г. Нижний Новгород |
|
11 декабря 2017 г. |
Дело N А29-5600/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2017.
Полный текст постановления изготовлен 11.12.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Чернышова Д.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области на определение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2017, принятое судьей Изъюровой Т.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017, принятое судьей Чернигиной Т.В., по делу N А29-5600/2017
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западная лесная компания" (ИНН: 5047080554, ОГРН: 1075047000456)
о взыскании неосновательного обогащения
и установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западная лесная компания" (далее - Общество) о взыскании 276 169 рублей неосновательного обогащения, в том числе 150 912 рублей в федеральный бюджет, 125 257 рублей в бюджет субъекта Российской Федерации "Кировская область".
Исковое требование основано на статьях 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано неисполнением арендатором обязанности по внесению платы, начисленной в связи с увеличенным объемом заготовленной древесины.
Арбитражный суд Республики Коми определением от 07.07.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017, прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду наличия вступившего в законную силу судебного акта по тождественному спору между теми же лицами по делу N А29-13595/2016.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить определение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм процессуального права.
Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы указывает на то, что в процессе настоящего спора Министерство заявляло свои требования, квалифицировав их как неосновательное обогащение по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, в то время как в рамках дела N А29-13595/2016 сумма долга предъявлялась ко взысканию как задолженность по арендной плате, в связи с чем пункт 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рассматриваемом споре не применим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
По правилам упрощенного производства в соответствии с пунктом 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" определения суда первой инстанции, которые могут выступать предметом самостоятельного обжалования, подлежат пересмотру по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для обжалования решений судов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (часть первая статьи 331, часть восьмая статьи 232.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 188, часть 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К таким определениям относятся, например, определение об оставлении искового заявления (заявления) без рассмотрения, определение о прекращении производства по делу.
В силу второго абзаца части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и лишь в случае, если такое решение являлось предметом рассмотрения апелляционного суда, либо если суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.
Таким образом, суд кассационной инстанции проверяет наличие безусловных оснований к отмене судебных актов, принятых по результатам рассмотрения исковых требований в порядке упрощенного производства.
В кассационной жалобе заявитель не указал на нарушение судебными инстанциями норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся основанием для отмены обжалованных решения и постановления. Из кассационной жалобы следует, что Министерство не согласно с применением судами обеих инстанций положений статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая что предмет и основания иска в настоящем деле и деле N А29-13595/2016 не являются тождественными.
Суд кассационной инстанции, проверив материалы дела, не установил нарушений процессуальных норм, несоблюдение которых влечет безусловную отмену судебных актов по части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций применительно к фактическим обстоятельствам дела и правильность применения судами норм процессуального права, не являющихся безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не проверялись в силу отсутствия полномочий по пересмотру судебных актов, принятых в порядке упрощенного производства, по этим основаниям.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя, но взысканию с него не подлежат, поскольку Министерство освобождено от уплаты госпошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017 по делу N А29-5600/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исковое требование основано на статьях 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано неисполнением арендатором обязанности по внесению платы, начисленной в связи с увеличенным объемом заготовленной древесины."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф01-5357/17 по делу N А29-5600/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5357/17
04.09.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6604/17
08.08.2017 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6334/17
07.07.2017 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5600/17