Срок годности как один из показателей
качества товаров
Срок годности - это срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Он определяется законом или в установленном им порядке (п.1 ст.472 ГК РФ). Однако ГК РФ указывает на возможность устанавливать срок годности отдельных товаров, не уточняя, в отношении каких товаров применяется это правило, кем и в каком порядке определяется продолжительность срока годности. Некоторую ясность в понимание этого вопроса вносит Закон о защите прав потребителей*(1): изготовитель обязан устанавливать срок годности продуктов питания, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов, товаров бытовой химии и иных подобных товаров (п.4 ст.5). Во исполнение Закона о защите прав потребителей постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720 утвержден перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.*(2) В отношении некоторых товаров, не предусмотренных в постановлении Правительства, осуществляется специальное правовое регулирование. Так, согласно подп.6 п.2 ст.16 Закона о лекарственных средствах*(3), обязательно устанавливается срок годности лекарственных средств. Указанные нормативные акты требуют определять срок годности как продовольственных, так и отдельных видов непродовольственных товаров. Что касается обязанного лица, то в соответствии с Законом о защите прав потребителей срок годности обязан устанавливать изготовитель. Аналогичная позиция выражена в ст.16 Закона о качестве пищевых продуктов*(4).
Помимо этого в Законе о качестве пищевых продуктов сказано о продолжительности срока годности (ст.16), однако данные указания применяются только в тех случаях, когда речь идет о разработке новых пищевых продуктов*(5), материалов и изделий*(6), новых технологических процессах их изготовления, упаковки. В соответствии с п.2 ст.30 Закона о качестве пищевых продуктов правила, установленные для определения срока годности, распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта и табачные изделия. Сроки годности всех видов названных товаров должны быть включены в проекты технических документов, которые, как и опытные образцы новых пищевых продуктов, материалов и изделий, подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе. Проекты технических документов и опытные образцы изготовленных из продовольственного сырья животного происхождения новых пищевых продуктов, кроме того, подвергаются ветеринарно-санитарной экспертизе. Заключения компетентных органов удостоверяют соответствие таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям санитарных и (или) ветеринарных правил и норм, а также безопасность для здоровья человека. Проекты технических документов могут быть утверждены изготовителем только при получении заключений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и (или) государственной ветеринарной службы РФ.
Таким образом, на новые пищевые продукты, парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта и табачные изделия, а также материалы и изделия, контактирующие с указанными товарами, срок годности устанавливает изготовитель на основании заключения уполномоченных на то государственных органов. Это справедливо и для случаев применения новых технологических процессов в производстве и упаковке ранее выпускавшихся указанных товаров.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на пищевые продукты выдается в соответствии с Методическими указаниями МУ 4.2.727-99 "Гигиеническая оценка сроков годности пищевых продуктов", утвержденными главным государственным санитарным врачом РФ 21 марта 1999 г. (далее - Методические указания). Данный документ применяется в двух случаях: при определении срока годности новых и при увеличении срока годности ранее выпускавшихся пищевых продуктов. Последнее стало возможным вследствие разработки более совершенных технологий производства и упаковки пищевых продуктов, позволяющих обеспечивать надлежащее качество в течение более длительных сроков и при ином температурном режиме. Во втором случае вносятся изменения и дополнения в действующие документы. При подготовке заключений на товары с длительным сроком годности, согласно п.3.8 Методических указаний, особые требования предъявляются к предприятиям, производящим такую продукцию. В частности, производство продукции с длительными сроками годности должно осуществляться только на предприятиях (в цехах): 1) располагающих полным комплектом оборудования, обеспечивающего выпуск продукции стабильного качества, отвечающего требованиям нормативной и технической документации, по усовершенствованным технологиям, в соответствии с утвержденной в установленном порядке технологической инструкцией; 2) обеспечивающих необходимый лабораторный контроль качества продукции, в том числе по ходу технологического процесса; 3) имеющих стабильное снабжение сырьем и материалами, соответствующими ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям; 4) располагающих достаточным парком изотермического транспорта для перевозок продукции и достаточной емкостью морозильных и холодильных камер для хранения (в случае выпуска продукции, требующей особых температурных режимов хранения).
