г. Нижний Новгород |
|
11 декабря 2017 г. |
Дело N А43-3263/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.12.2017.
Полный текст постановления изготовлен 11.12.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Смирнова С.Н. (протокол от 16.12.2015 N 5, паспорт),
от заинтересованного лица: Додоновой М.Е. (доверенность от 08.08.2017 N 208)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Воскресенское" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А., по делу N А43-3263/2017 Арбитражного суда Нижегородской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Воскресенское" (ИНН: 5212007536, ОГРН: 1055204033060)
о признании недействительным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (ОГРН: 1115260001449, ИНН: 5260294552) и
об устранении допущенного нарушения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Воскресенское" (далее - Агропредприятие) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) от 21.11.2016 N 414-04-5767/16 об отказе в заключении договора аренды лесного участка от 10.11.2008 N 78 на новый срок и об устранении допущенного нарушения.
Требования основаны на статьях 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и Федеральном законе от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) и мотивированы несоответствием оспоренного решения действующему законодательству и нарушением прав и законных интересов заявителя на пролонгацию договора, заключенного на срок более 10 лет.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 13.06.2017 удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.09.2017 отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления, поскольку не установил обстоятельств, указанных в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и свидетельствующих о праве Общества претендовать на заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов.
Не согласившись с данным судебным актом, Агропредприятие обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Заявитель настаивает на необходимости исчисления сроков ранее заключенных договоров, в совокупности составивших 10 лет 27 дней, с момента первоначальной передачи лесного участка арендатору по акту, а также на применении к спорным правоотношениям статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон от 23.06.2016 N 218-ФЗ), вступившего в силу с 01.03.2017.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель заинтересованного лица указал на несостоятельность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав полномочных представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованного судебного акта в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, в целях приведения заключенного на торгах договора аренды от 13.10.2006 N 45 сроком действия 10 лет с момента государственной регистрации сделки, в соответствие с действующим законодательством Департамент (арендодатель) и Агропредприятие (арендатор) заключили договор аренды от 10.11.2008 N 78 лесного участка площадью 36 989 гектаров, расположенного в кварталах 1 - 33, 35 - 46, 48 - 55, 57 - 91 Шурговашского участкового лесничества и кварталах N 1 - 31, 34 - 37, 39 - 48, 50 - 52, 54, 55, 57 - 60, 63, 65 - 68, 70, 72 - 74, 76 - 97 Заветлужского участкового лесничества Воскресенского районного лесничества Нижегородской области (номер учетной записи в государственном лесном реестре 378-2008-09). Срок действия договора аренды согласован сторонами до 27.11.2016 (пункт 28 договора).
В период до истечения названной даты Агропредприятие обратилось в Департамент с заявлением от 09.11.2016 о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов.
В письме от 21.11.2016 N 414-04-5767/16 Департамент известил Агропредприятие об отказе в удовлетворении заявления по причине того, что срок первоначального договора аренды от 30.10.2006 N 45 не превысил 10 лет.
Агропредприятие посчитало, что данное решение не соответствует закону и нарушает его преимущественное право на заключение договоров аренды лесного участка на новый срок, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ предусмотрено, что действующие договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации до 01.01.2009.
В целях приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации Министерство природных ресурсов Российской Федерации приказом от 04.10.2007 N 258 утвердило особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В период действия названного приказа и после признания его утратившим силу (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2011 N 927) действующее законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, в том числе не предполагало изменения срока действия ранее заключенного договора.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату обращения Общества с заявлением от 09.11.2016) арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в случаях, если лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов либо если лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более 10 лет.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до 10 лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок в порядке, установленном в части 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Срок первоначального договора аренды от 30.10.2006 N 45, заключенного сторонами по результатам лесного конкурса, не превысил 10 лет, следовательно, в силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", заключение контрагентами нового договора аренды могло быть осуществлено только по результатам проведения торгов, ибо приоритетным является требование о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды и поддержать интересы государства на передачу в пользование лесных ресурсов по наиболее высокой цене.
Суды не установили обстоятельств, при которых истец вправе претендовать на заключение договора аренды лесного участка и которые указаны в частях 3 и 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводу подателя жалобы редакция статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, введенная Законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ и вступившая в силу с 01.03.2017, не распространялась на правоотношения, возникшие до вступления ее в силу.
Таким образом, в отсутствие поименованной в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявления, поданного на основании норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований Агропредприятия.
Аргументы заявителя признаны судом округа несостоятельными и отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Причин для отмены обжалованных судебных актов применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе, не найдено.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" расходы за рассмотрение кассационной жалобы составляют 1500 рублей и относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 29.09.2017 N 118 сумма 1500 рублей подлежит возврату Агропредприятию из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу N А43-3263/2017 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Воскресенское" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Воскресенское" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.09.2017 N 118.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды не установили обстоятельств, при которых истец вправе претендовать на заключение договора аренды лесного участка и которые указаны в частях 3 и 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводу подателя жалобы редакция статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, введенная Законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ и вступившая в силу с 01.03.2017, не распространялась на правоотношения, возникшие до вступления ее в силу.
...
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" расходы за рассмотрение кассационной жалобы составляют 1500 рублей и относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 29.09.2017 N 118 сумма 1500 рублей подлежит возврату Агропредприятию из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф01-5323/17 по делу N А43-3263/2017
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2018 Определение Верховного Суда России N 301-КГ18-2494
11.12.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5323/17
05.09.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5416/17
29.05.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-3263/17