В городе даже стал развеиваться образ "злого налоговика"
Для большинства из нас Анапа - известный черноморский курорт. Однако, как выяснила наш корреспондент Юлия Воробьева, кроме моря и пляжей есть здесь еще одна достопримечательность - городская налоговая инспекция. Вот уже больше года налогоплательщики в ней - настоящая редкость.
Всю отчетность за более чем 16 тыс. юридических и физических лиц сдают так называемые налоговые аудиторы.
Если бы не огромная вывеска на фасаде здания, можно было бы подумать, что это не налоговая инспекция, а больница без пациентов. Тишина. В коридорах изредка встречаются сотрудники. В общем, скука. "У вас, что, всегда так?" - спросила я руководителя ИМНС России по г.Анапа Евгения Степановича Царева.
Теперь да. Но не так давно все было иначе. В городе зарегистрировано 14 тысяч индивидуальных предпринимателей и 3,6 тысячи фирм. В сезон отпусков к ним добавляются 5,3 тысячи квартиросдатчиков и еще несколько тысяч мелких предпринимателей. Вплоть до 2001 года вся эта масса налогоплательщиков во время сдачи отчетности буквально штурмовала инспекцию. И если организации знали, как составлять и куда сдавать отчетность, то граждане, особенно те, кто занимаются каким-нибудь видом деятельности эпизодически, допустим три месяца в году в курортный сезон, стучались в каждую дверь. Создавались очереди. Доходило до смешного: приходя на работу в пять утра, охранники инспекции нередко встречали полусонных предпринимателей на ступеньках.
Значит, сама жизнь подтолкнула вас искать выход?
Совершенно верно, мы решили покончить с очередями. Способ вроде бы очевиден - переходить на электронную отчетность. Но вот беда: далеко не у всех налогоплательщиков есть элементарное техническое оснащение для этого. К тому же не все предприниматели и даже бухгалтеры из-за частых изменений в налоговом законодательстве могут вовремя правильно сориентироваться.
В 2001 году инспекция включилась в программу МНС России по модернизации налоговых органов. И вопрос о переходе на электронную отчетность стал ключевым. К тому времени в городе уже работали три аудиторские фирмы, которые на договорных началах готовили отчетность для налогоплательщиков. Так что идея привлечь их, можно сказать, возникла сама собой. Но плотно работать с ними мы начали с февраля 2002 года. Мы провели совещания с руководителями всех трех фирм. Они согласились не только составлять отчетность, но и переносить ее на магнитные носители и передавать ее в электронном виде в инспекции.
Расскажите, каким образом вы сотрудничаете?
Все очень просто. Налогоплательщики заключают договоры с аудиторскими фирмами, по которым те обязуются за плату перевести бумажную отчетность на дискеты. Далее вместе с бумажной версией передать их в налоговую инспекцию и вернуть документы налогоплательщику с отметкой инспектора.
Впрочем, аудиторы не только набивают цифры. Они могут составить всю отчетность за налогоплательщика, основываясь на предоставленных им данных. Налогоплательщик сам решает, кому из аудиторов доверить свою отчетность. Мы лишь информируем: какие есть аудиторские организации, где находятся, что делают и во сколько обходятся их услуги.
Во сколько, кстати?
Расценки на услуги по подготовке отчетности - это было первое, о чем мы договорились с аудиторами. Мы поставили жесткое условие - цены должны быть приемлемыми и не должны повышаться. В зависимости от объема отчетности перевод ее в электронную форму и отправка в инспекцию обходится в 50-200 рублей в месяц. Изредка выходит 300 рублей - если декларация сложная, как, например, по ЕСН. В итоге для небольшой фирмы такое вот "налоговое" обслуживание у аудиторовобходится примерно в 6 тысяч рублей в год.
Небольшая, но все же сумма. Как вам удалось убедить налогоплательщиков расстаться с ней ради услуг аудиторов? Что, по вашему мнению, выигрывают налогоплательщики от появления промежуточного звена между ними и инспекцией?
Они избавляются от необходимости стоять в очередях. К тому же снижается риск допустить ошибку в отчетности. Аудиторы ведь не механически ее набивают - программа ищет нестыковки и, если находит, подает сигнал.
На все это мы и сделали упор в рекламной кампании. Готовить налогоплательщиков мы стали сразу, как только приняли решение сотрудничать с аудиторскими фирмами. Оповещали о нововведениях в работе инспекций и разъясняли их необходимость во всех средствах массовой информации. Нашу рекламу передавали по телевидению и радио. Более того, размещали информационные щиты на улицах. Словом, всеми доступными средствами объясняли горожанам, что все это делается ради них. И так каждый день в течение месяца. К концу кампании об аудиторах стали говорить даже водители и садовники.
Говорят, на обслуживание к аудиторам перешли практически все налогоплательщики.
Знаете, когда говорят "100 процентов", то это, конечно, преувеличение. Да и неправильно это было бы. Часть налогоплательщиков по-прежнему сдают отчетность "по старинке" в инспекции или по почте. На крупных предприятиях отчетностью занимаются их собственные бухгалтеры. Кроме того, некоторые налогоплательщики находятся далеко от города и их сложно подключить к аудиторам. По нашим данным, на сегодня через аудиторов сдают отчетность 60 процентов юридических и 90 процентов физических лиц.
А как на практике выглядит сдача отчетности?
