г. Нижний Новгород |
|
27 ноября 2017 г. |
Дело N А82-14976/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Белякова А.В. (решение от 01.03.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шашково" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.04.2017, принятое судьей Глызиной А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А., по делу N А82-14976/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шашково"
о признании недействительным предписания от 14.09.2016 N 172-з,
о признании незаконным и об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 27.09.2016 N 152/275-з/16 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шашково" (далее - ООО "Шашково", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания от 14.09.2016 N 172-з об устранении выявленных нарушений, а также о признании незаконным и об отмене постановления от 27.09.2016 N 152/275-з/16 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области (далее - Управление) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ярославской области" (далее - Учреждение).
Суд решением от 28.04.2017 отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 08.08.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; неправильно применили нормы материального права, а именно статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 29 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Федеральный закон N 4-ФЗ). ООО "Шашково" указывает, что единственным источником достоверных данных о наличии объектов недвижимости на земельном участке и их собственнике является Единый государственный реестр недвижимости, однако, по данным кадастрового учета на спорных земельных участках мелиоративных систем не числится; спорные земельные участки получены Обществом в ходе приватизации в 1992 году имущества, принадлежащего Совхозу имени XVI Партсъезда, животноводческого предприятия. Приватизация указанного предприятия производилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов". Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление в период с 17.08.2016 по 14.09.2016 на основании распоряжения от 22.07.2016 N 792 провело в отношении ООО "Шашково" плановую выездную проверку по вопросу соблюдения обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации и установило, что заявителю на праве собственности принадлежат 78 земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе с кадастровыми номерами 76:14:030403:35, 76:14:030303:12, 76:14:030202:8, 76:14:030202:35, 76:14:030202:7 (деревня Кузьминское), 76:14:030202:10 (деревня Дроздово), 76:14:030303:14-15 (деревня Федюшино), 76:14:030303:18, 76:14:030303:27-30, 76:14:030303:17, 76:14:030303:25, 76:14:030303:26.
Согласно данным паспортизации по учету мелиоративных систем на земельных участках с кадастровыми номерами 76:14:030202:35, 76:14:030202:7 (деревня Кузьминское), 76:14:030202:10 (деревня Дроздово), 76:14:030303:14-15 (деревня Федюшино), 76:14:030303:18, 76:14:030303:27-30 числится мелиоративная система "Дроздово" общей площадью 399 гектар; на земельных участках с кадастровыми номерами 76:14:030303:17, 76:14:030303:25, 76:14:030303:26 числится мелиоративная система "Шашково" общей площадью 435 гектар.
При проведении проверки Управление осуществило осмотр указанных земельных участков и установило, что:
- Общество не осваивало и не использовало принадлежащие ему на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 76:14:030403:35, 76:14:030303:12, 76:14:030202:8 для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, что является нарушением обязательных требований статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ);
- Общество на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках с кадастровыми номерами 76:14:030202:35, 76:14:030202:7 (деревня Кузьминское), 76:14:030202:10 (деревня Дроздово), 76:14:030303:14-15 (деревня Федюшино), 76:14:030303:18, 76:14:030303:27-30, 76:14:030303:17, 76:14:030303:25, 76:14:030303:26 не осуществляло мероприятия, направленные на обеспечение нормального состояния мелиоративных систем "Дроздово" и "Шашково", в результате чего допущено зарастание берегов осушительных каналов, что приводит к заболачиванию земель общей площадью 358 гектаров (нарушение статьи 29 Федерального закона N 4-ФЗ, пунктов 2.2.4, 4.4.4 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 26.05.1998 (далее - Правила эксплуатации), направленных на сохранение достигнутого уровня мелиорации, проведение установленных законом обязательных мероприятий по сохранению почв и их плодородия, мероприятий по предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 14.09.2016 N 385-З с приложением фотоматериалов.
По итогам проверки Управление выдало обществу предписание об устранении выявленных нарушений от 14.09.2016 N 172-з.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 10.10 КоАП РФ, Управление составило протокол от 14.09.2016 и вынесло постановление от 27.09.2016 по делу N 152/275-з/16 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
ООО "Шашково" не согласилось с принятыми предписанием и постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 10.10 КоАП РФ, статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 18, 21, 29 Федерального закона N 4-ФЗ, статьей 8 Федерального закона N 101-ФЗ, пунктами 2.2.4, 4.4.4 Правил эксплуатации, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о том, что Управление доказало законность и обоснованность оспариваемого предписания, признал доказанным совершение Обществом вмененного административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под мелиорацией земель следует понимать коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративные мероприятия подразумевают проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (статья 2 Федерального закона N 4-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона N 4-ФЗ гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.
Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 4-ФЗ земель граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.
Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами.
Эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период и другое (пункт 2 Правил эксплуатации).
Перечень основных эксплуатационных мероприятий, обеспечивающих нормальное состояние осушительной системы, в пункте 2.2.4 Правил эксплуатации. В частности, к числу основных эксплуатационных мероприятий отнесены наблюдение за работой системы; скашивание травянистой растительности, вырубка кустарников на откосах и бермах каналов, защитных валов и дамб и другие.
К текущему ремонту на мелиоративных системах отнесены работы по очистке русла канала, колодцев, дренажа от мусора, наносов, растительности (пункт 4.4.4 Правил эксплуатации).
Согласно статье 18 Федерального закона N 4-ФЗ паспортизация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений является одним из основных направлений деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель.
На основании статьи 21 Федерального закона N 4-ФЗ государственный мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений за состоянием мелиорированных земель. Объектами государственного мониторинга мелиорированных земель являются все мелиорированные земли в Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, мелиоративные системы "Дроздово" и "Шашково" построены на землях сельскохозяйственного назначения Совхоза им. XVI Партсъезда: осушительная система "Дроздово" введена эксплуатацию в 1971 году, в 1987 - 1990 года осуществлена реконструкция мелиоративной системы; осушительная система "Шашково" введена в эксплуатацию в 1979 году.
Таким образом, на спорных земельных участках был выполнен комплекс мелиоративных работ по окультуриванию земель сельскохозяйственного назначения, в результате которых на земельных участках возведены мелиоративные системы, состоящие из открытых проводящих каналов и закрытой осушительной сети.
Приемка в эксплуатацию мелиоративных объектов по завершении строительства (реконструкции) в Ярославской области осуществлялась государственной приемочной комиссией назначаемой Ярославским областным Советом народных депутатов. После утверждения акта приемки в эксплуатацию, подписанного всеми членами комиссии, объект считался принятым в эксплуатацию и передавался на баланс хозяйства землепользователя. В данном случае спорные мелиоративные системы были переданы на баланс Совхоза им. XVI Партсъезда, следовательно, являлись внутрихозяйственными объектами и обеспечивали потребности только указанного предприятия.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки, в том числе земельные участки, на которых расположены указанные мелиоративные системы, были получены ООО "Шашково" в процессе приватизации земельных участков, принадлежащих Совхозу им. XVI Партсъезда.
Суды установили, что Общество, получив в собственность мелиорированные земельные участки сельскохозяйственного назначения, при пользовании ими не обеспечило содержание в надлежащем состоянии мелиоративных систем, предназначенных для создания оптимального водно-воздушного режима почв. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем привело к нарушению работы системы мелиорации и ухудшению достигнутого в результате мелиоративных мероприятий качественного состояния сельскохозяйственных угодий.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о законности предписания Управления от 14.09.2016 N 172-з.
В соответствии с частью 1 статьи 10.10 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Факт совершения заявителем правонарушения, выразившегося том, что Общество, получив в собственность мелиорированные земельные участки сельскохозяйственного назначения, и используя их, не обеспечило содержание в надлежащем состоянии мелиоративных систем, предназначенных для создания оптимального водно-воздушного режима почв, установлен судами первой и апелляционной инстанций и подтвержден материалами дела.
Доказательства, подтверждающие принятие заявителем необходимых и достаточных мер для соблюдения требований действующего земельного законодательства либо объективной невозможности его соблюдения, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 10.10 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении заявителя от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения и указали, что административный штраф назначен в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции статьи 10.10 КоАП РФ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.04.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу N А82-14976/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шашково" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 10.10 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
...
Доказательства, подтверждающие принятие заявителем необходимых и достаточных мер для соблюдения требований действующего земельного законодательства либо объективной невозможности его соблюдения, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 10.10 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении заявителя от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения и указали, что административный штраф назначен в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции статьи 10.10 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 ноября 2017 г. N Ф01-5475/17 по делу N А82-14976/2016