А.Н. Мельниченко: "От поправок в главе 26.2 НК РФ никуда не уйти"
В последнее время участились разговоры о том, что главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ ждут большие изменения. Так ли это на самом деле? С этим вопросом мы обратились к человеку, от которого в немалой степени зависит будущее "упрощенки", - начальнику Управления налогообложения малого бизнеса МНС России Анатолию Николаевичу Мельниченко.
Анатолий Николаевич, прежде всего хотелось бы узнать: глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса с ее налоговыми ставками, порядком уплаты единого налога - это надолго? Российский предприниматель, как известно, недоверчив. И когда речь идет о каких-либо послаблениях со стороны государства, у многих возникает вопрос: а нет ли здесь какого-то подвоха?
Безусловно, этот специальный налоговый режим надолго. Ведь он не новый. Раньше был Федеральный закон N 222-ФЗ*(1), теперь - глава Налогового кодекса. Другой вопрос, будут ли в нее вноситься изменения. Будут. От этого никуда не уйти: во все главы Кодекса ежегодно вносят поправки. А как по-другому? Налогоплательщики работают, у них возникают вопросы, мы стараемся их решать. Надеюсь, что когда-нибудь все вопросы решатся и глава 26.2 будет "отшлифована", что называется, до последней запятой.
Проявляют ли интерес к упрощенной системе с точки зрения ее эффективности для экономики страны Правительство РФ, Президент?
Сейчас в России идет налоговая реформа, но, к сожалению, проблемам налогообложения малого бизнеса в ней уделено недостаточно внимания. Всех больше волнует вопрос налоговой нагрузки в добывающих отраслях, на перерабатывающих предприятиях. Летом прошлого года, когда принималась глава 26.2, Совет Федерации даже собирался ее отклонить. Но учитывая, что надо хоть что-то делать в направлении поддержки малого бизнеса, ее все-таки приняли.
Президент, подписывая соответствующий закон, дал поручение Правительству, чтобы по итогам 1-го полугодия 2003 года оно представило доклад об эффективности применения упрощенной системы. В том числе и в отношении уровня ставок единого налога, условий перехода на ее применение. Президент ждет доклада до 1 сентября 2003 года.
В этой связи возникает следующий вопрос. Недавно в одной из новостных телевизионных программ министр финансов заявил, что уменьшение налогового бремени на малый бизнес - мера временная. Можете ли вы прокомментировать, что он имел в виду?
Скорее всего, то, что должны соблюдаться основные принципы налогообложения. В частности, основной из них - принцип равномерного распределения налогового бремени. "Упрощенка" - это объективно льготная система налогообложения, если взять совокупную налоговую нагрузку. Естественно, предприниматели стремятся воспользоваться этой системой. Однако если упрощенная система будет сильно отличаться от общего режима, это приведет к негативным последствиям. Уже сейчас к нам обращается средний бизнес, который страдает от потери своих позиций на рынке. Это вызвано ростом конкурентоспособности малого бизнеса за счет перехода на "упрощенку".
Получается, что, укрепляя малый бизнес, мы разрушаем средний, тогда как нужно создать стимул, чтобы малый бизнес рос и стремился стать средним. Вот, например, в Казахстане это предусмотрено. Там упрощается учет и стимулируется выплата "белой" заработной платы. Если предприятие растет, то уже с чисто экономической точки зрения ему выгодно перейти на более высокую ступень развития: у него уменьшается налоговая нагрузка.
В идеале поддержка малого бизнеса со стороны государства должна заключаться не только и не столько в льготном налогообложении, сколько в упрощении ведения учета, представления отчетности, в возможности сокращения расходов на содержание бухгалтерских служб. Ведь зачастую для малого бизнеса не так важен сам размер налога, сколь простота его исчисления и уплаты.
Что же получится сейчас, покажут результаты. Мы проанализируем информацию за I квартал, посмотрим, что дала упрощенная система и какие потери с ней сопряжены. Потом будем готовить предложения по совершенствованию главы 26.2.
