г. Нижний Новгород |
|
14 ноября 2017 г. |
Дело N А79-3483/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.06.2017, принятое судьей Каргиной Н.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., по делу N А79-3483/2017
по заявлению Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
к Управлению Федеральной антимонопольной службы
по Чувашской Республике - Чувашии
о признании незаконными решения и предписания,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Резерв-Н" и Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары,
и установил:
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 23.03.2017 N 12-Т-2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Резерв-Н" (далее - ООО "Резерв-Н", Общество) и Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция).
Суд решением от 20.06.2017 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, комиссия по проведению предварительного отбора имеет право запрашивать в налоговых органах информацию о деятельности организации и имела возможность проверить, что ООО "Резерв-Н" на момент рассмотрения конкурсной комиссией заявок исполнило обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов; проверка участников отбора на их соответствие установленным требованиям является обязанностью комиссии.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.03.2017 ООО "Резерв-Н" обратилось в Управление с жалобой на неправомерные действия организатора торгов (Министерства) при проведении предварительного отбора подрядных организаций по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
В целях проверки поступившей информации Управление возбудило дело N 12-т-2017. По окончании проверочных мероприятий комиссия Управления приняла решение от 23.03.2017 по делу N 12-т-2017, в соответствии с которым признала жалобу ООО "Резерв-Н" обоснованной (пункт 1); предусмотрела выдачу предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 2), согласно которому организатору торгов - Министерству в срок до 03.04.2017 необходимо устранить допущенное нарушение проведения процедуры предварительного отбора подрядных организаций по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (процедура N РТС121 А170002) путем отмены протокола по проведению предварительного отбора от 07.03.2017 N РТС121А170002, повторного рассмотрения заявки на участие в предварительном отборе и продолжения процедуры проведения предварительного отбора.
Министерство посчитало, что решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1.1 статьи 180, частями 1, 2, 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), статьями 17, 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 728), Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренные решение и предписание не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Согласно части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Положение N 615.
Министерство объявило предварительный отбор подрядных организаций по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, указав, что отбор будет осуществляться на основании Положения N 615.
Как следует из пункта 19 Положения N 615 извещение о проведении предварительного отбора размещается органом по ведению реестра на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки не менее чем за 20 календарных дней до первоначальной даты окончания подачи заявок на участие в предварительном отборе.
В пункте 23 Положения N 615 установлены требования к участникам предварительного отбора.
В силу пункта "д" пункта 23 Положения N 615 при проведении предварительного отбора устанавливается, в том числе, требование к участникам предварительного отбора - отсутствие у участника предварительного отбора задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, за исключением случаев, установленных пунктом 27 данного положения (пункт 4.1.2 раздела 4 конкурсной документации).
Допускается участие в предварительном отборе участника предварительного отбора в случае обжалования им задолженностей по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если решение в отношении жалобы на день рассмотрения заявки на участие в предварительном отборе не принято или судебное решение по заявлению на день рассмотрения указанной заявки не вступило в законную силу (пункт 27 Положения N 615).
Согласно абзацу 6 пункта "б" пункта 38 Положения N 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученная не ранее 1 января года, в котором подается заявка, или нотариально заверенная копия такой справки.
Такие же требования содержатся в пункте 5.3.2.1 раздела 5 конкурсной документации.
В силу пункта 53 Положения N 615 решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:
а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения;
б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения;
в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
Антимонопольный орган при проведении проверки установил, что 02.02.2017 на электронной площадке www.rts-tender.ru и на официальном сайте Министерства орган по ведению реестра разместил извещение о проведении конкурса по отбору подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и конкурсную документацию.
Согласно протоколу от 07.03.2017 проведения предварительного отбора от 07.03.2017 N РТС121А170002 на участие в предварительном отборе подано 38 заявок, из которых заявке N 4 (ООО "Резерв-Н") отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций в связи с несоответствием участника требованиям, установленным пунктом 23 Положения N 615.
ООО "Резерв-Н" в составе заявки представило справку Инспекции N 726 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 08.02.2017 и справку Инспекции N 5537 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 08.02.2017, из которых следовало, что по состоянию на 08.02.2017 ООО "Резерв-Н" имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов в размере 9,01 рубля, 26,98 рубля и 35,73 рубля.
Кроме того, ООО "Резерв-Н" приложило к своей заявке платежные поручения от 08.02.2017 N 68 на сумму 35,73 рубля (назначение платежа - пени, земельный налог; проведено 08.02.2017); от 15.02.2017 N 83 на сумму 9,01 рубля (назначение платежа - оплата пени согласно справке от 08.02.2017 N 5537); от 15.02.2017 N 84 на сумму 26,98 рубля (назначение платежа - оплата пени согласно справке от 08.02.2017 N 5537).
На основании этого Управление в своем решении пришло к выводам об отсутствии у ООО "Резерв-Н" на момент рассмотрения заявок задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, следовательно, о соответствии заявки ООО "Резерв-Н" требованиям конкурсной документации и о нарушении конкурсной комиссией требования подпункта "б" пункта 53 Положения N 615, в связи с отклонением данной заявки.
Суды на основании норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения N 615 признали указанные выводы Управления ошибочными, а решение антимонопольного органа недействительным.
Согласно пункту 29 Положения N 615 документация о проведении предварительного отбора утверждается органом по ведению реестра.
В силу пункта 5.3.2.1 Положения N 615 разработанная на его основе конкурсная документация (отсутствие налоговой задолженности за прошедший календарный год) прямо предусматривает наличие справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Суды установили, что приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ "Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме" (вместе с Порядком заполнения формы справки об исполнений налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) установлена форма, которая подтверждает факт отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Такой документ Общество не представило в составе своей заявки.
Представленная Обществом справка Инспекции N 5537 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 08.02.2017 не является доказательством исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, на что указано и в самой справке.
Указанная форма справки утверждена приказом ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме" и в самой справке имеется ссылка, что "Настоящая справка не является документом, подтверждающим, исполнение организацией (индивидуальным предпринимателем) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов".
Доказательств обжалования задолженностей по обязательным платежам ООО "Резерв-Н" также не представило.
При таких обстоятельствах, поскольку в составе заявки Общества отсутствовал документ, подтверждающий отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, конкурсная комиссия Министерства обоснованно отклонила заявку ООО "Резерв-Н".
При этом суды обоснованно отклонили ссылку Управления на то, что комиссии необходимо было учитывать платежные поручения, представленные Обществом, ввиду отсутствия необходимых оснований.
Таким образом, выводы судов об отсутствии в действиях конкурсной комиссии нарушения подпункта "б" пункта 53 Положения N 615 и о том, что Управление неправомерно признало жалобу ООО "Резерв-Н" обоснованной, являются правильными.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, установленных фактических обстоятельств, и сделанных на их основании выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств, а также иное толкование заявителем норм права не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.06.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 по делу N А79-3483/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ "Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме" (вместе с Порядком заполнения формы справки об исполнений налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) установлена форма, которая подтверждает факт отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
...
Представленная Обществом справка Инспекции N 5537 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 08.02.2017 не является доказательством исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, на что указано и в самой справке.
Указанная форма справки утверждена приказом ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме" и в самой справке имеется ссылка, что "Настоящая справка не является документом, подтверждающим, исполнение организацией (индивидуальным предпринимателем) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 ноября 2017 г. N Ф01-5151/17 по делу N А79-3483/2017