г. Нижний Новгород |
|
20 ноября 2017 г. |
Дело N А11-12417/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владбизнестур" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.04.2017, принятое судьей Степановой Р.К., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Гущиной А.М., по делу N А11-12417/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владбизнестур" (ОГРН: 1053301852372, ИНН: 3305053806)
к Департаменту развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области
о признании незаконным решения от 06.12.2016 N 4751/04-36,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Владбизнестур" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области (далее - Департамент) от 06.12.2016 N 4751/04-36 об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Одновременно заявитель просил суд обязать Департамент в течение десяти рабочих дней устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области (далее - налоговый орган).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 25.04.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель указывает, что пунктом 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрены основания для отказа в выдаче лицензии, а не основания для отказа в продлении срока действия ранее выданной лицензии. По мнению заявителя, основанием для отказа в продлении срока действия лицензии являются нарушения требований, установленных в абзаце 2 пункта 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, в числе которых не указано наличие у лицензиата задолженности по уплате пеней. Общество полагает, что суды не учли отсутствие у него задолженности по налогам и сборам, а также незначительность долга по пеням. Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве возразил против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Третье лицо в отзыве поддержало позицию Департамента, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департамент выдал Обществу лицензию от 04.12.2008 N 33РПА0000332 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции (местонахождение объектов и их специализация указаны в приложении) со сроком действия по 03.12.2016.
В связи с истечением срока действия лицензии 17.11.2016 Общество обратилось в Департамент с заявлением о продлении срока ее действия.
Решением от 06.12.2016 N 4751/04-36 Департамент отказал в продлении срока действия лицензии N 33РПА0000332 на основании пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в связи с наличием у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов, подтвержденной справкой налогового органа.
Общество, посчитав решение Департамента незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 19, 83 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом N 171-ФЗ, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о законности и обоснованности решения Департамента и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Законом N 171-ФЗ, в силу пункта 1 статьи 18 которого осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа (подпункт 3 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 17 статьи 19 лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет. Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет. В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
Положения статьи 19 Закона N 171-ФЗ указывают на то, что выдача соответствующей лицензии и ее продление подчинены единому нормативному порядку, формальные требования которого являются обязательными к реализации соискателем лицензии и лицензирующим органом. При этом сумма задолженности и ее структура не имеют правового значения. Наличие у лица, обратившегося с заявлением о выдаче (продлении) лицензии, задолженности по любому виду платежа, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации - налогу, пени или штрафу, является достаточным основанием для отказа в ее выдаче (продлении).
В рассматриваемом случае отказ Обществу в продлении срока действия лицензии основан на информации налогового органа о том, что по состоянию на дату поступления заявления в лицензирующий орган данное лицо имело задолженность по уплате пеней, что заявителем не оспаривается.
Проверка достоверности сведений, указанных в справке налогового органа, не регулируется нормами законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции; такая проверка не входит в компетенцию органа, который выдает такие лицензии.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что Департамент, получив от налогового органа справку о наличии у Общества задолженности по пеням и руководствуясь прямым указанием нормы Закона N 171-ФЗ, правомерно и обоснованно принял решение об отказе Обществу в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Довод Общества о том, что статьей 9 Закона N 171-ФЗ не предусмотрены основания для отказа в продлении срока действия ранее выданной лицензии, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Установив законность и обоснованность решения Департамента от 06.12.2016 N 4751/04-36, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 по делу N А11-12417/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владбизнестур" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Владбизнестур".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения статьи 19 Закона N 171-ФЗ указывают на то, что выдача соответствующей лицензии и ее продление подчинены единому нормативному порядку, формальные требования которого являются обязательными к реализации соискателем лицензии и лицензирующим органом. При этом сумма задолженности и ее структура не имеют правового значения. Наличие у лица, обратившегося с заявлением о выдаче (продлении) лицензии, задолженности по любому виду платежа, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации - налогу, пени или штрафу, является достаточным основанием для отказа в ее выдаче (продлении).
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что Департамент, получив от налогового органа справку о наличии у Общества задолженности по пеням и руководствуясь прямым указанием нормы Закона N 171-ФЗ, правомерно и обоснованно принял решение об отказе Обществу в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Довод Общества о том, что статьей 9 Закона N 171-ФЗ не предусмотрены основания для отказа в продлении срока действия ранее выданной лицензии, основан на неверном толковании норм действующего законодательства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 ноября 2017 г. N Ф01-5314/17 по делу N А11-12417/2016