г. Нижний Новгород |
|
20 декабря 2017 г. |
Дело N А29-1989/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.12.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.06.2017, принятое судьей Князевой А.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А., по делу N А29-1989/2017
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми" (ИНН: 1101486903, ОГРН: 1121101010843)
к Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по городу Сыктывкару и Сыктывдинскому району и Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: 1101056523, ОГРН: 1161101050439)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги
и установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по городу Сыктывкару и Сыктывдинскому району (далее - Инспекция) от 09.02.2017 об отказе в предоставлении государственной услуги по перерегистрации транспортного средства.
Суд определением от 15.05.2017 привлек к участию в деле в качестве соответчика Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 28.06.2017 удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.09.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили подпункт 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); возможность освобождения от обязанности по уплате государственной пошлины при обращении в регистрирующий орган с заявлением о совершении регистрационных действий поставлена в зависимость от статуса плательщика (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта, орган местного самоуправления).
По мнению Службы, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не отнесены к федеральным органам исполнительной власти; наличие самого по себе статуса государственного органа не является безусловным основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий. Подробно доводы Службы изложены в кассационной жалобе.
Служба заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учреждение и Инспекция отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждение является собственником транспортного средства - экскаватора колесного ЭО-2621ВЗ 1989 года выпуска, государственный регистрационный знак 1111 МТ 11 (свидетельство о регистрации машины от 19.06.2014 серии СА N 922243).
Учреждение в лице Отдела вневедомственной охраны по городу Сыктывкару 09.02.2017 обратилось в Инспекцию с заявлением о перерегистрации находящегося на его балансе экскаватора колесного ЭО-2621ВЗ 1989 года выпуска, государственной регистрационный знак 1111 МТ 11.
Инспекция приняла решение от 09.02.2017 об отказе в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия оплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий. Данное решение отражено на бланке заявления Учреждения.
Учреждение не согласилось с решением об отказе в совершении регистрационных действий и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента N 314), подпунктами "а" и "б" пункта 3, пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Указ Президента N 157), разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 21.09.2010 N 5658/10, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что в данном случае Учреждение следовало рассматривать как государственный орган, действующий в сфере властных, публичных полномочий, и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").
Таким образом, как верно указал апелляционный суд, для того, чтобы транспортное средство могло использоваться по своему назначению, оно должно быть зарегистрировано или - в случаях возникновения соответствующих обстоятельств - перерегистрировано.
Согласно пункту 2.5.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации), утвержденного приказом Службы от 30.05.2016 N 01-05/49 (далее - Административный регламент), результатом предоставления государственной услуги при внесении изменений в регистрационные данные является: замена свидетельства о регистрации машины; внесение в паспорт самоходной машины записей об изменении регистрационных данных, о выданном свидетельстве о регистрации машины, и дате регистрации (внесения изменений); внесение изменений в базу данных автоматизированного регионального учета; внесение записи в журнал регистрации заявлений на предоставление государственной услуги.
В силу пунктов 2.8 и 2.8.1 Административного регламента для получения государственной услуги заявитель предоставляет (направляет) в Службу, в территориальный орган гостехнадзора письменное заявление (запрос) о предоставлении государственной услуги с приложением к нему в числе прочего документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины.
Размер и порядок взимания государственной пошлины установлены главой 25.3 (пункты 36 - 40 части 1 статьи 333.33) Кодекса.
В подпункте 5 пункта 2.14 Административного регламента установлено, что непредставление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленном размере, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Однако на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, освобождаются от уплаты государственной пошлины, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.
Основным критерием освобождения органов государственной власти от уплаты государственной пошлины является их полное финансирование из бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Указа Президента N 314 федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента N 157 образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Подразделения вневедомственной охраны включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (пункты 3 и 4 Указа Президента N 157).
В пункте 1 Устава ФГКУ "УВО ВНГ России по Республике Коми", утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 N 211, указано, что Учреждение включено в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Указом Президента N 157. Учреждение является составной частью федерального органа исполнительной власти. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация.
Статус Учреждения как органа государственной власти в области охраны имущества и объектов физических и юридических лиц обусловлен наделением Учреждения властными полномочиями (при определенных обстоятельствах и с соблюдением определенных правил), в частности, правом задержания граждан, правом проникновения на охраняемые объекты, правом ограничения доступа в помещения и объекты, правом на применение оружия и иных специальных средств, правом составления протоколов об административном правонарушении; правом проведения досмотра помещений, личного досмотра граждан; правом на изъятие предметов запрещенных к гражданскому обороту и т.п.
Исследовав и оценив обстоятельства, имеющие значение для дела, и представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что Учреждение не может быть исключено из сферы действия подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса при решении вопроса об освобождении Учреждения от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции об отказе в предоставлении государственной услуги по перерегистрации транспортного средства было принято при отсутствии достаточных правовых оснований, нарушило права и законные интересы заявителя, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.06.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по делу N А29-1989/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").
...
Размер и порядок взимания государственной пошлины установлены главой 25.3 (пункты 36 - 40 части 1 статьи 333.33) Кодекса.
В подпункте 5 пункта 2.14 Административного регламента установлено, что непредставление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленном размере, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Однако на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, освобождаются от уплаты государственной пошлины, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 декабря 2017 г. N Ф01-5921/17 по делу N А29-1989/2017