Могут ли быть повышены налоговые ставки?
Вряд ли этот вопрос будет рассматриваться.
А о каких еще изменениях может идти речь?
Коренных изменений по упрощенной системе пока не предполагается. Гораздо больше предложений по "вмененке": там больше вопросов, которые требуют решения. Что касается упрощенной системы, можно выделить следующие планируемые поправки. Это порядок уменьшения единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности. Сейчас сумму единого налога можно уменьшить до нуля. Это, конечно, ненормальная ситуация.
Что предлагается по этому вопросу?
Разрешить уменьшать сумму единого налога не более чем на 50 процентов по всем основаниям.
Также мы хотим вернуться к прежнему порядку определения налогов и сборов, подлежащих уплате при применении упрощенной системы. Помните, в Законе N 222-ФЗ был перечень налогов и сборов, которые продолжают уплачиваться при переходе на "упрощенку". А теперь наоборот: в главе 26.2 Кодекса перечень налогов, которые не уплачиваются. Знаете, что получилось на местах? Интересная ситуация, например, сложилась по налогу с продаж: в некоторых регионах его стали отменять.
Дело в том, что этот налог при упрощенной системе не уплачивается. Но при этом налогоплательщики должны платить местные налоги и сборы, основная масса которых не взимается в связи с введением налога с продаж. Вот регионы и решили отменить налог с продаж, чтобы получить возможность взимать с "упрощенцев" если не налог с продаж, то хотя бы местные налоги и сборы. Как говорится, не мытьем так катаньем.
Поэтому мы планируем отойти от прямого перечня неуплачиваемых налогов, а вместо этого, как раньше, прописать, что "не взимаются налоги и сборы, предусмотренные законодательством, за исключением:"
Анатолий Николаевич, сейчас много обсуждают тот факт, что в пункте 2 статьи 346.16 Кодекса отсутствует ссылка на подпункт 23 пункта 1 этой же статьи. Речь идет о порядке признания расходов по приобретенным товарам. Из действующей редакции можно сделать вывод, что они принимаются к учету не в том же порядке, который предусмотрен при исчислении налога на прибыль, а как-то иначе. Причем как - непонятно.
Это техническая ошибка. Расходы по оплате стоимости товаров принимаются при исчислении налоговой базы по единому налогу в том же порядке, что и при расчете налога на прибыль. Он предусмотрен в статье 268 Кодекса.
Эту ошибку поправят?
Да, в ходе осенней сессии Госдумы.
Раз уж речь зашла о товарах, позвольте спросить: в какой момент их покупная стоимость включается в расходы?
Эти расходы признаются так, как установлено в пункте 1 статьи 268 Кодекса. Стоимость товаров включается в расходы после их оплаты поставщику и реализации покупателю. Причем под датой реализации мы понимаем не просто передачу права собственности на товар покупателю, а дату получения дохода по кассовому методу. Расходы по товарам, приобретенным впрок и не реализованным в отчетном или налоговом периоде, учитываются при получении дохода от реализации этих товаров в последующих периодах.
Кстати, НДС по оплаченным товарам признается в расходах аналогично: в той части, которая относится к реализованным и оплаченным покупателями товарам.
Поступают ли в качестве законодательной инициативы интересные предложения по изменению упрощенной системы, заслуживающие внимания?
Конечно. Есть предложения поднять планку максимального дохода при упрощенной системе. Например, до 40 миллионов рублей. С таким предложением вышло Правительство Москвы. Это хорошее предложение, но оно автоматически расширяет круг потенциальных пользователей "упрощенки". Прежде чем принимать решение по этому вопросу, нужно оценить все последствия. Поступают предложения и в отношении НДС. Предлагают разрешить налогоплательщикам, которые используют упрощенную систему, добровольно выбирать: платить НДС или нет. Вопрос серьезный, так как сегодня "упрощенка" не очень привлекательна для производителей. Ведь после того как они переходят на упрощенную систему, от работы с ними начинают отказываться их покупатели - плательщики НДС, так как не могут предъявить к вычету "входной" налог по приобретенным у производителя товарам.
