Бланки строгой отчетности по бытовым услугам
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны при расчетах с населением применять контрольно-кассовую технику: ККМ, кассовые программно-технические комплексы и др. Об этом гласит Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт", пришедший на смену Закону РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Однако некоторые категории организаций и предпринимателей по-прежнему освобождены от этой обязанности. Они перечислены в пунктах 2 и 3 статьи 2 нового закона.
В частности, вправе не использовать ККМ организации и предприниматели, оказывающие услуги населению. Условием освобождения от применения контрольно-кассовой техники является выдача документов строгой отчетности, приравниваемых к кассовым чекам.
Порядок утверждения форм этих бланков должно утвердить Правительство РФ. Пока же можно продолжать применять бланки, утвержденные ранее Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ. Так, организации и предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению, должны применять бланки строгой отчетности форм БО-1 - БО-13, утвержденные письмами Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-33 и от 11.07.97 N 16-00-27-15.
Общие правила применения бланков строгой отчетности
Бланки строгой отчетности можно изготавливать только в типографии. На них обязательно должны быть нанесены выходные данные: краткое название типографии, место ее размещения, номер заказа и год его выполнения, тираж. Об этом сказано в письме МНС России от 15.04.2002 N АС-6-06/476. Использовать бланки, напечатанные на принтере или пишущей машинке, нельзя.
Бланки строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты (письмо Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70):
- гриф утверждения;
- наименование формы документа;
- шестизначный номер;
- серию;
- код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
- дату осуществления расчета;
- наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
- ИНН организации или индивидуального предпринимателя;
- вид выполняемых работ (оказываемых услуг);
- единицы измерения выполняемых работ (оказываемых услуг);
- наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с личной подписью.
При необходимости утвержденную форму бланка можно дополнить реквизитами, учитывающими специфику деятельности организации. При этом все имеющиеся реквизиты должны остаться неизменными: удалять какие-либо из них нельзя.
Форматы утвержденных бланков являются рекомендательными - их можно менять. Точно так же можно по своему усмотрению вносить в бланки элементы художественного оформления.
В бланке должны быть заполнены все строки. Если какой-либо показатель, предусмотренный в форме, отсутствует, в соответствующей строке ставится прочерк.
Особенности применения бланков БО-1 - БО-13
Отличительной особенностью предприятий сферы бытового обслуживания является то, что наличие контрольно-кассовой техники не освобождает их от оформления договора (квитанции) с заказчиком (если только услуга не оказывается в присутствии заказчика). Об этом гласит пункт 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.97 N 1025 (далее - Правила бытового обслуживания).
В договоре (квитанции) должны быть указаны:
- фирменное наименование (наименование) и юридический адрес организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
- вид работы (услуги);
- цена работы (услуги);
- точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется (услуга оказывается) из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
- отметка об оплате потребителем полной цены работы (услуги) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
- дата приема и исполнения заказа;
- гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
- должность лица, принявшего заказ, его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ, если данные реквизиты не печатаются на кассовом чеке.
В качестве такой квитанции может быть использован один из бланков строгой отчетности БО-1 - БО-13. Иными словами, эти бланки могут использоваться не только для оформления наличных расчетов, но и договорных отношений с заказчиком, как того требуют Правила бытового обслуживания.
Разъяснения по применению бланков БО-1 - БО-13 приведены в Методических указаниях по порядку заполнения и применения форм бланков строгой отчетности при оказании бытовых услуг, разработанных ОАО "Росбытсоюз" и согласованных с Минфином России. Они направлены налоговым органам письмом Госналогслужбы России от 31.03.98 N ВК-6-16/210.
Методические указания увязывают бланки строгой отчетности с кодами Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163 (см. таблицу). Так, организации и предприниматели, оказывающие услуги по кодам ОКУН 015100 "Химическая чистка", 015200 "Прочие услуги по химической чистке", 015300 "Крашение", 018325 "Окраска кожаных пальто и курток", вправе оформлять прием от населения наличных денег за свои услуги путем составления формы БО-5 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции".
Эта форма выписывается в трех экземплярах под копирку. При заполнении квитанции указываются (п.18 Правил бытового обслуживания):
- наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура;
- имеющиеся дефекты, не удаляемые при химической чистке;
- дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и др.).
