г. Нижний Новгород |
|
30 октября 2017 г. |
Дело N А43-1769/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Короткина Д.Х. (доверенность от 15.10.2017),
от заинтересованного лица: Непокоровой А.А.
(доверенность от 09.01.2017 N 515-00-11-1/17),
от третьего лица: Молькова А.А. (доверенность от 26.06.2017 N 52 АА 3518040),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья N 405 на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.04.2017, принятое судьей Соколовой Л.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-1769/2017
по заявлению товарищества собственников жилья N 405 (ИНН: 5260257470, ОГРН: 1095260007435)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Молькова Надежда Андреевна,
и установил:
товарищество собственников жилья N 405 (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 25.10.2016 N 515-04-1991-16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Молькова Н. А.
Решением суда от 04.04.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 решение суда оставлено без изменения.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушение Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Суды, сделав правильный вывод о том, что перераспределение денежных средств, полученных от экономии за тепловую энергию, на нужды дома отнесено к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома, необоснованно указали на отсутствие документального подтверждения расходования спорных средств на указанные цели. Суды не учли, что вопрос расходования средств не был предметом исследования ни в ходе проверки, по результатам которого выдано предписание, ни в суде. Инспекция признала, что денежные средства были израсходованы Товариществом по назначению.
Представитель Товарищества в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве, ее представитель в судебном заседании, а также представитель третьего лица отклонили доводы заявителя жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 23.10.2017.
Заявленное Товариществом ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств удовлетворению не подлежит, поскольку сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Документы, представленные заявителем, подлежат возврату.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов, Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Нижний Новгород, улица Г. Лопатина, дом 3, корпус 1.
В Инспекцию обратилась Молькова Н.А., проживающая в указанном доме (квартира N 1), с жалобой на нарушение Товариществом требований жилищного законодательства (в части определения размера платы за жилищно-коммунальную услугу "отопление").
Инспекция 25.10.2016 провела внеплановую документарную проверку, в ходе которой установила, что Товарищество с января 2013 года по июнь 2016 года при начислении собственнику указанного жилого помещения платы по услуге "отопление" применяло тарифы, не соответствующие тарифам, утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; не производило корректировку размера платы по фактическим объемам потребления тепловой энергии (исходя из показаний коллективного прибора учета) по итогам 2013, 2014, 2015 годов.
Товарищество не производило корректировку размера платы по услуге "отопление" в связи с перераспределением денежных средств, полученных от экономии за тепловую энергию, на общедомовые нужды.
В подтверждение этого Товарищество представило протокол собрания правления и протокол собрания членов Товарищества от 01.03.2016, на которых приняты соответствующие решения. Инспекция сочла, что решение данного вопроса не относится к компетенции собрания членов Товарищества, и не приняла во внимание указанные протоколы.
Результаты проверки отражены в акте от 25.10.2016 N 515-04-1991-16.
По итогам проверки Товариществу выдано предписание от 25.10.2016 N 515-04-1991-16 об устранении выявленных нарушений.
Товарищество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 20, 44, 154 и 157 Кодекса, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавших в период спорных правоотношений (далее - Правила N 307), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что у Инспекции имелись основания для выдачи оспариваемого предписания; Товарищество не подтвердило, что сэкономленные за отопление денежные средства израсходованы на общие нужды дома.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий (статья 20 Кодекса, Положение об Инспекции, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 855).
Согласно части 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании части 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В части 1 статьи 157 Кодекса предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета размер платы рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
При наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год размер платы рассчитывается исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения N 2 к данным Правилам (пункт 25 Правил N 307).
Согласно пункту 27 Правил N 307 величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "б" пункта 21, пунктом 25, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Тарифы на тепловую энергию потребителям города Нижнего Новгорода решениями Региональной службы по тарифам Нижегородской области (с 01.01 по 31.12.2013 - решение от 26.04.2013 N 68/95; с 01.01 по 31.12.2014 - решение от 17.12.2013 N 65/30; с 01.01 по 31.12.2015 - решение от 17.12.2014 N 58/38).
Суды установили, материалами дела подтверждено, что спорный многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии. Поставщиком тепловой энергии для нужд отопления домом является ООО Нижновтеплоэнерго".
В нарушение Кодекса, Правил N 307 Товарищество при расчете размера платы за отопление потребителю квартиры N 1 не применяло тарифы, установленные решениями Региональной службы по тарифам. За период с января 2013 по февраль 2016 года начисление по услуге "отопление" Товарищество производило с учетом показаний прибора учета тепловой энергии за 2012 год, а не по показаниям прибора учета за предыдущий год, корректировку размера платы по услуге "отопление" по фактическим объемам потребления тепловой энергии не производило.
Таким образом, вывод судов о наличии у Инспекции оснований для выдачи Товариществу предписания, обязывающего устранить выявленные нарушения, является правильным.
Довод заявителя о правомерности перераспределения сэкономленных денежных средств за отопление на общедомовые нужды со ссылкой на решения, принятые общим собранием собственников помещений, отклоняется.
Перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, определен частью 2 статьи 44 и частью 2 статьи 145 Кодекса.
В силу пункта 13 части 2 статьи 145 Кодекса к компетенции общего собрания членов товарищества относятся и другие вопросы, отнесенные данным Кодексом или иными федеральными законами к компетенции общего собрания.
Пунктом 16 статьи 12 Кодекса предусмотрено, что установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию (статья 154 Кодекса).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого из показания учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Кодекса).
Правилами N 307 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в соответствии с которым оплате подлежит только фактически потребленный объем коммунальной услуги, размер платы периодически корректируется исполнителем. При этом, корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается для каждого собственника индивидуально и соразмерно площади его жилого помещения.
Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета (пункт 27 Правил N 307).
Таким образом, денежные средства, полученные в результате применения предусмотренного Правилами N 307 порядка начисления за поставленную коммунальную услугу по отоплению, представляют собой разницу между суммой реальной стоимости коммунального ресурса по отоплению и начисленной исполнителем коммунальной услуги по отоплению суммой потребителю, учитываются исполнителем впоследствии при начислении потребителям платы за коммунальные услуги. Следовательно, указанные денежные средства не могут быть признаны сэкономленными исполнителем коммунальной услуги.
Поскольку действующее законодательство не относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решений по вопросам установления порядка начисления платы за коммунальные услуги, такое решение ничтожно (стать 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах Управление правомерно выдало Обществу предписание, которое по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение допущенных нарушений. Доказательств невозможности исполнения предписания в дело не представлено.
Вывод судов о том, что принятие решений о порядке использования спорных денежных средств относится к компетенции общего собрания членов Товарищества, является ошибочным, однако это не привело к принятию неправильных судебных актов, которыми Товариществу отказано в удовлетворении заявленного требования о признании предписания недействующим.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 по делу N А43-1769/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья N 405 - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета (пункт 27 Правил N 307).
Таким образом, денежные средства, полученные в результате применения предусмотренного Правилами N 307 порядка начисления за поставленную коммунальную услугу по отоплению, представляют собой разницу между суммой реальной стоимости коммунального ресурса по отоплению и начисленной исполнителем коммунальной услуги по отоплению суммой потребителю, учитываются исполнителем впоследствии при начислении потребителям платы за коммунальные услуги. Следовательно, указанные денежные средства не могут быть признаны сэкономленными исполнителем коммунальной услуги.
Поскольку действующее законодательство не относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решений по вопросам установления порядка начисления платы за коммунальные услуги, такое решение ничтожно (стать 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 октября 2017 г. N Ф01-4698/17 по делу N А43-1769/2017
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4698/17
30.06.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4066/17
06.04.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-1769/17
25.01.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-1769/17