Все достаточно просто. Ежедневно аудиторы принимают налогоплательщиков и забирают у них бумажную отчетность. В течение дня они вводят ее в компьютер. В 16.00 они приходят в инспекцию - одна фирма, вторая, третья - с интервалами в 15 минут и приносят дискеты. Вместе с дискетами аудиторы сдают и бумажную отчетность. Инспектор расписывается в акте о получении дискет и передает его аудитору вместе с подписанными экземплярами бумажной отчетности. Дальше с электронной отчетностью работает отдел ввода и обработки данных.
Кроме того, в инспекции работают по одному сотруднику от всех трех фирм. Это сделано для удобства налогоплательщиков. Допустим, приходит предприниматель, которому надо срочно сдать декларацию. Мы не отправляем его к аудиторам: тратить время, заключать договор и так далее. Все это можно сделать прямо в инспекции.
А если в отчетности обнаружится ошибка?
Ошибки бывают крайне редко, ведь аудиторы все проверяют. Если все же недочеты случаются, наши работники замечают их сразу. Программа приема отчетности сама подсказывает о неувязках. Но такие случаи исключение. В крайнем случае, инспектор просто вернет дискету.
А как же штрафы?
А почему вы считаете, что нам нужны штрафы? Ведь работа через аудиторов улучшила качество отчетности во много раз. Нарушений действительно почти нет. Мы даже благодарны аудиторским фирмам за то, что они способствуют упреждению нарушений.
Понимаете, если работать по-старому, получилось бы, что налогоплательщик, не разобравшись в законодательстве, рисковал бы "нарваться" на пени и штрафы. В нашем же случае он без оглядки может осуществлять свою деятельность, развиваться и увеличивать свои доходы и соответственно платежи в бюджет.
Вы избавили свою инспекцию от очередей. Но, может, они теперь просто переместились в аудиторские фирмы? Случается ли получать жалобы на аудиторов со стороны налогоплательщиков?
Крайне редко. Помню, на одном из семинаров ко мне подошли предприниматели и пожаловались, что два дня стоят в аудиторской фирме в очереди. В тот же день мой заместитель пригласила сюда представителей этой фирмы и попросила разобраться. На следующий день вопрос был решен. Проблемы возникали в основном на первых порах. Просто в аудиторской фирме не рассчитывали на такой поток налогоплательщиков и полагали, что у них достаточно сотрудников. Пришлось им расширять штат.
Честно говоря, хотелось побеседовать с кем-нибудь из налогоплательщиков о новой системе, но по дороге сюда никого не встретила.
Это неудивительно. Но нельзя сказать, что к нам совсем не приходят бухгалтеры. Советую вам заглянуть в отдел по работе с налогоплательщиками. Сейчас идет выдача справок об отсутствии задолженности, поэтому несколько человек вы там наверняка встретите.
Да? А я почему-то не заметила этого отдела:
Простите, забыл вам сказать: для этого отдела мы сделали отдельный вход. Решили, что так будет удобнее и спокойнее всем. Там девять окон, в которых принимают отчетность, выдают справки и так далее. Там же и консультацию можно получить, и сверку по лицевому счету сделать.
Ну что ж, спасибо вам за интересную беседу, и позвольте задать последний вопрос. Какие планы у инспекции по развитию этой системы?
Мы хотим полностью избавить налогоплательщиков от ведения и сдачи отчетности, переложив это на аудиторов. И у нас есть все основания рассчитывать на успех. Наши подсчеты показывают, что для налогоплательщиков это будет дешевле и удобнее. Уже сейчас при постановке фирмы или предпринимателя на налоговый учет мы рекомендуем обращаться за помощью к аудиторам. Налогоплательщики должны заниматься бизнесом, а не стоять в очередях.
Разумеется, картина была бы не полной без комментариев представителей двух других сторон: налогоплательщиков и аудиторских фирм. Вот что они рассказали.
"Сдавать отчетность через аудиторов для нас очень удобно, - подтвердила мне предприниматель Елена Караваева. - Во время подготовки и приема отчетности все проверяет программа, поэтому вероятность ошибки практически сводится к нулю. Не везде есть грамотный бухгалтер, а многие наши предприятия вообще бухгалтеров у себя не держат с целью экономии средств, поэтому им очень выгоден аудитор".
Конечно, не все разделяют эту точку зрения. "Мы не сдаем отчетность через аудитора, хотя это, безусловно, удобно, - признался бухгалтер сельскохозяйственного объединения, просивший не называть его имени. Услугами аудиторов пользуются те налогоплательщики, которые не могут сами составлять отчетность. Нам же незачем тратить лишние деньги".
И все - таки большинство опрошенных мною налогоплательщиков придерживается мнения, что новая форма работы выгодна всем. Эту точку зрения разделяют и представители аудиторских фирм - участников проекта. "Когда создается что-то новое, всегда есть место для сомнений. Понадобилось время, чтобы их развеять, убедить скептиков в работоспособности системы, - поделилась со мной своим мнением Елена Сусенко, начальник отдела по обслуживанию предпринимателей одной из этих фирм. - А сейчас механизм отлажен и приносит ощутимую пользу всем трем сторонам. Аудиторские фирмы могут зарабатывать, инспекции не приходится принимать у себя по 200 человек в день, да и налогоплательщику приятней общаться с нами. С нами проще найти общий язык. В итоге в городе даже стал развеиваться образ "злого налоговика". Это дорогого стоит".
"Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99