Первый экземпляр (наряд-заказ) сопровождает заказ в производство и является основанием для списания материальных ценностей и начисления заработной платы. Он также служит основанием для оценки качества оказания услуги (при неудовлетворительном выполнении заказа заказчик отрывает от него специальный талон).
Второй экземпляр (квитанция) передается заказчику для подтверждения заказа и его стоимости (при предварительной форме оплаты). После получения заказа квитанция остается у заказчика. При этом на всех экземплярах делается отметка о выдаче выполненного заказа, подтвержденная подписью заказчика.
Третий экземпляр (копия квитанции) используется для учета выручки. При последующей форме оплаты данные по оплате заказа вносятся во все три экземпляра при оплате заказа. Затем копия квитанции передается в бухгалтерию предприятия по реестру и служит контрольным документом для учета квитанций и заказов.
Пример
Организация оказывает услуги по химической чистке изделий, а также прочие услуги по химической чистке (код ОКУН 015100 и 015200). 12 мая 2003 года заказчик сдал организации зимнее пальто для химической чистки и антимолевой обработки. Норматив времени для чистки пальто данного типа - 10 дней, но фактически заказ был выполнен только через 14 дней.
Стоимость химчистки - 500 руб., антимолевой обработки - 300 руб. Согласно внутренним правилам организации клиентам, заказывающим услуги на сумму свыше 500 руб., предоставляется скидка 5% от общей суммы заказа.
Дефектов в момент приемки выполненного заказа не обнаружено.
Образец заполненного бланка БО-5 приведен.
Таблица. Бланки строгой отчетности, применяемые при оказании
бытовых услуг населению
Код услуги по ОКУН (без кон- трольного чис- ла) |
Наименование услуги | Бланк строгой отчетности |
011100 011200 011300 011400 012100 012200 012300 012400 012500 012600 013100 013200 013300 013400 013442-013448 013449 014100 014200 014300 015100 015200 015300 015400 016100 016200 016300 018100 018200 018301-018307 018308-018319 018320 018321-018324 018325 018326-018331 019100 019200 019300 019400 019500-019506 019507-019517 019600 019700-019752 019701-019712 019713-019724 |
Ремонт обуви Окраска обуви Пошив обуви Прочие услуги по ремонту обуви Ремонт швейных, меховых и кожаных изде- лий, головных уборов и изделий текстиль- ной галантереи Пошив швейных, меховых и кожаных изде- лий, головных уборов и изделий текстиль- ной галантереи Прочие услуги по ремонту и пошиву швей- ных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи Ремонт трикотажных изделий Пошив и вязание трикотажных изделий Прочие услуги по пошиву и вязанию трико- тажных изделий Ремонт и техническое обслуживание быто- вой радиоэлектронной аппаратуры Ремонт бытовых машин Ремонт бытовых приборов Ремонт и изготовление металлоизделий Изготовление ювелирных изделий Ремонт ювелирных изделий Изготовление мебели Ремонт мебели Прочие услуги по ремонту и изготовлению мебели Химическая чистка Прочие услуги по химической чистке Крашение Услуги прачечных, в том числе прачечные самообслуживания Ремонт жилья и других построек Строительство жилья и других построек Прочие услуги, оказываемые при ремонте и строительстве жилья и других построек Услуги фотоателье, фото- и кинолаборато- рий Транспортно-экспедиторские услуги Услуги газификации Услуги по переработке сельскохозяйствен- ных продуктов Изготовление валяной обуви Граверные работы, изготовление и ремонт деревянных лодок, ремонт игрушек Окраска кожаных пальто и курток Ремонт туристического снаряжения, распи- ловка древесины, изготовление визитных карточек, пригласительных билетов, пере- плетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы, зарядка газовых бал- лончиков, замена элементов питания, ксе- рокопирование, резка стекла и др. Услуги бань и душевых Прочие услуги, оказываемые в банях и ду- шевых Услуги парикмахерских Услуги предприятий по прокату Услуги по организации похорон, захороне- нию, кремации и т.п. Услуги по уходу за могилами, изготовле- ние гробов, памятников и т.п. Обрядовые услуги Прочие услуги непроизводственного харак- тера, кроме: Ломбард: хранение Ломбард: прием вещей под ссудный залог от населения |