Учитывая изложенное, следует признать не соответствующим действующему законодательству правило, установленное в п.2.12 ГОСТа Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования". Согласно упомянутой норме, сроки годности, условия и сроки хранения пищевых продуктов, подлежащих длительному хранению, в том числе специальному, определяют в договоре о поставке. Очевидно, что указанные условия, независимо от продолжительности срока годности, вообще не могут являться предметом согласования. Стороны вправе лишь включить в договор условие о том, что при нарушении покупателем условий хранения товара, на который установлен срок годности, продавец не примет претензии к качеству.
Гигиеническое обоснование продолжительности вновь устанавливаемых сроков годности новых видов продуктов, равно как и при изменении сроков годности пищевых продуктов, вырабатываемых по действующей нормативной и технической документации, проводится на основе обязательных комплексных исследований. Их результаты должны свидетельствовать о сохранении качества и о безопасности пищевых продуктов, включая органолептические свойства и пищевую ценность, в течение всего предполагаемого срока годности.
В Законе о качестве пищевых продуктов закреплена процедура определения продолжительности срока годности отдельных видов товаров, что является большим шагом на пути повышения качества товаров. Однако имеются и некоторые упущения. Так, не вполне соответствует действительности правило о том, что срок годности утверждает изготовитель: в некоторых случаях необходимые документы на новые пищевые продукты, материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами, новые технологии производства могут быть разработаны субъектами, не занимающимися непосредственно производственной деятельностью, например, институтом питания РАН. Представляется целесообразным включить в Закон о качестве пищевых продуктов дополнение о том, что предложение о продолжительности срока годности вносит разработчик документации. Таковыми могут являться как изготовитель, так и третье лицо.
Необходимость изменить в законе определение субъекта, обязанного устанавливать срок годности товара, объясняется и следующим соображением. Часто товар какого-то типа выпускают несколько субъектов (например, сливочное масло, шоколадные конфеты, лекарственные средства). Буквальное толкование норм Законов о защите прав потребителей и о качестве пищевых продуктов приводит к заключению о том, что каждый производитель вправе устанавливать срок годности на свою продукцию самостоятельно. Значит, один и тот же товар может иметь различные сроки годности в зависимости от того, кем он изготовлен.
Такой подход к формулировке правила об установлении лица, обязанного определять продолжительность срока годности, можно расценить как явную недоработку законодателя. Думается, что изготовитель обязан доводить до покупателя информацию о сроке годности товара, в отношении которого этот показатель качества предусмотрен действующим законодательством, путем маркировки каждой единицы товара или иным способом. В тех случаях, когда товар расфасовывается оптовым покупателем либо продается розничным торговцем путем отвеса необходимого количества товара потребителю, указанные продавцы на основании информации, полученной от продавца-изготовителя, должны доводить до последующих покупателей сведения о сроке годности товара. Учитывая изложенное, в договоре поставки при приобретении товара, расфасованного не изготовителем, а третьим лицом, следует предусматривать способы контроля покупателя за правильностью проставления посредником срока годности товара (например, указать документы, по которым покупатель может удостовериться в правильности проставления срока годности, и уточнить их содержание). В соответствии со ст.473 ГК РФ срок годности исчисляют с даты изготовления товара. Исходя из этого, следует признать ошибочным положение п.2.13 ГОСТа Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" о том, что срок годности нарезанных и расфасованных пищевых продуктов устанавливает упаковщик. Такое правило применимо только в тех случаях, когда упаковщик является одновременно и изготовителем товара. Во всех других ситуациях упаковщик должен проставлять срок годности на основании информации, полученной от изготовителя.