Примеры модели упрощенной системы с добровольной уплатой НДС есть. Беларусь в свою "упрощенку" внесла норму, что если налогоплательщик желает оставаться плательщиком НДС, он уплачивает его по сниженной ставке и работает спокойно. Аналогичный порядок действует и в Украине. За рубежом тоже есть подобные примеры, например в Испании, но там несколько другой подход.
Еще раз повторюсь - этот вопрос очень серьезный и требует проработки. Ведь если просто установить, что НДС исчисляется и уплачивается в соответствии с 21-й главой Кодекса, это потребует ведения бухгалтерского и налогового учета. В чем же тогда будет упрощение?
Сейчас предлагаются разные варианты, как увязать такой сложный налог, как НДС, с упрощенной системой. Но нужны квалифицированные разработчики, время и деньги. Это титанический труд. Например, когда в Испании поняли, что спасти бюджет можно, лишь наведя порядок в малом бизнесе, на разработку системы его налогообложения ушло пять лет. Для этого испанцы привлекли большие кредиты, прорабатывали все вопросы самым серьезным образом. Нам это пока не грозит. Хотя я считаю, что со временем проблема с НДС будет обостряться.
А как быть с двояким толкованием норм? Например, при упрощенной системе можно исчисленную сумму единого налога уменьшать на сумму "уплачиваемых" взносов в Пенсионный фонд. Но понятие "уплачиваемые" и "уплаченные" в богатом русском языке имеют разное значение. Это приводит к разночтениям.
Во-первых, единый налог уменьшается на сумму страховых платежей за тот же отчетный период. Мы их не принимаем, если они уплачены за другой период. Во-вторых, это сумма взносов, которая не только исчислена за указанный период, но и фактически уплачена за этот период.
В новой редакции Методических рекомендаций по применению упрощенной системы*(2) исключен пункт 17. В нем говорилось, что расходы на приобретение и реализацию товаров не признаются в целях налогообложения. С чем связано его исключение? Это означает, что расходы на доставку, хранение, складирование, пересортировку, загрузку и погрузку товаров и так далее учитываются при исчислении единого налога?
Нет, у налогоплательщиков, осуществляющих торговую деятельность, такие расходы не признаются в целях налогообложения. Они учитываются, только если входят в покупную стоимость товаров.
То есть исключение пункта 17 не означает, что разрешаете торговле включать в расходы все, что я перечислила?
Нет.
И последний вопрос - по книге учета доходов и расходов. С какого момента вступают в силу изменения и дополнения, внесенные в нее, и как быть налогоплательщикам*(3)?
По этому вопросу мы направили в Управления МНС России по субъектам РФ письмо*(4). В нем сказано, что изменения и дополнения следует применять с 1 января 2003 года. Одновременно мы обязали нижестоящие налоговые органы, чтобы они провели определенную работу и обеспечили применение обновленной формы с начала года.
А что делать налогоплательщику: заводить новую книгу или дописывать старую?
Есть разные варианты. Например, можно добавить графы в книгу, которая уже зарегистрирована в налоговой инспекции и ведется с начала года. Особенно это приемлемо для налогоплательщиков, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы.
С какой даты добавлять графы?
С 1 января. Налогоплательщики должны подкорректировать книгу или заменить ее. У кого простые операции - можно подкорректировать. А тем, у кого деятельность посложнее или колонки не получается добавить, придется книгу переписывать. В противном случае мы не увидим, какие операции осуществляет налогоплательщик. Тем более "упрощенцы" бухучет учет не ведут и бухгалтерскую отчетность не представляют.
"Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". - Примеч. ред.
*(2) Методические рекомендации по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, утверждены приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/706. - Примеч. ред.
*(3) Изменения в книгу учета доходов и расходов внесены приказом МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-22/135. - Примеч. ред.
*(4) Письмо МНС России от 06.05.2003 N СА-6-22/521. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99