БО-2, БО-9 и БО-11(02) БО-2, БО-9 и БО-11(02) БО-2 БО-2, БО-9 и БО-11(02) БО-4, БО-1, БО-3, БО-2, БО-9 и БО-11(02) БО-4, БО-3 и договор или те- хнологический документ*(1) БО-2 БО-4, БО-1, БО-3, БО-2, БО-9 и БО-11(02) БО-4, БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-4 БО-4, БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-10 ДМ БО-10 ДМ БО-1, БО-3 и договор*(1) БО-1, БО-3, БО-3 и дого- вор*(1) БО-1, БО-3, БО-3 и дого- вор*(1) БО-5 БО-5 БО-5 БО-12, БО-3 БО-1, БО-3, БО-3 и дого- вор*(1) БО-1, БО-3 и договор*(1) БО-1, БО-3, БО-3 и дого- вор*(1) БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-3 БО-1, БО-3 БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-2 БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-5 БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-11(01) и БО-11(02) БО-6, БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-13(02), БО-3, БО-1 *(2) БО-13(01), БО-1, БО-3 *(2) БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-3, БО-9 и БО-11(02) БО-8 БО-7 |
*(1) Заключение договора по видам услуг 012200, 014100, 014200, 014300, 016100, 016200, 016300 осуществляется в случае оказания услуг, требующих выполнения большого объема сложных работ с использованием значительного количества комплектующих материалов или изделий и с большим числом усложняющих элементов. *(2) Формы БО-3 и БО-1 применяются для единичных (некомплексных) услуг, в том числе изготовление венка, гроба, починка оград, уход за могилами и т.д. |
Утверждена Министерством финансов Российской Федерации в 1995 г.
Квитанция N 034 251
Серия АБ 034 251
ООО "Техинвест"
ИНН 7705135648
Адрес: 111397, г.Москва, ул. Ленина, д.56
Тел.: 158-89-39
/----------------\
Заказчик Н.Н. Петров Форма БО-5 | |
---------------+----------------|
Адрес г.Москва, ул. Перовская, д.29 Подразделение | |
---------------+----------------|
Телефон 123-25-69 Код услуги | 015100, 015200 |
---------------+----------------|
Дата приема | 12.05.2003 |
---------------+----------------|
Дата выполнения| |
(план.) | 22.05.2003 |
---------------+----------------|
Дата выполнения| |
(факт.) | 26.05.2003 |
--------------------------------/
Наименование ве- щи |
Краткое описа- ние вещи |
Описан. дефект. (усл. обозн.) |
Оценка вещи |
Вес, размер, к-во |
Пальто зимнее | меховое с во- ротником, чер- ного цвета |
- | Состояние удовлет- воритель- ное |
1 шт. |
Наименование услуг (работ) и видов до- плат (скидок) |
Номер позиции по прейскуранту |
Стоимость |
Химчистка Несминаемая складка Антистатическая обработка Антимолевая обработка Аппретирование Срочность Выездное обслуживание Итого Ремонтные работы |
12 | 500 |
- | - | |
- | - | |
5 | 300 | |
- | - | |
- | - | |
- --------------- --------------- - |
- | |
800 | ||
- | ||
Скидка за объем работ (5%) | - | -40 |
Всего | 760 | |
Семьсот шестьдесят рублей 00 копеек Иванов
------------------------------------------------------ -----------------
Деньги в сумме (прописью) получил Приемщик
С определениедефектов вещей, их оценкой и правилами
приема и выполнения заказа согласен Петрова
-----------------
Заказчик
Расход материалов на ремонтные работы 034251
Наименование ма- териалов |
Номенклатур- ный номер |
Единица из- мерения |
Цена | Количес- тво |
Стоимость |
- | - | - | - | - | - |
Отрывается при неу- Итого ___________________
довлетворительном ________________________________ _________________
выполнении заказа и Деньги в сумме (прописью) Приемщик
обслуживания получил
Стоимость материалов
оплатил ________________
Заказчик
В.Н. Журавлев,
референт налоговой службы I ранга,
Управление МНС России по г. Москве
"Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99