Согласно ст.1 Закона о качестве пищевых продуктов, продолжительность срока годности включается в техническую документацию изготовителя, под которой понимаются документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозка и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.). Наряду с техническими действуют и нормативные документы. В соответствии с положением той же статьи нормативные документы - это государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, к контролю за их качеством и безопасностью, к условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий. При определении нормативного документа в Законе о качестве пищевых продуктов употребляется только термин "государственные стандарты", несмотря на то что в соответствии с п.1 ст.6 Закона о стандартизации*(7) к нормативным документам по стандартизации относятся: государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий (СТП); стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Таким образом, законодатель значительно сузил круг нормативных документов по стандартизации, что является серьезной недоработкой.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Федерального закона "О техническом регулировании" с 1 июля 2003 г. утрачивает силу Закон о стандартизации. Законом "О техническом регулировании" в качестве документа, устанавливающего обязательные требования, вводятся технические регламенты, принимаемые по общему правилу федеральным законом, а при наличии обстоятельств, названных в законе "О техническом регулировании", - указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Стандарты будут приниматься исключительно на договорной основе. Закон "О техническом регулировании" к стандартам относит национальные стандарты (вероятно, речь идет о государственных стандартах по действующему законодательству) и стандарты организации. Представляется, что при наличии технического регламента на товар, который в соответствии с действующим законодательством должен иметь срок годности, указание на продолжительность срока годности должно содержаться именно в этом документе, и только при отсутствии технического регламента - в технической документации изготовителя. На сегодняшний день требование об указании срока годности в стандарте имеется в отношении лишь некоторых товаров. Так, в государственном стандарте на лекарственные средства обязательно должен указываться их срок годности (Приложение 2. ОСТ 91500.05.001-00 "Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения"*(8)). О включении срока годности в проекты стандартов говорится и в Методических указаниях.
Закон о качестве пищевых продуктов и Методические указания применяются лишь к новым товарам и технологиям их производства, упаковки, в обороте же участвует немало товаров, не относящихся к этой группе. При определении срока годности на такие продовольственные товары применяются СанПиН 42-123-4117-86 "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов", утвержденные главным государственным санитарным врачом СССР 20 июня 1986 г. В названном документе содержится более 180 наименований товаров, которые не подлежат хранению без холода, максимальный срок их хранения при температуре не выше + 6°С составляет от 6 до 72 часов, в зависимости от вида продукта. При этом применительно к каждому виду продукции указываются продолжительность и температурный режим хранения. Так, при температуре от + 2 до + 6°С срок хранения колбасы вареной высшего сорта составляет 72 часа, третьего сорта - 24 часа, тортов и пирожных без отделки кремом, с белково-взбивным кремом - 72 часа. Срок хранения творожных полуфабрикатов при температуре не выше -5°С - 24 часа.
Что касается непродовольственных товаров, не подпадающих под действие Закона о качестве пищевых продуктов (культтовары, товары бытовой химии), то автору не удалось найти нормативные акты, позволяющие уяснить правила установления их срока годности.
Учитывая разрозненность нормативных актов и различный правовой подход к регулированию одного вопроса, представляется целесообразным внести дополнения в постановление Правительства РФ от 17 июня 1997 г. N 720, устанавливающие общие положения о сроке годности в отношении всех товаров, для которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрено наличие срока годности, - и продовольственных, и непродовольственных. При этом назвать, во-первых, субъектов, имеющих право на определение продолжительности срока годности (разработчиков документации), во-вторых, органы, уполномоченные давать заключение на предложение разработчика о продолжительности срока годности при запуске товара в производство либо о продлении этого срока в отношении уже выпускаемых товаров, в-третьих, документ, в котором сказано о продолжительности срока годности конкретного товара (технический регламент).
Рассмотрим вопрос о том, как обозначается срок годности каждого товара. Согласно ст.473 ГК РФ, срок годности равен периоду времени, исчисляемому со дня изготовления товара, в течение которого последний пригоден к использованию, либо определяется датой, до наступления которой товар сохраняет свои качества. Способы доведения до покупателя информации о сроке годности конкретного товара содержатся в соответствующих ГОСТах. Так, ГОСТом Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (п.2.13) устанавливается, что срок годности может быть указан следующим образом: "Годен в течение ... (часов, дней, месяцев или лет)", "Годен до ... (дата)", "Использовать до ... (дата)". Дата окончания срока годности выглядит так: час, день и месяц - для скоропортящихся продуктов; день и месяц - если срок годности не превышает трех месяцев; месяц и год - если срок годности более трех месяцев.
