягкие меры принуждения не смогут оказать на нарушителя должного воздействия и не приведут к соблюдению им установленного лицензией порядка пользования недрами.
При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушением условий лицензии подлежит выяснению не только факт нарушения, но и причины его возникновения, а также наличие возможности устранения этого нарушения.
Прекращение права пользования недрами представляет собой государственную меру принудительного характера, которая должна отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Министерства оснований для принятия решения о досрочном прекращении пользования недрами, правильно признали оспариваемый приказ недействительным и обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 по делу N А39-228/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выбор одной из трех предусмотренных Законом о недрах мер принуждения к недобросовестному пользователю недр за допущенные им нарушения (досрочное прекращение, приостановление, ограничение права пользования) отнесен к полномочиям органа, выдавшего лицензию.
Суды обоснованно посчитали, что, осуществляя выбор в применении одной из трех санкций за нарушение условий лицензии, уполномоченный орган обязан выбрать ту меру, которая наиболее отвечает характеру допущенного нарушения. Данный орган должен учитывать, что досрочное прекращение разрешения на пользование недрами, аннулирование лицензии на этот вид деятельности в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и, соответственно, является мерой государственного принуждения. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 12.05.1998, от 30.07.2011 N 13-П, определение от 14.12.2000 N 244-О) неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 октября 2017 г. N Ф01-5036/17 по делу N А39-228/2017