При маркировке товара первым способом необходимо фиксировать дату изготовления. Для этого имеется несколько способов: размещение двузначных чисел, обозначающих число, месяц и год (например, 22.06.97); нанесение отметок против чисел на кромках этикетки; добавление ссылки, помогающей найти на упаковке эту дату. В соответствии с п.4.20 ГОСТа Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования"*(9) используют одну из следующих типовых формулировок: "Годен в течение ... (дней - месяцев - лет)", "Годен до ... (день - месяц - год)", "Использовать до ... (день - месяц - год)". Несмотря на столь широкое название этого ГОСТа, сфера применения его ограничена. Требования, установленные этим стандартом, не распространяются на парфюмерно-косметические изделия, лекарства и лекарственные препараты и другую продукцию, перечисленную в его п.1. В отношении одного из названных товаров действует ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования"*(10). Согласно п.4.5.7 этого документа, срок годности указывается так: "Годен (использовать) до ... (месяц, год)" или "Срок годности ... (месяцев, лет)" (в последнем случае обязательно проставляется "Дата изготовления ... (месяц, год)").
Наряду с информированием потребителя о сроке годности ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" вводит понятия "срок реализации" и "срок хранения". Согласно п.2.13 данного ГОСТа, срок реализации - это дата, до которой пищевой продукт не теряет своих потребительских характеристик и может предлагаться потребителю для использования по назначению. Срок реализации пищевых продуктов устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях. Исчисляют срок реализации с даты изготовления, на упаковке или потребительской таре продукта питания указывают следующее: "Реализовать до ... (дата)" или "Реализовать в течение ... (часов, дней, месяцев или лет)" (в последнем случае должна быть указана дата изготовления). Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативной или технической документации и / или договоре купли-продажи. По истечении срока хранения пищевой продукт пригоден для потребления. Однако его потребительские характеристики могут быть снижены (п.2.11). Срок хранения исчисляют с даты изготовления продукта и обозначают на упаковке или потребительской таре следующим образом: "Срок хранения до ... (дата)", "Срок хранения в течение ... (дней, месяцев или лет)" (п.2.13).
Приведенные определения позволяют сделать вывод о том, что срок хранения действует для пищевых продуктов, на которые не требуется устанавливать срок годности. В то же время в примечании 1 к п.4.20 указанного ГОСТа предусмотрено, что с учетом специфики конкретных товаров в информации о них для потребителя указывают срок хранения и срок годности или только срок годности товара. Что касается срока реализации, то, на наш взгляд, никакой разницы между ним и сроком годности нет. Учитывая это, думается, следует исключить понятие "срок реализации" из текста стандарта, а при маркировке товара использовать только термин "срок годности".
Наличие указанных понятий в стандарте приводит к различному обозначению срока годности на товаре. Например, на упаковке булки "Люкс" (ЗАО "Щелковохлеб") указан срок реализации (48 часов), а на коробке с тортом "Гусиные лапки" (ООО "Золотой Октябрь") - срок хранения (120 часов).
Неизменность всех качественных характеристик товара во многом зависит не только от верного установления срока, в течение которого товар считается пригодным к использованию по назначению, но и от условий хранения. Только совокупность этих двух показателей является гарантией соответствия товара установленным требованиям. Именно поэтому в Методических указаниях предусмотрено правило, согласно которому, внося предложение о сроке годности, заявитель обязан обосновать не только его длительность, но и условия хранения (п.3.2). ГОСТы на отдельные пищевые продукты требуют указывать условия хранения. Это существенно для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности и (или) требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенной влажности окружающего воздуха, светового режима и др.). Например, шоколад "Осенний вальс" (ОАО "Рот Фронт") следует хранить в сухом прохладном месте при температуре 18°С (+3°С) при относительной влажности не более 75%. Если качество продуктов изменяется вследствие вскрытия герметичной упаковки, рекомендуется дополнительно указывать условия хранения после вскрытия такой упаковки (п.2.13 ГОСТа Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя"). Так, на упаковке молока "33 коровы" (ОАО "Очаковский молочный завод") содержится следующая информация: продукт должен храниться при температуре от 0 до 10°С не более 6 месяцев, от 10 до 20°С не более 4 месяцев, от 20 до 30°С не более 2 месяцев со дня выработки. Открытый пакет молока рекомендуется хранить в холодильнике и употребить в течение 2-3 дней. Несмотря на столь подробную информацию, производитель не уточнил, какая подразумевается температура в последнем случае. На наш взгляд, речь идет о температуре выше 0°С, и при ее повышении сокращается срок годности товара.
Соблюдение условий хранения в течение срока годности необходимо не только для отдельных видов пищевых продуктов, но и в отношении непродовольственных товаров. Согласно п.3 ГОСТа Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования", при установленном сроке годности товара необходимо не только доводить до покупателя эту информацию, но и указывать условия хранения. В соответствии с п. 4.5.6. ГОСТа Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования"
условия хранения указывают для парфюмерно-косметических изделий, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенной влажности воздуха и др.).
В силу п.2 ст.472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Диспозитивный характер этой нормы не соответствует нормам других законов.
В Законе о защите прав потребителей сформулировано иное правило: продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п.5 ст.5). В соответствии с абз. 4 ч.1 ст.13 Закона о сертификации*(11) изготовитель (продавец) обязан приостанавливать или прекращать реализацию продукции по истечении срока ее годности. Согласно п.2 ст.3 Закона о качестве пищевых продуктов, не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли. Подобные товары признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, а утилизируются или уничтожаются. В соответствии с п.1, 2 ст.31 Закона о лекарственных средствах запрещается продажа лекарственных средств с истекшим сроком годности. Такие лекарственные средства подлежат уничтожению.
Если в ходе проверок, проводимых уполномоченными на то органами (Госстандартом РФ, федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами), федеральным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров), выявляются подлежащие реализации товары с истекшими сроками годности, а также товары, на которые должны быть установлены сроки годности, но они не установлены, изготовителям (продавцам) направляются предписания о прекращении продажи товаров (ст.40, п.1 ст.42 Закона о защите прав потребителей).*(12) Право на прекращение продажи указанных товаров предоставлено и органам местного самоуправления (ст.44 Закона о защите прав потребителей).
Учитывая изложенное, а также причины, по которым устанавливается срок годности (по окончании этого срока товар считается непригодным для использования по назначению), представляется, что правило, установленное в ГК РФ (о возможности передачи товара по истечении срока годности, если иное не предусмотрено в договоре), следует считать ошибочным. Сторонам целесообразно руководствоваться нормативными актами, устанавливающими запрет на реализацию товаров по истечении срока годности.
При заключении договора покупателю следует уточнить, должен ли быть установлен срок годности на приобретаемый им товар. Если действующее законодательство этого требует, но в установленном порядке срок годности товара не установлен либо изготовитель не довел эту информацию до сведения покупателя через соответствующие документы или маркировку на товаре, следует отказаться от приобретения. В тех случаях, когда товар не расфасован, покупателю следует запросить документы, подтверждающие продолжительность срока годности и условия хранения. В договоре "желательно предусматривать условие об остаточном сроке годности на момент поступления товара к оптовому покупателю. Целесообразно также предусмотреть в договоре последствия несоблюдения этого условия в виде права покупателя отказаться от принятия и оплаты товаров, реализация которых из-за небольшого остаточного срока годности становится невозможной, и обязанности продавца по их вывозу".*(13)
При приобретении товара, на который установлен срок годности, покупателю следует иметь в виду правило об определении срока для предъявления претензии по качеству. В соответствии с п.4 ст.477 ГК РФ в отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. На наш взгляд, указанную норму правильнее было бы сформулировать несколько иначе: в отношении товара, на который изготовитель указал срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. Объясняется данное предложение тем, что возможны ситуации, когда в соответствующих документах срок годности товара установлен, однако производитель не довел эту информацию надлежащим способом до покупателя. В этом случае последний может ошибочно воспользоваться правилом, установленным в п.2 ст.477 ГК РФ, согласно которому, если не установлен срок годности товара, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Аналогичное правило установлено в п.1 ст.19 Закона о защите прав потребителей.
Из приведенной нормы не вполне понятно, в отношении каких товаров применяется этот порядок. Если речь идет о товаре, на который должен быть, но не установлен срок годности, то, как мы выяснили ранее, такой товар вообще не подлежит реализации. Представляется, что данная норма относится к тем товарам, в отношении которых действующим законодательством не предусмотрено установление срока годности. Об этом свидетельствует и правило, в силу которого срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения. Что же касается срока годности, то начало течения срока для предъявления требований о ненадлежащем качестве определяется с даты изготовления товара, а перевозка лишь сокращает продолжительность срока годности. К сожалению, такой вывод явно не следует из текста п.2 ст.477 ГК РФ. В специальной литературе встречается иное толкование рассматриваемой нормы. Так, по мнению Я.Е. Парция, "в случае предъявления иных требований в соответствии с п.1 ст.19 того же Закона (о защите прав потребителей. - Г.Л.), если срок годности не установлен, то время на обнаружение недостатков товара и предъявление соответствующих требований увеличивается до двух лет со дня передачи его потребителю".*(14) На наш взгляд, предъявление требований по поводу качества товаров, на которые установлен срок годности, допустимо только в течение этого срока согласно правилу, установленному в п.4 ст.477 ГК РФ. Учитывая изложенное, во избежание неправильного понимания и, как следствие, ошибочного применения закона представляется целесообразным внести изменения в ГК РФ, уточнив п.2 ст.477 следующим положением: если в соответствии с правовыми актами срок годности товара не должен быть установлен, то требования, связанные с недостатками товара... (далее по тексту ГК РФ). Можно также вообще исключить из текста данной нормы термин "срок годности".
Г.Б. Леонова,
кандидат юрид. наук, доцент
"Законодательство", N 5, май 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г.).
*(2) См.: СЗ РФ. 1997. N 25. Cт.2942; 1999. N 42. Cт.5037; 2001. N 20. Cт.2023.
*(3) Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // Там же. 1998. N 26. Cт.3006; 2000. N 2. Cт.126; 2002. N 1 (ч.1). Cт. 2.
*(4) Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.) // Там же. 2000. N 2. Cт.150; 2002. N 1 (ч.1). Cт.2.
*(5) Пищевые продукты - это продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки (ст.1 Закона о качестве пищевых продуктов).
*(6) Речь идет о материалах и изделиях, контактирующих с пищевыми продуктами. Они применяются для изготовления, упаковки, хранения, перевозок, реализации и использования пищевых продуктов, в том числе технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности (ст.1 Закона о качестве пищевых продуктов).
*(7) Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I "О стандартизации" (с изм. и доп. от 27 декабря 1995 г., 30 декабря 2001 г., 10, 25 июля 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Cт.917; СЗ РФ. 1996. N 1. Cт.4.
*(8) Российская газета. 2001. 28 ноября.
*(9) ИПК. М., 1998.
*(10) Новая аптека. 2002. N 1.
*(11) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст.966; СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.41; 1998. N 10. Ст.1143; N 31. Ст.3832.
*(12) См.: Приказ МАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей" (с изм. и доп.). П.2.1-2.3 // Российские вести. 1996. 30 мая; БНА. 1999. N 18-19; 2002. N 37.
*(13) Коммерческое право России: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.И. Пугинского. М., 1999. С. 60.
*(14) Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Срок годности как один из показателей качества товаров
Автор
Г.Б. Леонова - кандидат юрид. наук, доцент
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2003, N 5